Нарушая нормы - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / Нарушая нормы


ЗАПИСЬ #5658

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


18 марта 2024, 16:59, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

Нарушая нормы

Заметки на полях


Только недавно узнал, что поля в книгах, оказывается, в незапамятные времена начали делать исходя из весьма необычных (в сегодняшнем понимании) соображений. Просто тогда книги очень часто подвергались агрессии со стороны мышей и крыс, которые обгрызали края томов, из-за чего часть текста закономерно пропадала. Поэтому кто-то догадался пожертвовать частью страничного пространства, дабы сохранить написанное. А позже, когда это вошло в традицию и стало нормой, люди уже воспринимали наличие полей как нечто абсолютно естественное. И начали оставлять на чистой полоске бумаги свои пометки, ставить «галочки». Ленин, говорят, очень любил напротив особо понравившихся ему мест ставить латинское sic! («так!»).

Тема полей для меня как для учителя раньше была довольно важной. Не только по вполне понятной причине – меня самого в детстве учили писать в тетрадях лишь там, где это делать разрешалось, но и, как говорится, «просто потому, что это красиво». И я настоятельно рекомендовал своим ученикам не залезать на поля, добавляя, что это заповедная территория, где можно появляться лишь в особых случаях. И вообще, пользуйтесь переносами, они для того и придуманы! А еще вспомните про дорожки и тропинки, они тоже придуманы как раз для того, чтобы люди ходили именно по ним, и если кто-то начнет наступать мимо, топая по газону, будет не очень благовидная картина. Точно так же и у вас в тетради.

Скажу страшное: я даже начал снижать оценки за ведение тетради, если ученик упорно не желал придерживаться необходимых требований и постоянно залезал на поля. Дети возмущались, мол, как же так, это же не русский язык, а всего лишь биология, вам-то не все ли равно, как мы пишем, главное же – что написано. Нет, отвечал я, важно и то и это.

…Сейчас я понимаю, что, наверное, где-то перегибал палку и надо было относиться к проблеме более философски. В конце концов, действительно, если исходить из посыла, что процесс обучения должен быть в радость, мои придирки – еще одна шпилька, которая мешала относиться к моему предмету (да и ко мне, на самом деле) лучше, добрее. Впрочем, если бы все начать сначала, я бы поступил точно так же.

Но к чему я все это вспомнил? Дело в том, что, если человек просто не смог уместить свою мысль в строке (был у меня один ученик, которому для написания слова «хлорофилл» требовалось либо обязательно сделать перенос, либо порушить красную линию), это, так сказать, проблема неумения держать себя в рамках. Точно так же неумелый водитель, выполняя поворот или разворот, обязательно наследит на обочине, ибо дорожное полотно для него слишком узкое. Совсем другое дело – те самые пометки, которые люди делают на полях сознательно. И это уже совсем другая педагогика, иная методика.

Можно ведь не просто заявлять, дескать, поля для учителя, потому что там он ставит свои плюсы, минусы и «галочки», из которых в итоге формируется оценка. Учитель тоже может сказать, что дети на полях могут ставить свои собственные значки, которые помогают им что-либо понять и запомнить. Например, цифры, даты, новые слова. А может, даже и нарисовать какую-нибудь рожицу, если она и в самом деле способна сыграть на лучшее усвоение материала.

Кстати, издатели уже давно освоили эту тему и именно на полях помещают определенные блоки информации – цитаты, выноски, портреты и так далее, поскольку человек воспринимает их отдельно от остального массива, то есть проще и легче.

И вот тут я подхожу к самому деликатному вопросу… Появлялось ли у вас желание сделать пометку в книге, на полях? Если нет, то почему, если да, то что вы там писали? Понимаю, для многих книга превратилась в источник знаний, в который можно лишь смотреть, но ни в коем случае не лезть туда руками, тем более с карандашом или ручкой. А ведь раньше люди поступали именно так и ничуть не комплексовали по этому поводу. Более того, именно вот эти самые пометки помогали им (а также их потомкам) понять, что же именно зацепило человека в тексте, каково его мнение по этому поводу.

В общем, не стесняйтесь, пишите на полях. Главное, чтобы это было со смыслом и на пользу. А не просто «взял и залез».





ОБСУЖДЕНИЕ


Владимир Николаевич Моисеев2024-03-18 20:27:36 - Владимир Николаевич Моисеев
Делать пометки в книге, другими словами портить книгу может
только невежа, для культурного человека есть закладки.
А по поводу неумелых водителей я промолчу, а вот умелый
при развороте обязательно наследит на обеих обочинах,
чтобы не мешать движению другого транспорта, обочины
для того и существуют. Остановись на обочине, пропусти
попутный транспорт, убедись в отсутствии встречного и
после этого выполняй разворот, если нет запрещающего знака.
Светлана Сергеевна Лизунова2024-03-19 00:45:32 - Светлана Сергеевна Лизунова
Я всегда подчеркивала важные для меня строчки
и абзацы в своих книжках. И на полях значки ставила,
которые мне были понятны и нужны.
Мне это помогало запоминать или выделять информацию.
Книжка моя. Что хочу, то и делаю в ней,
если мне это нужно.
Работаю с источником информации так,
как считаю удобным. Она для этого и существует.
И мне все равно, вежа я или невежа.
Татьяна Павловна Гришкова2024-03-19 14:42:19 - Татьяна Павловна Гришкова
В тетрадях на полях следует писать! Наш университетский преподаватель физики на первом занятии сказал: Возьмите толстую тетрадь и справа пишите лекцию. Слева вы дополните тем, что нашли в учебниках - сравнивайте, анализируйте, дополняйте. Так и писали, и не только по физике, оказалось очень удобно, никаких черновиков, все в одной тетради. Потом конспекты к урокам писала так же - справа конспект, слева - что ещё можно было, что не так, чего не хватило? На следующий год конспект переписывала с учетом комментариев. И снова дополняла...
А на полях в книгах писать не могу - табу, заложенное бабушкой и мамой. Закладочки, мои, а в школьных учебниках и книгах - закладочки тети, сестры... Так и оставались... Достались младшим поколениям и соседям.

Кстати, мои ученики очень любили читать мои закладочки в книгах.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Моей целью было порадовать вас, мои дорогие друзья. Кажись я справилась. Обнимаю вас и люблю ПроШколу со всеми её плюсами и минусами.
Замурчательные картинки! Хоть головой повертеть можно, чтобы посмотреть! Какая-никакая физкультура! 😀😅👍
В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-))) А из окна любуюсь яблоней в цвету,.. С надеждой проблематично...
Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/