Система Занкова.
Наибольшее признание
педагогов московских школ получила система академика Л.В. Занкова. Эта
дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея
слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек,
без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в
их самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено
обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение.
Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния
- исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а
общее развитие личности - ума, воли и чувств.
В основу системы легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть
которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже
созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие
ребенка.
Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить
помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска
решения. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в
нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что
развитие ребенка идет неравномерно.
Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную
работу. Принципы концепции - обучение на более высоком уровне трудности,
изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний,
осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых,
и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения.
Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный
результат - перегрузку.
Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для
пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет
только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным
переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем
виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой
системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития
детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.
Система
Эльконина-Давыдова.
Другой системой, ставшей популярной в московских школах, является теория
учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В.
Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе
экспериментальной школы № 91 Российской академии образования.
Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные
групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя
основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых
правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу
изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной
школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на
качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние
задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала
происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается
многочисленными, но малосущественными сведениями.
В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии
аргументированно отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не
принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них
формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение
проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном
уровне.
В настоящее время разработаны и практически применяются программы по
математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному
искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и
литературе для средней школы.
|