Творческие способности и их развитие - Государственное учреждение образования `Гимназия №9 имени Ф.П.Кириченко г.Гродно`
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
 ▫ ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
 ▫ История школы в фото
 ▫ ДОСКА ПОЧЕТА
 ▫ Дипломы, грамоты
 ▫ Коллектив гимназии
 ▫ Администрация
 ▫ Для директора и завуча
 ▫ Для классного руководителя
 ▫ Для учителей русского
 ▫ Для учителей химии и биологии
 ▫ Для учителей физики и астрономии
 ▫ Для учителей начальной школы
 ▫ Для учителей географии
 ▫ Для учителя информатики
 ▫ Для учителей математики
 ▫  Для учителей, родителей, учащихся
 ▫ Программа `Мой город`
 ▫ Музей в Гродно
 ▫ Память жива
 ▫ Одаренные дети
 ▫ Талантливые, одаренные (фото)
 ▫ Современный урок
 ▫ Методики
 ▫ Самоанализ урока
 ▫ Видеоуроки
 ▫ Памятки педагогам, родителям, ученикам
 ▫ КИД в школе
 ▫ Праздники и будни гимназии (фото)
 ▫ Исследовательская работа в школе
 ▫ Воспитание и воспитательный процесс
 ▫ Видеоролики о воспитании
 ▫ Семинар
 ▫ Музыка о школе и для школы
 ▫ Летний оздоровительный лагерь
 ▫ Лагерь-2012 (фото)
 ▫ Фотоотчет о работе лагеря
 ▫ Родительское собрание
 ▫ Педсовет
 ▫ Советы психолога
 ▫ Литературное творчество гимназистов
 ▫ Стихи
 ▫ Проза
 ▫ ВИДЕО учителей
 ▫ Из опыта исследовательских работ
 ▫ Новости в сфере образования
 ▫ 1-ое сентября
 ▫ Календарь памятных дат
 ▫ Социальная педагогика
 ▫ Готовимся к ЦТ
 ▫ ПРАЗДНИКИ
 ▫ День знаний
 ▫ День учителя
 ▫ День матери
 ▫ 23 февраля
 ▫ День Победы
 ▫ Последний звонок
 ▫ ПРИТЧИ
 ▫ Стихотворные ПРИТЧИ
 ▫ 6 `А` класс
 ▫ 8`Г` и 8`Д`
 ▫ 9`А` класс
 ▫ 9 `В` класс
 ▫ 11`В`класс
 ▫ ДЛЯ ВАС, РЕБЯТА
 ▫ САЙТ `ПОДРОСТОК`
 ▫ САЙТ `Уроки русского Костюк А.И.`
 ▫ Школьная форма
 ▫ Беларусь моя
 ▫ ПОЗДРАВИМ ИМЕНИННИКА
 ▫ Интересно и познавательно
 ▫ СЕРТИФИКАЦИЯ
 ▫ ПОРТФОЛИО
 ▫ Наши публикации
 ▫ Аттестация
 ▫ Полезный опыт. Русский язык
 ▫ Профориентация
 ▫ Колледж легкой промышленности
 ▫ Гродненский зоопарк
 ▫ Экзамены
 ▫ 6-ой школьный день
 ▫ Список литературы на лето
 ▫ Содружество
 ▫ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
 ▫ Августинович Л.И.
 ▫ Ефимович А.К.
 ▫ Жмуро Е.А.
 ▫ Костюк А.И.
 ▫ Лаврецкая Н.Ф.
 ▫ КОНКУРСЫ ДЛЯ ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ
 ▫ Дипломы юных филологов
 ▫ Олимпиады
 ▫ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
 ▫ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
 ▫ НАШИ ФОТО
 ▫ Урок русского языка

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Государственное учреждение образования `Гимназия №9 имени Ф.П.Кириченко г.Гродно`

Папка "Одаренные дети"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

Рекомендации по работе с одаренными детьми
Психологическая памятка по работе с одаренными детьми

Одаренные дети

 Творческие способности и их развитие




2994012-1a35131e16c43689.gif

Развитие творческих способностей учащихся


Перед современной школой всегда стояла  двойственная цель: с одной стороны, сформировать личность, способную к творчеству, а с другой – подготовить людей, способных обслуживать современное производство. Одна из основных  задач школы – разработка и использование технологии обучения, способствующей развитию творческих способностей школьников.

Еще в начале XX века проводились эксперименты по целенаправленному формированию способностей. Результаты их говорят о том, что в любой деятельности способности можно формировать целенаправленно, для этого необходимо лишь создать условия и сориентировать школьника.

Не зря наша школа последние годы работает над методической темой:  «Разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуально -дифференцированного подхода»
Формированию способностей могут помочь различные  упражнения. Чтобы быть эффективными, они  должны удовлетворять ряду требований. Многие из них давно известны, некоторые же удалось уточнить в процессе нашей работы: упражнения должны быть систематическими, сознательными, постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными; они должны быть связаны со стремлением, опирающимся на потребность получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявление в анализе промежуточных результатов.

Из сказанного четко видна связь целенаправленного формирования способностей с формированием личностных качеств  школьника. Организуя учебный процесс так, чтобы он удовлетворял всем предложенным требованиям, мы сформируем в ученике не только определенные умения, знания, навыки, но и разовьем волевые способности, потребность в новых знаниях, стремление к самоутверждению.

Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в обучении. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка.
При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний».

Одна из наиболее серьезных проблем педагогики связана с  низкой успеваемостью учеников. Отставание в учебе может происходить по разным причинам: вследствие умственной отсталости, обусловленной дефектами раннего воспитания или заболевания мозга; из-за отсутствия интереса к учебе в связи с неправильным формированием личности или плохо поставленным преподаванием; из-за несоответствия методов преподавания особенностям мышления школьника. Независимо от того, по какой причине ухудшается успеваемость у школьника, решающую роль играет позиция преподавателя – она либо преодолевает, либо закрепляет отставание.

Нередко формируется порочный круг, когда отрицательные оценки, следуя одна за другой не только не стимулируют ученика к более интенсивному обучению, но окончательно подрывают его веру в свои возможности, убивают надежду на лучшее и, в конечном счете, интерес к учебе.

Особенно вредное действие оказывает сопоставление ученика с его одноклассниками, а также отношение учителя к нему, как к безнадежно отстающему. Некоторые учителя позволяют себе реплики типа:  «Ты все равно никогда не научишься» или  «Ты у меня никогда не будешь иметь хороших оценок», что развивает в детях не способности, а беспомощность. Для подростка или ребенка, столь зависимого в своей самооценке от мнения окружающих, особенно тех, кого он уважает, такого отношения может быть достаточно для окончательной утраты веры в себя. Поэтому трудности многих неуспевающих детей – не следствие их умственной или физической неполноценности, а скорее, результат их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом зависят от представления человека о своих способностях ничуть не меньше, чем от самих способностей. Когда ученик говорит:  «Я никогда не осилю», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребенок действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах.

Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, мы должны обязательно учитывать все те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, сформируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но, чтобы формирование личности было завершенным, необходимо еще, чтобы у нее были сформированные определенные способности.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельств. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, (но не при полном) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно. При этом углубляются и расширяются учебные программы, появляются новые образовательные технологии, которые иногда приводят к негативным последствиям, в частности, подрыву здоровья, безрезультатности усвоения детьми сложного материала, их негативному отношению к учебе.

Имеется несколько  препятствий, стоящих на пути развития творческого потенциала в наших школах. 
-- Первое – это отсутствие единства мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. 
-- Второе заключается в отсутствии учебных пособий, материалов, упражнений и заданий в этой области. 
-- Третье препятствие на пути творчества заключается в непонимании его сущности многими учителями, и это иногда приводит не только к задержке развития творческого мышления учащихся, но даже к дискриминации учащихся, проявляющих творчество в своих действиях и поведении. 

На практике выделяется четыре уровня углубления познания и соответствующие им уровни развития творческой активности:

Уровни углубления познания
1. Выделение существенных признаков и отличие их от несущественных.
2. Выводы и обобщение.
3. Широкий перенос знаний и способ действий.
4. Уровень развития творческой активности.

Уровни развития творческой активности
1. Ситуативно неустойчивая активность.
2. Воспроизводящая активность.
3. Потенциально-творческая активность.
4. Творчески преобразующая активность. 

Существуют  программы, опирающиеся на  модель интеллекта, разработанную  Гилфордом, которые в большей степени, чем традиционное обучение, развивают творческое мышление.

Другое направление творческой активности опирается на критерии, предложенные Гилфордом, который выделил творческие мыслительные способности – беглость, гибкость, разработанность, оригинальность. 

Эпицентром личностно-ориентированного образования является ученик: его развитие, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей.  Модель творчески активной личностипредставляется нам в виде  учащегося
· с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками;
· с развитым социальным интеллектом;
· с познавательной Я – концепцией;
· с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;
· обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора;
· Умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;
· умеющего рисковать;
· с развитым дивергентным мышлением;
· способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
· с богатым воображением;
· с развитой интуицией;
· воспринимающего неоднозначность вещей;
· с высокими эстетическими ценностями.

А какой, в связи с этим, видится  модель учителя, развивающего творческую активность учащихся? Мне представляется, что такой учитель:
1. Доброжелателен и чуток.
2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.
3. Имеет высокий уровень интеллекта.
4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.
5. Широкий круг интересов и умений.
6. Имеет живой и активный характер.
7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
9. Имеет творческое мировоззрение.
10. Обладает жизнестойкостью.
11. Имеет позитивную Я – концепцию.
12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
14. Эмоциональная стабильность.
15. Коммуникабельность.
16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Как осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях средней школы?
Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиями, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам?». Этот вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»?

Педагоги признают, что лучший способ воспитывать творчество в детях – это самому быть творческой личностью. Насколько педагоги творческие люди? Вопрос риторический.

Ребенок устроен тонко и сложно, а помещен в школу, где все устроено просто и грубо.

Вы никогда не задумывались, коллеги, что классическое школьное «формировать» (знания, умения, убеждения) сродни другим понятиям – «формировать», «лепить»? Вас никогда не обижало, что сжатая пружина, представляющая собой программу личностного развития, с которой ребенок появляется на свет и которая первые 6 лет раскручивается по своим естественным внутренним законам, в школе начинает подвергаться всякого рода деформациям?

 Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании, интеграции содержания и подходов, использование новых технологий развивающего обучения, специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении, создании постоянных и проблемных творческих групп (лабораторий) для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.

Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом.


Источник: Интернет

Алина Ивановна Костюк
Автор: Алина Ивановна Костюк
Прислано: 2012/06/30, 19:32:58
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Гениальный поэт... Говорил стихами, ничего нарочитого.
Спасибо, Татьяна Геннадьевна, за материалы к экзаменам!
Благодарю Вас, Светлана Сергеевна, Нина Николаевна.
Спасибо за помощь!
Огромное спасибо! Сейчас особенно пригодилось!
Это гипотетически. Рассуждая мы всегда уходим от какого-либо факта. Иногда не значительно, просто чуть в сторону, но все равно, - сразу же перестает быть его иллюстрацией. А наша действительность зачастую именно такова, когда мы соседей по площадке не знаем как зовут и проходим мимо зачастую, нас же это не касается. Тут вспомнил еще один фильм, мне очень нравится эта сказка - Черная молния. Вот этот фильм тоже про Черную молнию, только в ужасающей реальности происходящего. Натолкнули на одну мысль. Надо будет развить. ) Помните у Никольского: Я добрый, но добра не сделал никому...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/