Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа с ЭОР, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Одно из направлений формирования ИКТ- компетентности учащихся — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников.
Электронное пособие «Природа, человек, общество» обеспечивает поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают условия для индивидуализации процесса обучения (упражнения, тесты, игровые сюжеты).
Наиболее полно отвечают целям и задачам предмета «Окружающий мир» и способствуют формированию ИКТ-компетенций учащихся следующие ЭОР :
- Аствацатуров Г.О., Аствацатурова Т.П., Жилина Т.И., Шевченко Л.Е., Шерихова И.Я. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. – Новый Диск, 2007;
- Увлекательный мир астрономии. – Новый Диск, 2002;
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010. – Кирилл и Мефодий, 2010;
- Экология. – Новый Диск, 2002;
- Природа России. – МГУ им. Ломоносова, 2004;
- Природа и человек. – Новый Диск, 2002;
- Интерактивные карты для начальной школы + 1С: Конструктор интерактивных карт. – 1С-Паблишинг, 2009;
- Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками: Программно-методический комплекс. – Новый Диск, 2010.
На уроках «Окружающего мира»
ИКТ-компетентность наиболее естественно формируется в рамках проектной деятельности. В ходе проведения проектов использование средств ИКТ (например, цифрового микроскопа) позволяет дать детям возможность самостоятельного исследования. Важной составляющей проекта становится написание и оформление отчета об эксперименте или исследовании (теста, фотографий, презентации): возможность рассказать другим о том, что ребенок увидел или открыл для себя. Большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.
Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы.
Асташова Любовь Анатольевна
учитель начальных классов МОБУ "Дмитриевская ООШ"
http://www.proshkolu.ru/org/112-253/file/6081770/