3. Свечинские приходы в XIX веке - Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области
Информация о текущем состоянии портала https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Сведения об образовательной организации
 ▫ Основные сведения
 ▫ Структура и органы управления ОО
 ▫ Нормативные документы
 ▫ Образование
 ▫ Образовательные стандарты
 ▫ Руководство. Педагогический состав.
 ▫ Материально-техн- ическое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
 ▫ Стипендии и иные виды материальной поддержки
 ▫ Платные образовательные услуги
 ▫ Финансово-хозяйс- твенная деятельность
 ▫ Вакантные места для приёма (перевода)
 ▫ Информационная безопасность
 ▫ Родная школа
 ▫ Из истории школы
 ▫ Его имя носит школа
 ▫ Учителя
 ▫ У школьного порога
 ▫ 75-й юбилей Круглыжской средней школы
 ▫ Методическая копилка
 ▫ Административная работа
 ▫ Воспитательная работа. Документы.
 ▫ Воспитательная работа. Разработки мероприятий.
 ▫ Для учителей ИЗО
 ▫ Для учителей начальных классов
 ▫ Для учителей русского языка
 ▫ Портфолио педагогов и учащихся
 ▫ К Дню защитника Отечества
 ▫ Зарисовки из школьной жизни
 ▫ Архивные фото разных лет
 ▫ 2013-2014 учебный год
 ▫ 2014-15 уч. год
 ▫ 2015-16 уч. год
 ▫ 2016-17 уч. год
 ▫ 2017-18 уч. год
 ▫ Наша гордость - ВЫПУСКНИКИ
 ▫ Выпускники 2011- ... г.
 ▫ Выпускники 2001 - 2010 г.
 ▫ Выпускники 1991 - 2000 г.
 ▫ Выпускники 1981 - 1990 г.
 ▫ Выпускники 1971 - 1980 г.
 ▫ Выпускники 1961 - 1970 г.
 ▫ Выпускники 1951 - 1960 г.
 ▫ Выпускники 1939 - 1950 г.
 ▫ Школьный МУЗЕЙ
 ▫ Фотографии экспонатов и экскурсий
 ▫ Краеведческие конференции
 ▫ Литературные чтения
 ▫ Вспоминая военные годы
 ▫ Они сражались за Родину
 ▫ ДЕТИ ВОЙНЫ
 ▫ 70-летие Победы в ВО войне
 ▫ `Три года домой`. Повесть Анны Аксёновой о нашем селе.
 ▫ Архив семьи Чемодановых
 ▫ ИСТОРИЯ села Круглыжи
 ▫ Не исчезай, моя деревня!!!
 ▫ История Круглыжской церкви (Знаменско-Богор- одицкая церковь с приделом в честь Иоанна Предтечи)
 ▫ `Нет милее родных Круглыж`
 ▫ Зарисовки из жизни села
 ▫ Экскурсия по селу
 ▫ День Победы 2011 г.
 ▫ 65-ый Победный май
 ▫ Родник ЛАДЫГИНСКИЙ, село Круглыжи
 ▫ Где начинается Ветлуга...
 ▫ Земля Свечинская
 ▫ Станция Свеча. Летопись. Автор Шалагинова Галина Фроловна
 ▫ Земля Свечинская. Автор Стародубцев П.И.
 ▫ Очерки истории земли Свечинской
 ▫ Село Ильинское. 150 лет
 ▫ Cвет Свечи. Автор Казаков Д. Н. Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле
 ▫ Родословная. Автор Аркадий Александрович Ступников
 ▫ На истоках Ветлуги. Автор Загумённов В. А.
 ▫ Творчество земляков
 ▫ Выступает Круглыжский хор воинов запаса 23 февраля 1963 года
 ▫ Серёжковый дождь. Эдуард Кулаков.
 ▫ `Золотые руки`
 ▫ Ансамбль `Надежда`
 ▫ Тоска по родине. Светлана Старикова.
 ▫ Села прекрасней не найдёшь. Козлов Иван Иванович
 ▫ Как давно не бывал я в Круглыжах. Кулаков Сергей
 ▫ Куваев Олег
 ▫ Горенка

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области

Папка "Cвет Свечи. Автор Казаков Д. Н. Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

1. Как русские мужики землю Свечинскую осваивали
Источники и литература
2. Первые храмы (первый деревянный храм на Свечинской земле появился в 1712 году)

4. Церковная жизнь на заре ХХ века

 3. Свечинские приходы в XIX веке




Из книги Казакова  Д. Н. «Cвет Свечи». 

Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле.

3. Свечинские приходы в ХIХ веке .

 

   XIX век Свечинская православная земля встретила в строительстве 2 каменных храмов – в Ацвеже и Юме. Строительство каменного храма в селе Юме началось в 1802 году. 19 марта была выдана храмозданная грамота на построение в селе каменного храма вместо сгоревшей Николаевской церкви и обветшавшей Покровской. Прошение было подано священником Ионой Мотрохиным 59.. Церковь была построена на средства прихожан в стиле вятское барокко, характерного для большинства вятских храмов т.е. имела вид корабля. Огромное величественное сооружение поражало своим великолепием не только снаружи, но и внутри, хотя и краевед П.Стародубцев в книге «Земля Свечинская» отмечал о Юмской церкви : «…она являлась своеобразным памятником древнерусского зодчества, хотя и не столь ярким и заметным по архитектуре». Жительница д.Содом З.С.Шашмурина вспоминала о храме в Юме : « Церковь буквально утопала в сирени, кресты над куполами казались маленькими птичками – так они были высоки60.…»

    Первый придел в новоустроенном храме был освящен 6 декабря трудного 1812 года. Освящен он был священником Стефаном Денисовым в честь святителя Николая Чудотворца 61., к которому русские люди обращались с горячей молитвой в годы Отечественной войны о победе над наполеоновскими полчищами.

  30 сентября 1835 г был освящен второй придел – в честь Покрова Божией Материв холодном храме61А. Последний придел Юмского храма в честь святых Фрола и Лавра, 2й придел теплой церкви, был освящен только много лет спустя, 17 ноября 1864 года 62..  «Клировая ведомость» Юмской церкви 1915 года о ней сообщала : «Построена в 1802 году тщанием прихожан. Здание каменное, с таковой же колокольницею в одной связи, крепка, покрыта железом. Утварью достаточна63.». Колокольня при храме несколько раз перестраивалась. Изначально звонница была деревянной и за 1830-е годы отмечалось, что она ветхая 64 Она была разобрана и в 1845 г заменена каменной ; во время строительства колокольни, колокола висели на столбах. В высоту колокольня Юмской церкви достигала 24, 5 сажени, а в длину 8 сажень 2 аршина. На колокольне висело 9 колоколов, самый большой из которых весил 103 пуда 30 ф. 65

  В 1872 году церковь была обнесена каменой оградой с железными решетками66 В 1877 г. храм внутри был украшен изображениями на стенах и сводах и лепниной – изображениями в клеймах 67.. До начала  смутного времени в храме Юмы хранилась своя святыня – древняя икона Николая Чудотворца с надписью, позднее безвозвратно утерянная68

  С 1841 по 1877 гг был полностью перестроен храм в Ацвеже. Видимо, каменный храм, построенный в конце XVIII века оказался к этому времени уже тесен для возросшего числа прихожан и приходу потребовался новый более поместительный храм. В своей книге краевед П.Стародубцев пишет, что храм в Ацвеже был «реконструирован», т.е. переделан. Это не совсем так : на самом деле в Ацвеже в середине  XIX века каменный храм был разобран полностью, а на его месте построено  2 новых других. П. Стародубцев, видимо, не знал ни об этом, ни о том, что в Ацвеже стояло 2 каменных церкви, составлявших единое целое.

   С 1841 по 1861 гг в селе рядом со старой церковью был построен по проекту ссыльного в Вятку архитектора Витберга построен новый теплый храм, что стоило приходу немалых средств.  Известный архитектор Александр  Лаврентьевич Витберг, автор проекта московского храма Христа Спасителя, был в 1835  году сослан в ссылку в Вятку и спроектировал за годы ссылки несколько красивейших вятских храмов, в том числе Александро-Невский собор г.Вятки и Казанско-Богородицкую церковь с.Ацвеж.

 

Новый 2х-купольный храм был освящен в честь святого Димитрия Ростовского.  В1877 году в Ацвеже был разобран старый храм 1792 года постройки и на его месте был построен новый холодный 3х-купольный храм в каменном исполнении. Старая колокольня, видимо, была тоже разобрана и построена новая, еще выше прежней 69 Вся выстроенная пятикупольная церковь ( точнее говоря, 2 отдельных храмовых здания) по своей архитектурной сложности, величию и красоте, по словам краеведа П.Стародубцева, «не уступала, за исключением Александро-Невского собора, самым именитым храмам Вятки70.». Каждый купол храма означал один престол, в честь которого он был освящен.

  В 1915 году «клировая ведомость» сообщала об обоих храмах : « Зданием та и другая церкви каменные и одноэтажны. Колокольня каменная 3х-гранная в 4 яруса. Покрыты железом, прокрашены снаружи  на масле белилами. Здания прочны…Длина холодной церкви 10 саженей, теплой церкви 14 саженей, ширина холодной церкви 12 саженей, теплой 10 саженей. Церковь имеет форму креста и окружена каменной оградой.

Престолов 5 , 3 из них в холодной церкви : 1 в честь Казанской иконы Божией Матери ; 2й Иверской иконы Божией Матери ; 3й в честь преподобного Серафима и священномученицы Параскевы.

В теплой церкви 2 : 1) святителя Дмитрия Ростовского ;

                                  2) Митрофания Ростовского.

Утварью церковь достаточна, ризница пополняется 71.».

  Ацвежский приход стал единственным на Свечинской земле, где отмечалось в году аж 6 престольных праздников. Самым торжественным из них была 9-я пятница, отмечавшаяся перед началом сенокоса 72..

В 1848 году на Свечинской земле появился приход в селе Ивановском, выделенный из Круглыжского, с постройкой деревянной часовни в селе. В том же году была заложена в селе и деревянная церковь в честь Иоанна Предтечи, строительство которой было завершено в 1849 г. 73. ; по этой причине новое село стало называться Ивановским, хотя есть версия, что название произошло от соседней деревни Ивановцы. В 1864 году здесь вместо деревянной церкви был заложен добротный каменный храм с 3 престолами, а прежний деревянный был продан в село Ново-Царское 74.. Как вспоминают старожилы, это была одна из самых красивейших церквей в уезде 75..

 «Клировая ведомость» за 1915 год сообщала о храме : «Построена в 1864 году тщанием прихожан, зданием каменная, с таковой же колокольницею в 1 связи, крыта железом, крепка.

  Престолов 3 в честь Пресвятого духа, Воздвижения креста Господня и Предтечи Господня Иоанна.

 Утварью достаточна, ризница же весьма скудна 76.».

  В последней четверти XIX века в Свечинском крае было построено еще 3 новых храма – в учрежденных селах Ильинское , Ново-Царское и Успенское ( по непроверенным данным, еще один деревянный храм был построен в 1885 г. в с.Старица77), а в начале XX века к ним добавилось еще 4 храма в деревянном исполнении. Такие удивительные темпы церковного строительства, когда за какие-то 60-70 лет было построено храмов больше чем за прошлые 150 лет можно объяснить бурным ростом населения в округе после реформ 1860-х годов, числом появления новых населенных пунктов. Маленькие деревушки увеличивались в размерах и Синод возводил их в разряд сел с построением молитвенных домов и церквей. Деревянные же церкви, уже существовавших сел, не вмещали в себя резко возраставшее число верующих, и вместо них возводились более поместительные и более внушительные каменные храмы.. Нередко бывало и так, что и каменные храмы лет сто спустя, становились «тесны» и их пространство увеличивалось посредством расширения церкви с постройкой бокового придела, как это было в Ацвеже.

  Расскажем об этих храмах особо. Первым из них был построен в 1877 г. каменный храм в честь Илии Пророка в сельце Балахна при небольшой речке Матюг..  В честь храма село получило название Ильинское. Ильинская церковь стала последним каменным храмом, появившемся на Свечинской земле.

  Ильинские старожилы так рассказывали о своем храме  : «Тут церковь была большая, хорошая…Церковь сложена была очень крепко : на чистом яичном составе, яйцо и известь, только белок. А известь гасили по десятку лет и еще добавляли алебастру 78.».

  Из «клировой ведомости» церкви за 1915 год : « Церковь построена в 1887 году тщанием прихожан. Зданием каменная с таковой же колокольнею в 1 связи, крепка, покрыта железом, в 1911 г церковь была обнесена опочной с железной решеткой оградою.

  Престолов в ней 3 : 1 в холодной церкви пророка Илии, в теплой церкви правый 28 ноября 1912 г. освящен во имя св пророка Феодосия Черниговского и левый во имя святого Афанасия архиепископа Александрийского.

  Утварью достаточна79

  В 1891 году возводится деревянный храм в селе Ново-Царском (теперь Октябрьское). Одновременно с церковью в 1892 году в селе началось и строительство школы. Оба здания открылись в один 1894 год. 20 ноября 1894 года храм был освящен в честь благоверного князя Александра Невского и Марии Магдалины. Село получило свое необычное название – Ново-Царское – в честь вступления на престол Николая II в том памятном 1894 году  80..

  «Клировая ведомость» церкви за 1915 год сообщала о ней : « Церковь построена в 1894 году тщанием прихожан, зданием деревянная на каменном фундаменте с таковой же колокольницею в 1 связи. Крепка, крыта железом.

 Престол в ней 1 в честь благоверного князя Александра Невского и Марии Магдалины.

Утварью достаточна 81.».

  На самом исходе XIX века, в 1897 году, в год первой всероссийской переписи, Свечинская земля украсилась еще одним деревянным храмом – в селе Успенском. И вновь село получило свое название в честь престола церкви.

 Церковная «клировая ведомость» 1915 года сообщала об Успенской церкви следующие интересные факты :    « Церковь построена в 1897 г тщанием прихожан. Зданием деревянная на каменном фундаменте с деревянною колокольнею в 1 связи, покрыта железом, довольно крепка, но имеет недостаточную глубину фундамента. По акту составленному 21 января 1898 года архитектором гражданином Бухгольцем для полного обезпечения в будущем необходимо сделать некоторые исправления, а именно : « вследствие глубины фундамента в среднем на 1 аршина необходимо его довести до проэктной глубины т.е. более 2 аршина по крайней мере под колокольнею, в опорных углах».

  Престол в ней 1 во имя Успения Божией Матери.

  Утварью и ризницею малодостаточна 82.».

   При всех открываемых церквях до 1917 года заводились актовые книги – описи имущества, метрические книги и исповедные росписи, из которых можно узнать о всех сферах духовной жизни Свечинского края XIX - начала XX веков.

  Кроме красивейших храмов, в старину Свечинскую землю украшало несколько часовен. В отличие, к примеру, от Уржумского уезда, в каждом приходе которого насчитывалось порою не по одной часовне, здесь к концу XIX столетия не было такого богатого разнообразия и стояло только часовни 3.                    

   Что такое православная часовня? Это небольшая культовая постройка чаще из дерева, реже каменная, на каменном фундаменте или без него, с окнами и куполом, увенчанном шпилем с крестом, обычно стоявшая в городе, деревне или на погосте. Ставились часовни либо на месте каких-либо чудотворений, в честь памятного события или Православного праздника.

            Самая древняя часовня на свечинской земле, как уже говорилось, стояла в деревне Несветаевской Ацвежского прихода. Правда, по архивным документам, она была построена (возможно перестроена) лишь в 1874 году с разрешения епархиального начальства. В начале XX века это было деревянное пятистенное здание 5 сажень в длину и 3 сажени в ширину ; внутри часовни имелся иконостас столярной работы с резьбою, выкрашенный масляной краской с новыми иконами 83..

  О празднествах, совершаемых в часовне, ведомость о ней за 1915 год сообщала следующее : «Празднество в честь Божией Матери по случаю принесения святой иконы Ея – Иверския в первый после 20 июля воскресный день. Совершается в Несветаевскую часовню с крестным ходом к ней после литургии в сельском храме». Тут же отмечалось, что часовня стала ветшать 84..

  На кладбище того же села Ацвеж стояла еше одна часовня 1882 года постройки, тоже деревянное здание на каменном фундаменте, имевшая по 3 сажени в длину и ширину. В ней тоже имелся иконостас, причем старинный, перенесенный из храма. В кладбищенской часовне исправлялись панихиды в радоницу и Троицкую родительскую субботу. В 1915 году отмечалось, что часовня еще прочна 85..

  Еще одна часовня стояла в селе Юме, построенная в 1876 году с разрешения Вятского Владыки Аполлоса на средства крестьянина Михаила Пономарева. Это было деревянное здание на каменном фундаменте. В длину она имела 5 сажень, в ширину 2 сажени, внутри кроме нескольких икон не имела никаких украшений. празднество в часовне происходило 18 августа – в день памяти святых мучеников 86.. По словам старожилки Г.Н. Коряковцевой, 1937 г.р., часовня находилась на месте современного кладбища, что примерно в полкилометре от церкви 87..

  По словам старожилов с.Юма в приходе была еще одна часовня,  стоявшая у моста через реку Свеча, тоже в полукилометре от храма 88.. В дореволюционных документах церкви однако это часовня не значится, возможно она была построена в советское время.

   В XIX столетии в жизни Русской Православной Церкви произошло множество важных событий. Одним из таких главных событий стало повсеместное учреждение церковно-приходских попечительств - особых выборных  представительств от прихожан, которые стали заниматься всеми хозяйственными делами церквей. Во главе попечительства стояли председатель и церковный староста, которых тоже избирали из среды прихожан. В начале ХХ века такие попечительства были при каждом храме, но не имели никакого отношения к духовенству.

Церковно-приходские попечительства (будем для краткости именовать их ЦПП) были не всегда. Впервые они возникли в 1864 году и приняли самое важное участие в устроении  благосостояния церквей. Вместе с многочисленными церковными братствами они везде способствовали подъему и оживлению приходской жизни во всех ее проявлениях – сооружению и ремонту храмов, часовен, появлению церковных школ.   Председателем ЦПП первоначально избирался настоятель церкви . Позднее в председатели ЦПП стали избирать наиболее хозяйственных мирян - в те времена и без того духовные лица «загружены» были обязанностями, что говорится, по полной программе.

По приговору прихожан рядовые члены попечительства избирались из числа наиболее благочестивых и хозяйственных крестьян. Также его непременными членами состояли два помощника настоятеля (первоначально тоже из состава причта), церковный и волостной старосты. Крестьяне, избиравшиеся в ЦПП, обязаны были безвозмездно участвовать во всех работах по призыву священника: ремонт и строительство зданий, расчищать дорожки зимой во дворе, в саду, на церковном кладбище (если при церкви не было постоянного дворника), помогать священнику перед службой и на службе (если не было пономаря).

Каждое сельское общество избирало также старосту деревни и сборщика податей ( в том числе руги). Сборщик собранные деньги передавал «в казну доверенному лицу, сидящему на сейфе (охранник)», а ружное зерно непосредственно священнику. Сборщик податей получал жалование, больше, чем у сельского старосты – 5 рублей в месяц, последний же довольствовался лишь «трешкой». Несколько позднее церковными сборами стали заниматься исключительно попечители церкви.

ЦПП существовало при каждой церкви.  К примеру одно из первых попечительств было открыто в 1862 г. при Юмской церкви. Первым председателем его стал священник Петр Наумов 89 Напротив, одно из последних попечительств было открыто в приходе с. Каменки-Вознесенской 15 июня 1913 г. Председателем его с 15 июня 1913 г и видимо до революции состоял священник Николай Лобовиков 90..

 Не менее важные реформы были проведены в отношении народного образования, к участии в котором дважды за столетие было привлечено духовенство. Первые народные школы – приходские училища при храмах – возникли на Вятской земле в 1840-е годы. Первыми учителями в них стали сельские священники.  Хотя по губернии планировалось открыть 200 таких школ, в Свечинском крае они не появились. Единственное ближайшее такое училище с двухлетним курсом обучения находилось в уездном городе Котельниче 91

 Приходские училища просуществовали до великих реформ 1860-х годов, когда были заменены земскими училищами, а духовенство отстранено от дела народного образования, что в условиях неграмотности народа сказалось плачевно на последнем т.к. грамотность в следующие годы выросла в лучшем случае лишь на несколько процентов. Царское правительство осознало свою ошибку спустя 20 лет и вновь призвало духовенство принять деятельное участие в просвещении народа. И духовенство с большим воодушевлением откликнулось на призыв Государя. В 80-90-е годы XIX века вновь началось возрождение церковных школ, на этот раз просуществовавших до начала 1918 года. На этот раз началось открытие церковно-приходских школ и на Свечинской земле. Здесь церковно-приходские школы открывались в таком порядке :

22 апреля 1885 года – с.Круглыжи

1890 год – с.Ацвеж

1893 год – мужская в с.Юма

1893 год – с.Ильинское

1894 год – с.Ново-Царское

1896 год – женская в с.Юма

1898 год – с. Успенское

Также действовала церковно-приходская школа в селе Ивановском 92

   Все церковные школы размещались в церковных зданиях, отстроенных попечительством  ( в селе Ивановском первый этаж церковной школы был построен целиком из кирпича местного производства 93.) и получали содержание от своего приходского храма или из Государственного казначейства. Кроме того, в крупных приходах действовали и земские школы. К примеру, с открытием села Ново-Царского, в нем были сразу открыты и церковная и земская школы94..

  Первым учителем в Ново-Царском недолго был крестьянин деревни Пунгины Герасим Ермилович Юферев. Еще до открытия школы, этот энергичный и неравнодушный человек обучал грамоте крестьянских детей в своем доме, но поскольку он учил их только азам грамоты, то вскоре после открытия школы был заменен учительницей из села Ацвеж, окончившей Вятское епархиальное женское училище 95..

  В XIX веке центром и экономической жизни продолжает оставаться северная часть современного Свечинского района. Общая численность населения в его современных границах в конце XIX века составляла более 45 тысяч человек. В основном это были свободные государственные крестьяне. Крепостных и дворцовых крестьян здесь никогда не было 96

  Государь Александр III в конце XIX века удостоил в числе многих других знаменитостей землю Свечинскую своим визитом. Проезжая по Петербургско-Вятскому тракту, любовался царь красотою здешней природы…

Великие реформы 1860-х годов дошли до вятских государственных крестьян только в 1866 году. По этой реформе они сохранили за собой всю землю, которой владели до того, но не более 8-10 десятин на 1 душу мужского пола. Основная часть крестьян получила по 5-8 десятин   на одну мужскую душу, а некоторые и того меньше – по 3-5 десятин. Однако сохраняя за собой пахотную землю, крестьяне лишались значительного количества леса, который во все времена был в цене, а поэтому увеличивался налог на землю и разные повинности .  Так государственные крестьяне обязаны были платить подушную подать в размере 7-10 рублей в год, что было равноценно покупке 2 коров. Если учесть, что средний заработок крестьянина  по найму тогда равнялся примерно 18 рублям, получается, что основную часть своего заработка крестьянин обязан был отдать государству. В 19 столетии отмечалось про свечинские приходы, что крестьянам не хватает земли, которая здесь зачастую очень малоплодородна, «является нередко у них бедность и нищета97.» и это вело к тому, что «в семейной жизни у них происходили частые разделы между двумя братьями, иногда между единственным сыном и родителем 98.…»  Высокие налоги, малоземелье и развитие промышленности способствовали развитию такого явления в  России как отходничество, когда массы вятских крестьян стали уходить в поисках заработка на долгие зимние месяцы на Урал и в Сибирь.

  Земские реформы 1860-х годов способствовали развитию в глубинке народного образования, медицины (первые больницы на Свечинской земле появились в Юме и Круглыжах 99.), отразились на административном устройстве. В основных своих чертах административное деление сохранялось до 1917 года таким, каким было заложено при великой Екатерине, но XIX век внес в него некоторые нововведения, например, были учреждены земства, земские управы, появились новые должности . Была учреждена к примеру в 1889 году такая должность как участковый земский начальник, который теперь должен был контролировать всю жизнь сельской провинции и крестьян ; под контролем каждого такого начальника находилось несколько волостей.

   Вся территория нынешнего Свечинского района с конца XVIII века была поделена на 4 волости – Круглыжскую, Юмскую, Медведовскую и Синцовскую. На юге района часть деревень относилась к Батаевской, а на западе – к Красавской волостям, размещавшимся на территории современного Шабалинского района 100.. В XIX веке свечинские приходы окончательно вошли в различные благочиния Котельничского уезда. К примеру, село Юма стало центром первого благочинного округа, в состав которого на рубеже XIX - XX веков входило 17 сел и деревень 101.. Подробнее об этом будет рассказано в следующей главе.


Автор Казаков Д. Н.


Источник: Казаков Д. Н. `Свет Свечи`
Источники и литература www.proshkolu.ru/org/kruglyzhskaya/file/2682365/  



Продолжение следует www.proshkolu.ru/org/kruglyzhskaya/file/2732422/


Ирина Геннадиевна Авдеева
Автор: Ирина Геннадиевна Авдеева
Прислано: 2012/04/08, 03:03:19
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2019. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



`Вместе с тем практически везде не хватает квалифицированных учителей математики, физики и иностранных языков.` За что боролись, господа хорошие, на то и напоролись. Даже в Москве, смотрю, хорошие учителя математики и физики в дефиците. Вроде бы и зарплаты там высокие, а молодые не рвутся.
То ли еще будет!
А что им еще делать? Вот и сочиняют, а им за это, наверное, платят. Фантазия `зашкаливает`.
Класс
Так им и надо.
Оно и видно, что вражьи.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/