4. Церковная жизнь на заре ХХ века - Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Сведения об образовательной организации
 ▫ Основные сведения
 ▫ Структура и органы управления ОО
 ▫ Нормативные документы
 ▫ Образование
 ▫ Образовательные стандарты
 ▫ Руководство. Педагогический состав.
 ▫ Материально-техн- ическое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
 ▫ Стипендии и иные виды материальной поддержки
 ▫ Платные образовательные услуги
 ▫ Финансово-хозяйс- твенная деятельность
 ▫ Вакантные места для приёма (перевода)
 ▫ Информационная безопасность
 ▫ Родная школа
 ▫ Из истории школы
 ▫ Его имя носит школа
 ▫ Учителя
 ▫ У школьного порога
 ▫ 75-й юбилей Круглыжской средней школы
 ▫ Методическая копилка
 ▫ Административная работа
 ▫ Воспитательная работа. Документы.
 ▫ Воспитательная работа. Разработки мероприятий.
 ▫ Для учителей ИЗО
 ▫ Для учителей начальных классов
 ▫ Для учителей русского языка
 ▫ Портфолио педагогов и учащихся
 ▫ К Дню защитника Отечества
 ▫ Зарисовки из школьной жизни
 ▫ Архивные фото разных лет
 ▫ 2013-2014 учебный год
 ▫ 2014-15 уч. год
 ▫ 2015-16 уч. год
 ▫ 2016-17 уч. год
 ▫ 2017-18 уч. год
 ▫ Наша гордость - ВЫПУСКНИКИ
 ▫ Выпускники 2011- ... г.
 ▫ Выпускники 2001 - 2010 г.
 ▫ Выпускники 1991 - 2000 г.
 ▫ Выпускники 1981 - 1990 г.
 ▫ Выпускники 1971 - 1980 г.
 ▫ Выпускники 1961 - 1970 г.
 ▫ Выпускники 1951 - 1960 г.
 ▫ Выпускники 1939 - 1950 г.
 ▫ Школьный МУЗЕЙ
 ▫ Фотографии экспонатов и экскурсий
 ▫ Краеведческие конференции
 ▫ Литературные чтения
 ▫ Вспоминая военные годы
 ▫ Они сражались за Родину
 ▫ ДЕТИ ВОЙНЫ
 ▫ 70-летие Победы в ВО войне
 ▫ `Три года домой`. Повесть Анны Аксёновой о нашем селе.
 ▫ ИСТОРИЯ села Круглыжи
 ▫ Не исчезай, моя деревня!!!
 ▫ `Нет милее родных Круглыж`
 ▫ Зарисовки из жизни села
 ▫ Экскурсия по селу
 ▫ День Победы 2011 г.
 ▫ 65-ый Победный май
 ▫ Родник ЛАДЫГИНСКИЙ, село Круглыжи
 ▫ Где начинается Ветлуга...
 ▫ Земля Свечинская
 ▫ Станция Свеча. Летопись. Автор Шалагинова Галина Фроловна
 ▫ Земля Свечинская. Автор Стародубцев П.И.
 ▫ Очерки истории земли Свечинской
 ▫ Село Ильинское. 150 лет
 ▫ Cвет Свечи. Автор Казаков Д. Н. Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле
 ▫ Родословная. Автор Аркадий Александрович Ступников
 ▫ На истоках Ветлуги. Автор Загумённов В. А.
 ▫ Творчество земляков
 ▫ Выступает Круглыжский хор воинов запаса 23 февраля 1963 года
 ▫ Серёжковый дождь. Эдуард Кулаков.
 ▫ `Золотые руки`
 ▫ Ансамбль `Надежда`
 ▫ Тоска по родине. Светлана Старикова.
 ▫ Села прекрасней не найдёшь. Козлов Иван Иванович
 ▫ Как давно не бывал я в Круглыжах. Кулаков Сергей
 ▫ Куваев Олег
 ▫ Горенка

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области

Папка "Cвет Свечи. Автор Казаков Д. Н. Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

Источники и литература
2. Первые храмы (первый деревянный храм на Свечинской земле появился в 1712 году)
3. Свечинские приходы в XIX веке


 4. Церковная жизнь на заре ХХ века




Из книги Казакова  Д. Н. «Cвет Свечи». 

Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле.

4. Церковная жизнь на заре ХХ века

 

  Начало XX века ознаменовалось в Свечинском крае конечно же прокладкой северной железной дороги через его южную часть и открытием станции Свеча, что коренным образом изменило всю жизнь края, внесло в нее новые черты. Согласно распространенной легенде, кочующей из одной газеты в другую, изначально планировалось, что железная дорога должна была пройти через село Юму.  Однако местные священники якобы воспротивились этому, опасавшиеся, что зловонные паровозы осквернят их землю. Чтобы откупиться от строительства железной дороги через Юму, гласит легенда, духовенство преподнесло ее устроителям солидный денежный куш и договорилось, чтобы дорога была проложена южнее Юмы. Один священник взял в руку свечу и пошел прочь от Юмы ; порешили, где она погаснет, там и станции быть. Погасла свечка на месте нынешней станции Свеча 102.…

  Легенда о связи юмского духовенства со строительством железной дороги довольна любопытна, но скорее всего она была сочинена в советское время, когда о священнослужителях и о «проклятом» дореволюционном прошлом  стали сочиняться всевозможные лживые байки. На самом деле юмский священник действительно имел отношение к прокладке «железки» через Юмский приход, но все было несколько по-другому.

    По государственному плану строительства железных дорог проложить железнодорожное полотно предполагалось действительно через село Юму, которая к концу XIX - началу XX веков была одним из самых больших населенных пунктов в округе.  Кроме того, там же планировалось открыть одну из веерных станций, которые располагались через каждые 100- 150 километров, с паровозным депо и поворотными кругами для развертывания паровозов.

 Для принятия окончательного решения была созвана комиссия, в которую вошли как представители строящейся железной дороги, так и администрации села. В комиссию вошел и один из юмских священников . По обычаю того времени при решении важных вопросов священник должен был присутствовать обязательно, и как духовное лицо и как представитель администрации (напомню, Церковь до 1917 г.являлась частью государственного аппарата). Пожилой батюшка посоветовал вынести депо за пределы села Юма, а железную дорогу проложить чуть в стороне от села. Причины, которыми руководствовался священник, были следующие:

1 . Железная дорога при всех ее удобствах при близком расположении к селу нарушит тихую, размеренную жизнь жителей.

2.Возрастет возможность травматизма и гибели как людей, так и животных.

3.Неизбежное загрязнение окружающей среды в конечном итоге приведет к увеличению болезней.

После долгих споров было принято решение прислушаться к голосу батюшки.  Последние две причины особенно повлияли на принятие решения о месте постройки депо. Жители дореволюционной Юмы, имея в своем подворье множество скота, опасались, что пересеченные железной дорогой поля и луга, загрязненные  углем, мазутом и иными горюче-смазочными материалами отрицательно скажутся на животных,  а значит и на здоровье людей.

Окончательное решение комиссии постановило депо с домами для обслуживающего персонала построить чуть в стороне от села. Там же и проложить железнодорожное полотно.  Осталось лишь определить место. Предложили это сделать священнику. Крупномасштабная карта лежала на столе. Батюшка, оказавшейся под рукой свечой, отметил место на карте103..

  Этот исторический факт отчасти объясняет происхождение названия станции – свечка де погасла здесь в руках у батюшки, так и назвали новую станцию. Есть еще легенда, что название ее произошло от названия марийской языческой секты Кугу Сорта ( в переводе Большая свеча), существовавшей здесь в XIX веке 104.. Есть и совсем простое объяснение происхождения названия : станцию могли назвать по названию речки Свеча, протекающей в этих местах.

  Петербургско-Вятская дорога, как ее называли тогда, идущая через Котельнич, Свечу и Вологду, имела большое значение для Вятского края.  Как пишет краевед П. Стародубцев в своей книге «Земля свечинская», «эта магистраль имела большое значение не только для Вятки, но и для всей России т.к. кратчайшим путем соединяла Вятку со столицей и столицу с Сибирью105..

    В 1906 году строительство железной дороги через Свечу-Котельнич-Вятку было завершено. На станции Свеча на высокой горе напротив вокзала появились первые 5 домов ( правда есть предположение, что дома местных землевладельцев стояли здесь и до этого). Были это дома купцов Щенникова, Крупина, Некрасова, Ступникова и Созинова, которые первыми смекнули, какую выгоду им может принести близость к железной дороге. Сразу же поставили на станции рядом со своими домами и торговые лавки. И не прогадали. Здесь они действительно крупно разбогатели, скупая у местных жителей продукты хозяйства и перепродавая их в таких крупных городах, как Москва, Питер, Нижний Новгород. На вырученные средства торговцы привозили назад мануфактуру и изделия труда, которые продавали в своих лавках с большой выгодой для себя106 Но конечно такое благоденствие торговых людей длилось не очень долго – чуть больше     10 лет, года до 1918…

  Дома Свечинских купцов стояли на крутой горе, откуда как на ладони были видны дальние деревни Альгины и Огурцы ; для того, чтобы было подняться в центр от вокзала, на их средства была построена большая лестница. Понемногу купеческие особняки в Свече стали обрастать крестьянскими домиками, а население станции расти; в 1917 году на первой и единственной улице, получившей в последствие название Вокзальной, стояло уже 8 домов107 Сразу после открытия станции, на ее вокзале открылась школа на 3 класса, получившая название Некрасовской – по имени ее попечителя купца Некрасова108.. Сразу стали проводиться на станции и церковные службы, требы. Правда станция была, видимо, передана из Юмского прихода в образовавшийся в том же 1906 году приход села Каменки т.к. службу вел священник этого села, приезжавший в Свечу в определенные дни. Службы и требы проводились в бараке дорожного мастера при станции. В  1915 г. барак сгорел и где стали проводиться службы в Свече, неизвестно109. Возможно из-за войны и смутного времени они и вовсе прекратились.

  В начале XX века одновременно с прокладкой железной дороги Свечинская земля украсилась еще 5 храмами – в селах Спасо-Боровка, Федосеевское, Старица, Благовещенское и Каменка. Это стали последние храмы, возникшие на Свечинской земле. Расскажем о них особо.

   В селе Федосеевском, что лежит на небольшом возвышении на расстоянии 1 километра от реки Юма, деревянный храм был построен в 1901 году на капитал, пожертвованный умершим юмским священником Феодором Агафонниковым в сумме 500 рублей, а также на добровольные пожертвования сторонних лиц и прихожан.

  «Клировая ведомость» за 1915 год сообщала о храме : « Зданием деревянная на каменных столпах с таковой же колокольнею в одной связи. Прочна, покрыта железом.

 Престол 1- в честь Феодосия Черниговского.

Утварью достаточна в необходимом отношении110

 

  В 1904 году был построен на правом высоком берегу реки Ветлуги каменный  храм в селе Старица, которое относилось в ту пору, правда, к соседней Вологодской губернии. Церковь была освящена в честь святой Троицы. В честь храма село пытались было переименовать в Троицу, но это название не прижилось111., а после 1917 года о нем и вовсе забыли. По народному преданию название «Старица» произошло из-за реки, которая в этих местах изменила свое русло112..

 Сохранилось народное предание, что до постройки храма в Старице, деревянная церковь стояла в соседнем селе Сретенском Вологодской губернии. В старину в этих местах было распространенным явлением нападения разбойников на храмы и монастыри, например на Кажиров монастырь лихие люди напали и разоряли его несколько раз113  Один раз такой налет был совершен и на Сретенскую церковь. Она была разорена разбойниками, а священник убит. В отличие от Кажирова монастыря, который отстраивался несколько раз, здесь приход было решено закрыть, поскольку была украдена главная храмовая святыня – икона Сретения Господня.  Здание церкви было перевезено в село Благовещенское, а новый приход с построением храма было решено открыть в Старице, ранее входившей в Сретенский приход114.. По тем временам село Старица считалось крупным , туда ходили местные жители на заработки.115

 Из старой церкви в Старицу были перевезены ограда и большая трехярусная люстра. Очевидцы рассказывали потом, что при перевозе церкви с люстры капал воск, напоминавший слезы, и в народе говорили, церковь «не хочет переезжать» на новое место. По этой причине, возможно, на месте увезенного храма местные жители поставили памятную часовню, а само бывшее село назвали Пустой Посад 116

 

Пожилые жители села Старица так рассказывали о своей церкви : «красивая была, бело-зеленая. А раньше другая церковь была. Ее отвезли в Благовещенское. И часовня была 117.…»

 

  Н.Краев, ветеран войны и труда, на страницах районной Свечинской газеты вспоминал о Старицком храме: «  Если сравнить Старицкую и То  роповскую церкви, то последняя была выше и обширнее. Тороповская цер  ковь уничтожена полностью. Активное  участие в ее уничтожении принимали мужчины из деревни Болотное Торо  повского сельского Совета.

   В Старицкой церкви я был несколь ко раз (обедня, заутреня), лазил  даже на колокольню. Внутри церкви виднелись красивые иконы, картины, богатый иконостас, люстры... Сейчас все это полностью уничтожено… На кладбище и вокруг церкви было много надгробных плит из черного мрамора, хорошо отполированных и с четкими надписями. Но их быстро растащили по дворам для фундамен та. Сейчас сохранилось несколько штук 118 .  »

 

    В 1905 году возводится деревянный храм в селе Благовещенском, начало которому, как и Старицкому храму, дала церковь села Сретенского, из материала которой он был возведен.

  «Клировая ведомость» Благовещенской церкви за 1915 год так сообщала о ней :    « Построена в 1905 году тщанием прихожан, зданием деревянная на кирпичном цоколе с таковой же колокольнею в одной связи, покрыта железом, обита тесом.

  Престол 1 в честь и славу Благовещения, освящен 4 января 1910 г.  Утварью необходимою достаточна119

 

  В 1906 году на Свечинской земле был построен и освящен последний храм в селе Каменка, что совпало, как уже говорилось, с открытием железно-дорожной станции в Свече. Престол церкви был освящен в честь Вознесения Господня и потому село первоначально имело двойное название – Каменка-Вознесенская120..

  Описание храма снова возьмем из его «клировой ведомости» за 1915 год : « Церковь построена в 1906 году тщанием прихожан при пособии сбора по епархии через выдачу книг от Епархиального начальства.

 Зданием деревянная с таковой же коокольнею в 1 связи, на каменном фундаменте, крытая железом, обшитая тесом, крепкая…Утварью достаточна121.».

  Итак, к 1910 году на территории Свечинского района насчитывалось 12 храмов, 11 из которых входили в состав различных благочиний Котельничского уезда. Выглядело это следующим образом :

   

Первый  благочинный округ Котельничского уезда   :

Ацвеж

Юма

Федосеевское

Ильинское

Каменка-Вознесенская

Ново-Царское

            Третий благочинный округ Котельничского уезда :

Благовещенское

Ивановское

Успенское

Спасо-Боровка

            Четвертый благочинный округ Котельничского уезда :

Круглыжи

 

Вологодская губерния :

Старица 122..

 

   Одним из благочиний было Юмское с центром в селе Юма. Перед началом Первой мировой войны его благочинным был священник Афанасий Костров 123..

  Размах масштабного строительства второй половины XІX - начала XІX  вв.  в немалой степени являлся заслугой благочинных.  Именно благочинный брал на себя все хлопоты, связанные с постройкой новой церкви, а если еще и не одной? А сколько храмов требовало ремонта? Везде должен был быть хозяйский глаз управляющего округом. Кроме  этого, в обязанности благочинного входило все непосредственное наблюдение за церковной жизнью в своем округе – богослужениями, административной и хозяйственной деятельностью причтов. Благочинный следил за тем, чтобы священники не покидали своих приходов, чтобы «не вдовствовал» он в случае кончины священнослужителя, чтобы последние неукоснительно выполняли все указы Духовной Консистории, исполняли все нормы православной жизни. Во второй половине XІX ст. к обязанностям благочинного добавилось еще и наблюдение за церковными школами, за набором учащихся в них.

   Благочинный назначался Владыкой, видимо, в первую очередь за организаторские способности и какие-либо заслуги, на любой срок. Как можно узнать из выцветших строчек архивных документов, отцы благочинные выполняли свои обязанности на совесть: даже не ленились просматривать метрические книги, следить за состоянием записей в них. К примеру, в одной метрической книге за 1917 год под числом 11 декабря автор этих строк нашел такую любопытную запись: «Замечено небрежное отношение переписчика к письму метрических книг. Благочинный В.Швецов124.». Многие благочинные в начале XX ст. старались вовлечь подчиненное им духовенство в различные духовные братства той поры, собирали пожертвования и взносы в них, проводили благочинные съезды местного духовенства и сами нередко избирались  последним на окружной духовно-училищный, а иногда и на Епархиальный (проходивший в г. Вятке) съезд.

   Один раз в год благочинный с ревизией объезжал храмы своего округа, а затем посылал отчет в Епархиальное управление. Печать благочинного  (как правило, из храма, в котором он сам служил) стояла даже на метрических книгах. Думается, не без ведома отца благочинного, получали сельские батюшки, кто награды, а кто и взыскания о  Епархиального начальства: это тоже входило в круг его обязанностей, - «ревностному» пастырю выхлопотать награду, а нерадивому – наказание, и здесь спрос (как и во всем остальном) был в первую очередь с самого благочинного. Сложнее всего приходилось юмскому благочинному, на попечении которого находилось больше 10 приходов и скорее всего центр этого округа всегда был в с.Юме. В остальных  округах уезда центр благочиния менялся в зависимости от местожительства благочинного.

  Все храмы благодаря неустанным заботам церковных попечительств регулярно подновлялись, красились, ремонтировались, даже достраивались.  К примеру, в 1912 году состоялось освящение правого придела теплой половины Ильинской церкви 125 а  в лето 1915 года в церкви села Ацвеж были осмотрены лестницы и полы в колокольне и «были приняты меры к тому, чтобы своды над нижним ярусом не задувались снегом и не скапливалась бы на нем сырость», как сообщала «клировая ведомость» Ацвежской церкви 126..

  Церкви были средоточием культуры. Помните, как еще Пушкин говорил, что каждая церковь являет собой одновременно и музей и библиотеку и картинную галерею. Во всех свечинских храмах к 1915 году были богатые библиотеки нравственно-духовной литературы, не считая богослужебных и актовых книг. Эти книги мог взять и почитать любой прихожанин, если, конечно, он умел читать. Всего в церквях  хранилось столько книг «прочего содержания» :

  Ацвеж – 700 томов

Юма – 170 томов

Круглыжи – 1194 тома

Ильинское – 730 томов

Каменка-Вознесенская – 32 тома

Ново-Царское – 249 томов

Федосеевское – 1531 том

Благовещенское – 63 тома

Ивановское – 430 томов

Успенское – 78 томов 127

  В старых храмах часто хранились настоящие раритеты – ценные древние старопечатные книги, которые тщательно берегли, но тем не менее безжалостно уничтоженные в советское время. Например, в церкви с.Ацвеж в общей массе книг хранилось 20 таких уникальных книг128 Кроме книг, в церквях бережно хранились старинные вещи, предметы культа, зачастую представлявшие из себя огромную религиозную и культурную ценность. Так в Юмской церкви хранились такие археологические предметы, как храмозданная грамота 1717 г и 2 древние иконы Николая  Чудотворца ; одна из икон висела над проходом в холодный храм, а пред ней горела неугасимая лампада 129..

 Почти при каждом храме, кроме собственно храмового здания, имелись другие постройки – дома причта, амбары и лавки, построенные церковно-приходскими попечительствами. Церковные здания, особенно лавки, в начале XX века все чаще стали сдавать в аренду земству или торговцам, ведь церковь имела с аренды хороший доход. Одно из зданий обязательно предоставлялось под церковно-приходскую школу.

   Во многих селах первые каменные дома появлялись именно с подачи Церкви. Так  селе Ивановском отцам церкви принадлежали первые полукаменные дома в селе 130 Большинство священнослужителей жило в казенных домах, отстроенных попечительством. Так в Ильинском приходе  в 1915 году насчитывалось 5 домов церкви, «построенных тщанием прихожан» в 1895, 1896, 1899, 1905 и 1913 годах131  Некоторые священники строили и собственные дома. Таким был священник села Ивановского о.Михаил, дом которого при советской власти был отобран под медпункт. В то же время псаломщик того же села за не имением собственного жилья жил в здании начальной школы132.…

  Больше всего церковных построек насчитывалось в старинных приходах. К примеру, в Ацвеже церкви принадлежало немало зданий: 20 каменных лавок, крытых железом и отданных торговцам за плату 234 р.в год ; 2 дома для церковно-приходской школы и читальни – один дом полукаменный 2хэтажный, крытый железом, другой деревянный 1этажный, крытый тесом133 В Юме церковь владела рядом каменных лавок в 5 створов и рядом деревянных в 11 створов. Все они сдавались в аренду за 273 р.134. В Ново-Царском храм владел 5 деревянными лавками, которые тоже сдавались торговцам. 135. В селе Благовещенском в 1912 году двое крестьян из ближайших деревень сами построили на церковной площади 2 деревянные лавки с разрешения Епархиального начальства. Плата с аренды церковной земли, на которой они стояли, тоже поступала в церковную казну 136

  Кроме домов причта и лавок, свечинские храмы до 1918 года владели также амбарами, усыпальницами, избами караульщиков, сараями для складки стройматериалов и кирпича и т.д. Эти здания тоже часто сдавались в аренду, как например в Ильинском церковный амбар сдавался под торговое помещение 137

  Все храмы Свечинской земли до 1918 года были крупными землевладельцами, владея значительными участками усадебной, пахотной и сенокосной землей, а также землей неудобной и занятой лесом.( цифры о церковном землевладении приведены в приложении). Земли эти жаловались храмам по императорскому указу с конца XVIII века от государства.  По закону того времени, сразу после открытия прихода общество «отрезало» участки земли для причта, правда хитрые мужики отделяли для прихода земли не всегда хорошего качества , поскольку отрезалась земля из их участков, а в Свечинском крае вообще в те времена было очень плохо с хорошей плодородной землей, почему часто церквям  доставались малоплодородные и даже болотистые земли. Вот почему почти во всех приходах Свечинского района в начале XX века отмечалось, что земля или «малоплодородна и неудобна» или крайне «истощена и малопригодна для обработки138.». В Юмском приходе церковная земля, например, состояла из одного супеска и потому требовала усиленного удобрения 139.. В 2 приходах ( Успенское и Круглыжи) церковная земля была нарезана и вовсе очень далеко от церквей да еще и в пяти разных местах140.. Не всегда благополучно дело обстояло и с сенокосной землей. Так в приходе села Каменки церковная сенокосная земля находилась «на сырых и топких местах141.». И только в одном Ильинском приходе отмечалось , что «качество церковной земли среднее, доход на 100 рублей на весь причт142.».

   Если прежде церковные земли обрабатывались трудом нанимаемых крестьян или сдавались им в аренду ( так в Юмском приходе вся земля, несмотря на плохое качество, приносила все же причту стабильный доход 226 р в год143.), то в начале XX века в церковных «клировых ведомостях» все чаще стало отмечаться, что «вследствие дороговизны рабочих рук дохода от земли не получено». В 1915  году в Ново-Царском  приходе весь годовой доход от земли составил …20 рублей144.. Причина этого крылась в том, что по мере роста крестьянского населения, росло и дробление земельных участков, увеличивалась чересполосица, а условия обработки все более ухудшались145. Из-за этого все чаще свечинская молодежь стала уходить на заработки на Урал и в Сибирь. А затем грянула Первая мировая…

  Не очень высокий доход стала приносить и сдача в аренду из-за убыли тех же мозолистых мужицких рук. К примеру, в 1915 году в Успенском приходе вся церковная пахотная земля сдавалась в аренду за 30-35 р в год ; также отмечалось, что «небольшой участок сенокоса выкашивается самим причтом 146.». В Благовещенском приходе за тот же год доход с сенокоса составил 38 рублей147.. В некоторых приходах участки земли передавались церковно-приходким школам, как это было сделано в Юмском приходе по указу Консистории от 7 сентября 1896 г. за № 1236. Здесь второклассной школе было от церкви передано 8 дес 519 кв сажень148..

  Кроме строительства церквей, в начале XX века в Свечинском районе было построено и несколько часовен. Так в 1910 году возникла деревянная часовня в д. Малый Содом Ильинского прихода, достигавшая в длину 11 аршин и в ширину 10 аршин149 В 1914 году с разрешения епархиального начальства появилась часовня в деревне Шахриновской Благовещенского прихода, в ширину и длину имевшая по 9 аршин, а в вышину достигавшая 5 аршин150.. Внутреннее убранство часовен было довольно бедным : в первой не было совсем никаких украшений, а в Шахриновской имелось только 2 иконы. Впрочем в условиях надвигающейся смуты им и не суждено было простоять на Свечинской земле даже двух десятилетий…

  К 1915 году в Свечинском крае насчитывалось 10 церковных школ ( по 1 в каждом приходе, кроме Благовещенского Федосеевского, и 2 в Юмском ) и 20 земских училищ ; как не удивительно, не было земских училищ в приходах сел Каменки, Спасо-Боровиковского и Ново-Царского. Все школы размещались в добротных деревянных или изредка каменных (Круглыжи) зданиях и получали средства на свое содержание от своего церковно-приходского попечительства или Котельничского уездного учительского отделения. В большинстве своем все церковные училища были смешанные – в них учились и мальчики и девочки151..

  Преподавало в церковных школах в основном духовенство. Так в ЦПШ с.Юмы в начале 20 века заведующим и законоучителем был настоятель священник Петр Наумов, с сентября 1905 г. работавший безвозмездно ; вторым законоучителем был священник Василий Петропавловский, тоже с 22 февраля 1899 г. работавший безвозмездно ; учителями трудились штатный диакон Владимир Изюмов и Павла Петровна Наумова (дочь о.Петра Наумова), выпускница Вятского епархиального женского училища. И только помощником учителя был с сентября 1904 г. крестьянин Михаил Романович Червяков. Годовой оклад учителя церковной школы составлял 240 руб., а помощника учителя – 96 р. 152.

   «Даяния» ЦПП в различных приходах за 1915 год колебались от 136  (Ацвеж153.) до153 рублей (Ново-Царское154.), а то и выше – на Круглыжскую школу было выделено 1045 р155.. Иногда средства на школу выделяла и сама церковь, без участия ЦПП, но, как правило, немного – в 1915 году в Ново-Царском церковь выделила на свою церковную школу 46 р156.., а церковь с. Каменки – 70 р157.. А вот Котельничское уездное учительское отделение выплачивало щедрую сумму – по 780 рублей на училище, но далеко не на каждое. На Свечинской земле под его покровительством находилось только 2 церковно-приходские школы – в Каменке и Успенском158.. Церковно-приходской школе в Каменке «повезло» больше остальных – на ее содержание выплачивались средства и церкви и ЦПП и Котельничского уездного учительского отделения 159.. Большинство же церковных школ содержалось исключительно на средства ЦПП.

 

 

 


Автор Казаков Д. Н.
Источник: Казаков Д. Н. `Свет Свечи`
Источники и литература www.proshkolu.ru/org/kruglyzhskaya/file/2682365/





ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



Ирина Геннадиевна Авдеева
Автор: Ирина Геннадиевна Авдеева
Прислано: 2012/04/09, 03:08:07
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Хризантемы - Лили Иванова 6730746-a3298085 Золотистые хризантемы - Януш Поплавский 5487423-a3298085
То, что магнолия видела динозавров, не может не удивлять. Значит этому растению миллионы лет, если учесть, что динозавры существовали 170 миллионов лет назад. Но, наверно, магнолия тогда была другой: не могла же она не эволюционировать за столько лет. У вас, Татьяна Павловна, как и должно быть: апрель же только.
У нас гиацинты и нарциссы отцветают, уже цветут лилиецветные тюльпаны. Цветёт виола, незабудка, маргаритка,императорский рябчик и примула. Отцветает жимолость.
Любите тех, с кем хочется проснуться, Молчать, обнявшись, в комнате пустой! Любите, когда хочется коснуться, До сердца - сердцем, до руки - рукой! Любите тех, кто вас в минуту грусти, Обнимет, пожалеет! Не предаст! И если все на свете отвернутся, - Всегда вам руку помощи подаст!!! Любите тех, кто любит и не ранит, Не обижает глупо, невпопад! Любите тех, кто, все изъяны зная, Быть рядом с вами несказанно рад! Любите тех, кому нет страха верить, С кем хорошо и просто, без затей! Любовь и страсть, увы, нельзя измерить! Любите тех, с кем хочется детей! Любите тех, которые как воздух, Как солнце, иль, как в засуху вода! За поцелуи! Ласки! Несвободу! Любите тех, кто с вами навсегда! Любите тех, с кем хочется проснуться.. Эдуард Асадов Говорят, не живи своим прошлым Говорят, не живи своим прошлым, Не гневи понапрасну судьбу. Кто ушёл, их вернуть невозможно, Жизни вновь не зажечь нам звезду. Всё ушло в пустоту, безвозвратно, Оставляя свой в памяти след. Оттого-то так больно, отвратно, Что к былому возврата уж нет. Ночью сны безутешно тревожат, Окуная назад в те года, В омут лет, что всего нам дороже, Их уже не вернуть никогда. В них рассветы страстей и туманы, С пеленою волнующей кровь. Романтичной любви океаны Возвращают нас к радости вновь. Миром правят любовь и искусство, Миром правит души красота. Жизни свет это яркие чувства, Что рождает к любимым тропа. Путь наш сложен и в чём-то трагичен, То ты счастлив бываешь порой, Но сбиваясь, ты в нём безразличен, Ко всему утеряв свой покой. Пусть не ладилось в жизни всё гладко, Не сбылись пусть надежды, мечты. Но нельзя путь пройти без остатка Ощущения вечной любви. Одиноко бывает отчасти, Оттого, что замкнёшься в кругу, И не можешь найти своё счастье, Словно в Богом забытом углу. Оттого на душе неуютно, Оттого и идти тяжело, Что мы верим всегда безрассудно В то, что с прошлым от нас всё ушло. Как забыть можно то, где ты счастлив Был когда-то своею душой https://www.litres.ru/book/aleksandr-foks/tut-ne-odno-vospominane-tut-zhizn-zagovorila-vnov-stihi-48711883/chitat-onlayn/page-2/
У вас все цветет и растет. А у нас выпал снова снег)
Неужто Вы употребили слово `неужто` в смысле иронического несогласия? :-))) Надеюсь на реакцию удивления. Смотрела передачу `Мировой садовод` о магонии. В Курске в частном доме видела цветущую магонию. Если магонию из Владивостока размножить семенами, то можно получить относительно морозостойкие сеянцы.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/