`Лесные зоны России`-урок географии в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Методические материалы

`Лесные зоны России`-урок географии


ОПИСАНИЕ

Название: `Лесные зоны России`-урок географии
Тип: Методический материал
Предмет: География
Класс: 8 класс
Описание: Учитель: Зенькина Н.М.
Урок географии:
Лесные зоны России, 8 класс.
Цели урока по содержанию
Образовательные:
базовый уровень: особенности Г.П. климата почв, растительности, животного мира, лесной зоны России. Своеобразие природы.
повышенный уровень: указать на взаимосвязи компонентов внутри лесной зоны.
углубленный уровень: объяснить причину изменения компонентов природы внутри лесной зоны.
Развивающие:
базовый уровень: установить влияние Г.П. на компоненты природы, на основе анализа карт атласа, текста учебника.
повышенный уровень: основные причины формирования природных зон при движении с севера на юг и подзон при движении с запада на восток.
углубленный уровень: оценить взаимосвязь компонентов природы и хозяйственной деятельности человека, а также изменение природно-хозяйственной зоны лесов под влиянием антропогенных факторов.
Воспитательные:
Способствовать формированию географической культуры личности. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников через формирование информационно-коммуникативной компетентности. Развитие экологической культуры учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Технология: уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая.
Методы и приемы:
словесный (рассказ учителя, сообщения учеников, беседа);
наглядный (компьютерный);
частично-поисковый и исследовательский;
Оборудование: Карта природных зон Мира, зоогеографическая карта, атласы, раздаточный материал.
План урока:
1.Организационный момент 1 минута
2.Проверка домашнего задания (знаний и умений) 15 минут
3.Изучение нового материала 22 минуты
4.Контроль усвоения нового материала, его закрепление 5 минут
5.Домашнее задание 2 минуты
1.Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку. Приветствие учителя.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: Природная зона как природный комплекс. Природные зоны России. Давайте вспомним: Что такое ПТК? (природно-территориальный комплекс) это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. Какие природные комплексы можно выделить на Земле? .(ПТК - материков, океанов, зональные, азональные,, антропогенные).
Самый крупный ПТК Земли. Географическая оболочкаПриродные зоны расположены на Земле не хаотично , а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? ( Широтная зональность) Кто обнаружил наличие этой закономерности? ( Немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольд (Установил связь между климатом и растительностью). А кто доказал, что зональность это общий закон природы ( В.В Докучаев). Что является ведущими компонентами(факторами) формирования природных зон? ( различное соотношение тепла и влаги). Кто дал характеристику всех прир.зон и показал, что прир. зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов? ( Лев Семенович Берг) Пр. зоны как еще называют?( Ландшафтом или географическими)
С какими природными зонами мы познакомились? (Арктические пустыни, тундра, лесотундра) Вам было дано 3 задания: Слайд1. Зад,А(на -5); Слайд.2 .Б (на- 4 ); Слайд3.Зад.С( на -3балла).
Зад.А: обоснуйте закономерность смены пр.зон нашей страны;(наблюдается смена пр.зон с сесера на юг, от арктических пустынь до полупустынь, что вызвано изменением угла падения солнечных лучей, т.е проявлением закона широтной зональности.)
Как приспособлен животный и растительный мир аркт.пустынь к среде обитания; ( раст. мир аркт. пустынь представлен мхами и лишайниками-это многолетние растения, выживающие здесь благодаря низкому росту. Животные выживают в суровом климате, благодаря густому шерстному покрову и жировой прослойке.)
Объясните, в чем причина сильной уязвимости природы зоны тундр?(причина заключается в том, что скудные запасы тепла, распространение многолетней мерзлоты не позволяют растительности и животным быстро восстанавливаться после нерационального антропогенного воздействия)
Зад.В: дать характеристику компонентов аркт.пустынь, тундры, лесотундры .
1.Для аркт пустынь характерны: Очень холодная , суровая зима, лето-холодное, ср.температурф июля около 0С, льды, снег( и зимой и летом), айсберги, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, летом-полярный день. В связи с тем что растительный покров скуден и пища только в море-преобладают хищники(белый медведь,моржи, тюлени.. Часть обитателей (птиц)-сезонные, прилетают в светлое время года-летом
2.Для тундр характерны: Полярный день и полярная ночь, малая мощность плотного снежного покрова, сильные ветры, короткое прохладное лето, большое количество осадков ,множество озер и болот, нет деревьев,( господство мхов, лишайников, кустарничков-брусника, черника, морошка, карликовая березка). Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы. Почвы-тундрово-глеевые.
3. Лесотундра:Ср.темп. июля+10..+14С, годовая сумма осадков-300-400мм.Испаряемость маленькая, поэтому лесотундра-одна из наиболее заболоченных пр.зон. Это переходная зона от тундры к тайге Здесь есть как тундровые так и лесные сообщества растений и животных.
Зад С: дать характеристику географического положения аркт.пустынь, тундры, лесотундры.
Аркт.пустыни занимают острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля.(показать на карте) и на крайнем севере п-ва Таймыр.
Тундра занимает севернее побережье России: от западной границы страны до Берингова пролива. Тундры местами доходят до Северного полярного круга. Наибольшей протяженности с севера на юг зона достигает в Западной и Средней Сибири
Поднимите руки кто выполнил задания А? В? С? (Дети отвечают, начиная с зад.С)
Тест с самопроверкой. (5мин)
Слайд 4 . Результаты проверки:
9-10 правильных ответов-5
7-8 правильных ответов- 4
5-6 правильных ответов-3
Менее 5- 2
Слайд 5. (ответы ) 1вариант. 1-в; 2-а; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-б; 9-в; 10-б.
2 вар. 1-б; 2-б; 3-б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-б; 8-в; 9-а; 10-б.



Вар.1. 1.Природная зона арктических пустынь расположена:
а) на островах Тихого океана
б) на островах Индийского океана
в) На островах Северного ледовитого океана
2. В Арктике для растений и животных сложились ..
а) суровые условия
б) комфортные условия
3. В ледяной зоне растут
а) кедры, берёзы, черёмуха
б) лишайники, мхи, полярный мак
в) бузина, орешник, айва
4. В Арктике обитают животные:
а) бобры, нутрии, хомяки
б) волки, белые медведи, рыси
в) моржи, тюлени, белые медведи
5.Найди верную цепь питания:
а) ягель---олень---лиса
б) растения --- лемминги --- полярные совы;
в) заяц---волк---песец






6.Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
7.Тундра расположена ...
а) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.
8.Растения тундры ...
а)высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
9.К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
10.В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.



Вар.2.1.Растения тундры ...
а)высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
2. В ледяной зоне растут
а) кедры, берёзы, черёмуха
б) лишайники, мхи, полярный мак
в) бузина, орешник, айва
3.Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
4. В Арктике обитают животные:
а) бобры, нутрии, хомяки
б) волки, белые медведи, рыси
в) моржи, тюлени, белые медведи
5.В тундре обитают ...
а) верблюды, лошади, коровы
б) тюлени, моржи, киты;
в) песцы, лемминги, волки;
6. В Арктике для растений и животных сложились ..
а) суровые условия; б) комфортные условия;



7.Природная зона арктических пустынь расположена:
а) на островах Тихого океана
б) На островах Северного ледовитого океана
в) на островах Индийского океана
8.Тундра расположена ...
а) на возвышенностях;
б) в горах;
в) на равнинах .
9.Найди верную цепь питания:
а) растения --- лемминги --- полярные совы;
б) ягель---олень---лиса
в) заяц---волк---песец
10.К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) карликовая ива, мох-ягель, черника
в) кедр, осина, пальма;



3.Изучение нового материала
Слайд 6. Тема урока: Лесные зоны России. Записываем в тетрадь.
Слайд7 (карта пр.зон)
Учитель: Лесная зона занимает свыше 60% территории России. Это одна из самых больших лесных областей в мире, которая простирается от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Если всех жителей России равномерно по одному разместить в лесах, то мы не только не увидели бы, но и не услышали бы друг друга. Ведь на каждого пришлось бы по 5 гектаров леса!
Слайд 8 -14. Общая характеристика лесов России.
Леса России разнообразны по видовому составу и числу древесных пород. В холодном климате русского Севера лес растет медленно, зато вырастает упругим и крепким. Полоса хвойных лесов это самый большой из природных поясов нашей страны. В таежной зоне суровая зима. Почвы сильно промерзают. На западе Европейской части сосновые леса, на востоке еловые, в Западной Сибири ель вперемешку с пихтой и сибирским кедром. За Енисеем мало снега, морозы же сильны, поэтому оттаивает только верхний слой земли. Поэтому главное дерево в Восточной Сибири лиственница. У нее корни идут не вглубь, а вширь. Южнее тайги находятся смешанные и широколиственные леса из клена, вяза, ясеня, дуба.
Ребята, во взаимосвязи каких природных компонентов складывается природная зона лесов?
(рельеф, воды, климат, почвы, растительный и животный мир)
Слайд 15. Диаграмма пород деревьев лесной зоны России
Слайд 16. Запись в тетрадь: Леса-основная природная зона России. Они образуют две природные зоны: зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов
почвы лесов подзолистые, дерново-подзолистые и серые лесные. Климат лесов: умеренный пояс, лето теплое, зима от снежной, умеренно холодной до суровой.
Найдите на климат. карте ср. температуры зимы и лета( июль +15..+17С, январь -8..-40С.)
Слайд17-21. Типичные обитатели зоны лесов: Медведь, лось, соболь, бурундук, тетерев.
Физкультминутка. Слайд 22.
Слайд 23. Березы (Звучит музыка , звуки леса)
Самостоятельная работа. Предлагаются 3 разноцветных карточки с разноуровневым заданием (ученик сам выбирает с какой карточкой он будет работать)
Выполните задания, используя ∮24, атлас.
( Ответы записывают на раздаточном материале, в конце урока сдают учителю)
Уровень А (Красная карточка- на 5 )
1.Сравните тайгу Западной и Восточной Сибири .
2. Сделайте вывод: возможность использования ресурсов лесной зоны и экологические проблемы лесов.
1.(ответ)
Компоненты пр. зоныЗападная СибирьВосточная Сибирь
КлиматКонтинетальныйРезко-континетальный
УвлажнениеИзбыточное, болотаСуровая зима, вечная мерзлота
ПочвыПодзолистыеМерзлотно-таежные
РастенияЕль, сосна сибирская(кедр),пихта, лиственницаЛиственница
ЖивотныеБурый медведь, лось, рысь, белка, соболь, бурундук, волк, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клест.

Уровень Б ( Синяя карточка на 4)
Ответьте на вопросы: 1.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?
2.Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?
3. Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?
(1. Увеличение среднегодовых температур к югу создает благоприятные условия для произрастания лиственных деревьев. Климат зоны смешанных и широколиственных лесов отличается более мягкой зимой и теплым летом.
2.Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев каждой осенью обилен; более длинное лето увеличивает продолжительность процессов почвообразования.
3.Тайга темнохвойная состоит из ели, пихты- теневыносливых пород.(европейская часть зоны и Западная Сибирь) Светлохвойные леса-сосновые и лиственничные леса Восточной Сибири, т.к лиственница, имеющая корни в поверхностном слое почвы, не образует густых зарослей.)


Уровень С ( Желтая карточка на 3)
1.Заполните таблицу:
ТайгаСмешанный лесШироколиственный лес
РастенияЖивотныеРастенияЖивотныеРастенияЖивотные


2. Ответьте на вопрос: Какую роль играет лес в жизни человека?
Слайд 24. 4.Контроль усвоения нового материала, его закрепление
1.Исправь географические ошибки в тексте:
Лесная зона расположена к северу (правильно к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно редкими) животными являются: зубр, амурский тигр. Лес не является (правильно является) домом для растений, животных, грибов.
2.Назовите основные правила поведения в лесу.
Слайд 25.
Слайд 26. 5.Домашнее задание
прочитать ∮24 и составить план ответа;
прочитать ∮24 и ответить на вопросы стр.139
Сделать компьютерную презентацию на тему Леса России или составить кроссворд Растения и животные лесов России
Рефлексия.
Слайд 27. Спасибо!
Литературные источники, используемые при подготовке к уроку:
1.География `Природа России` 8 класс, И.И.Баринова. - М.: Дрофа, 2009
2.Энциклопедия для детей. География. Москва. Аванта + , 2001.
3.Поурочные разработки по географии 8класс,Е.А.Жижина.-Москва ВАКО,2011.


Добавила:
надежда михайловна зенькина
надежда михайловна зенькина


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Александровна Боганис2013-12-22 06:05:38 - Ирина Александровна Боганис
Прекрасный урок Спасибо!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Большое спасибо!
Иирр Тирр
Красота и доброта. Если провести простенький тест на тему: Где поставить запятую в предложении Эту страничку продолжить нельзя закрыть , то , думаю, 100% -ное одобрение получит запятая после продолжить )))) Ведь это разговор не только о розах, хотя она, безусловно, царица цветов. А шикарный пир для очей пионов, а элегантность тюльпанов, а очаровательная вислоухость ирисов, а спокойствие и уют васильков, а завораживающее многообразие цинний, а фееричность космеи, а нежность и наивность незабудок, а а а.. Можно продолжать до бесконечности. Потому что это разговор о КРАСОТЕ, которая и есть связующая нить между душами людей., потому что красота рождает желание поделиться с ней с кем то, а это в свою очередь рождает доброту, а добрая душа не может быть злочинной. А ведь красота, она повсюду, и во взаимоотношении людей (романтика, любовь), и в музыке, и в живописи, и в общении, и в природе, и в речевом общении, если за ним стоит добросердечие , но нет места ёрничеству, фанфаронству Там, где не правит красота, Там как цветок завянет слово, Ведь для него одна основа Полёт фантазии, мечта Там, где не правит красота, Унынье там царит и хаос, Там сострадание и жалость Съедает будней маета Там, где не правит красота, Зло возникает беспричинно Идей рождение злочинных, И оглушает пустота Когда ж в душе есть красота, К ней не пристанет грамма дряни, Она к добру и свету манит , Как истина бесценна и проста... Но к сожалению, сейчас весь мир находится в возбуждённом состоянии, и КРАСОТА где-то потеряла свою приоритетность, но будем надеяться , что станут пророческими строки Э.Асадова: Впрочем, сколько человек не бегает Средь житейских бурь и суеты, Только сердце всё равно потребует Рано или поздно КРАСОТЫ Хочу предложить ещё одну картину Риты Бекман Колючка. Казалось бы репейник, ну что с него возьмёшь А вот ночь, серебро Луны и мастерство художника что сделали!!! Кустик как будто светится каким то внутренним светом, уж и Луна не такая яркая, озорные ночные облака-непоседы, гоняясь друг за другом, прикрыли её, но репейник будто бы успел впитать тот волшебный лунный свет, которым одарила его Луна в начале ночи И вот он дарит теперь это серебро всем, кому не спится в этот час. Это ли не волшебство, которое дарит нам КРАСОТА! 6813336-a3298085 Бежит себе, как будто в никуда, Пыля под жарким Солнышком дорога, А по обочинам лопух и лебеда, Колючками репей цепляется за ноги Невзрачный, Приставучий, как репей Иной раз о зануде скажут люди, Искать в нём красоту, всего скорей, Никто, пожалуй что, не будет Но отгорит малиновый закат, Сгустятся сумерки, и звёзды засверкают, Цикад вечерних песни отзвучат, И выйдет к людям спутница ночная Вот заливая мир весь серебром, Послав привет всем тем, кому не спиться,, Колючку обласкает вдруг лучом, И та в царицу ночи превратится Вот-вот взойдёт она несуетливо На подиум моделью длинноногой, В наряд одета лунного пошива, Пленяя взор красоткой-недотрогой. Так красоту не надо где-то там искать, Она во всём, и царствует повсюду, Лишь только надо душу открывать Всему простому, как большому чуду И всегда при мыслях о красоте и доброте вспоминается наша Валя Толкунова, слушать которую можно до бесконечности. Вот очень красивая песня В омут головой, которую я нашёл только в студийной записи. 6813335-a3298085
Светлогорск тоже чудесный город и море рядом, и до Калининграда совсем близко. Ищите в жизни плюсы, жизнь будет веселее.
Алина Александровна, спасибо за чудесные строки) Говорят о любви: Ирина Трохимец: С годами становишься мудрее и вкладываешь в это понятие совсем другое значение, нежели в молодости. Для меня любовь это, в первую очередь, крепкое мужское плечо рядом и надежность. А также доверие, взаимопонимание и моральная поддержка. https://zelwa.by/dlya-menya-lyubov-eto-chuvstvo-uvazheniya-ko-vtoroj-polovinke-zelvency-rasskazyvayut-chto-takoe-nastoyashhaya-lyubov/
Спасибо за картотеку. Возьму на заметку.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/