Всякий конфликт
возникает там, где существуют противоречия. Какие противоречия у тебя могут
быть с педагогом? По большому счету, в совместной деятельности у вас
противоречий нет: цели, задачи, интересы - общие. Ты хочешь получить образование,
учитель хочет тебе его дать. Классический конфликт – это столкновение,
борьба, соперничество конфликтующих сторон. У тебя с учителями объекта
соперничества нет. Вам нечего делить.
Значит,
педагогические конфликты – конфликты особого рода.
В чем их смысл?
В личностной плоскости. Ты уже испытываешь чувство взрослости, хочешь быть
признан в мире старших, а учителя не признают тебя самостоятельным и
обращаются с тобой (действительно или лишь в твоем воображении) как с
маленьким ребенком, ущемляют твои «взрослые» права. Ответь себе честно: а в
чем проявлялась твоя взрослость? В нарочитой грубости, развязности, в побегах
с уроков? Тупиковый путь. Так тебе не удастся заявить о себе, заставить
поверить в самостоятельную, ответственную личность. Учителя упорно будут
продолжать считать тебя неразумным младенцем, за которым нужен глаз да глаз,
не то без присмотра он наделает глупостей.
Ты возразишь: а
если учитель резкий, способный унизить грубым словом, издевательски высмеять,
мне что, терпеть молча, ничего не сказать и не сделать в ответ? И сказать, и
сделать. Но что? Как поступить правильно? Ответная грубость, прогулы не
помогут, а осложнят твое положение. Конфликт разрастется, в него окажутся
втянуты родители и администрация, ты превратишься в хулигана и злостного
нарушителя дисциплины. Но выход есть, причем соответствующий позиции
взрослого, самостоятельного и рассудительного человека.
В ответ на
грубое, унизительное замечание спокойно, сдержанно, исключительно вежливо
скажи, что такое обращение оскорбляет твое человеческое достоинство, является
психическим насилием и нарушает твои права.
Покажи себя
зрелым, знающим свои права человеком. Вот увидишь, учитель посмотрит на тебя
по-новому.
Не забывай
также о старых, проверенных способах, помогающих успокоиться. Если
чувствуешь, что вот-вот сорвешься, наговоришь глупостей, начнешь швыряться
тетрадками, оскорбишь учителя и сильно повредишь самому себе - закрой глаза,
сделай три глубоких вдоха, сосчитай до десяти. Не сжимай кулаки, наоборот,
расслабь кисти рук и встряхни ими. Когда острый момент пройдет, сможешь
спокойно обдумать ситуацию.
Не бойся быть
любезным и благодарным. Открыто проявляй искренние чувства. Если урок был для
тебя интересным, скажи об этом учителю, поблагодари его. Вам обоим будет
приятно. Почему ты никогда не делаешь этого? Боишься, что в классе тебя
сочтут подлизой? А подавлять в себе естественное доброе чувство разве не
страшнее?
Как вести себя при
возникновении конфликта?
1) В момент
конфликтного столкновения остроту ситуации можно сгладить, а можно
форсировать. Если ты хочешь ее сгладить, избегай «ТЫ-высказываний», пользуйся
«Я-высказываниями». Не говори: «ТЫ обманываешь!» Говори: «Я чувствую себя
обманутым». Не нуди: «ТЫ подвел, не принес мою книгу!» Скажи иначе: «Я в
крайне затруднительном положении без этой книги».
2) Остроту
момента не всегда надо сглаживать. В каждом реальном случае тебе виднее, как
поступить. Ты считаешь, что для пользы дела конфликт нужно форсировать?
Переходи на «ТЫ-высказывания»: «ТЫ обманул...», «ТЫ подвел...».
3) Избегай
переходов на личности и обобщающих обвинений со словами «всегда», «вечно»,
«никогда». При необходимости можно сказать: «Ты подвел меня». Но нельзя
говорить: «Ты вечно всех подводишь, на тебя никогда нельзя положиться!».
Можно: «Ты обманул меня... ты не сказал мне правду...». Нельзя: «Ты лжец,
врун, обманщик».
Почему нельзя
так говорить? Потому что конкретный конфликт тут же будет забыт. Начнется
жестокая и бессмысленная перепалка. Оппонент будет защищать свое самоуважение
и вспоминать все случаи с самого первого класса, когда он говорил правду, и
на него можно было положиться. Отношения вконец испортятся, а ты ничего не
добьешься. Правило: обобщенные обвинения не конструктивны.
4) Если конфликты для
тебя неприемлемы, если ты чувствуешь потребность примирять противоборствующие
стороны и сглаживать инциденты, не скрывай эту потребность. Роль миротворца –
самая благородная роль. Если можешь помочь - не бойся, не стесняйся и не
раздумывай. Помоги. В следующий раз помогут тебе.
Скубий И.В.
|