Кулибин Иван Петрович (21 апреля 1735 – 30
июля 1818 гг.) -
известный отечественный механик, изобретатель,
которого современники называли «нижегородский Архимед». Изобрел отечественную
технологию производства оптических стекол, разработал новые мостовые
конструкции.
г. Москва, Восточный
округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" .
(Ловцова
Анжелика Фёдоровна-учитель физики и астрономии).
happy-laser.ru/illustrations/k-000139
Его имя сохранилось в
истории навсегда, хоть иногда и употребляется как нарицательное. «Кулибиными»
называют сейчас самоучек, достигших определенного успеха в каком-либо виде
ремесла. Кулибиными зовут тех, кто пытается своими силами преобразить какие-то
машины и механизмы, усовершенствовать их. Часто это слово употребляется и в
отрицательном оттенке, особенно когда какой-то самоучка пытается изменить
проверенную годами, отлично работающую технологию. В таком случае советуют не
подпускать к механизму «Кулибиных».
Имя Ивана Петровича
Кулибина стало нарицательным, так называют людей способных придумать нечто
необычное и доступное из простых материалов. Мало кто знает, что Кулибин – это
мировая величина XVIII-XIX века, русский инженер, изобретатель-самоучка,
подаривший миру и России немало вещей, которыми мы пользуемся до сих пор.
Кулибин родился в 1735
году в Нижнем Новгороде в семье купца. Грамоте и счёту мальчика обучал местный
дьяк, так как отец считал, что образование мальчику не нужно. Всему остальному
Иван Петрович научился сам по книгам, благодаря выдающимся инженерным и
познавательным способностям юный гений стал ведущим механиком и изобретателем
того времени.
Прожил он 83 года, повидав за свою долгую
жизнь 4 императоров, Елизавету Петровну, Екатерину Великую, Павла l и
Александра l, пережил он даже нашествие Наполеона, сохраняя при этом верность
себе, своим взглядам и России.
Иван Петрович обладал
особым взглядом на мир, привитым ему с детства родителями староверами, что не
могло не отразиться на жизненном пути мастера.
Задатки гения проявились
с детства
Мальчик воспитывался в
строгой семье старообрядцев с особым укладом, с ранних лет он помогал отцу в
торговой лавке, в свободное время ему разрешалось читать. Все науки он познавал
сам, своим умом, сделал для себя слесарный и токарный станок. В 17 лет с
благословения родителя юный мастер открыл часовую мастерскую, которая
пользовалась успехом.
Обладая новаторскими
взглядами на бытовые вещи, в повседневном быту Кулибин был консервативен. Так
как он был человеком верующим, то придерживался традиций предков, носил длинную
бороду и старомодный кафтан с высокими сапогами. Не курил, не пил, не играл в
карты, так как это запрещено по вере его. Обладал весёлым характером, любил
балагурить в обществе.
Кулибин был 3 раза женат.
Первый раз Иван женился в 24 года, овдовев, второй раз женился в 50 лет, вторая
жена умерла в родах. В третий раз женился в 70 лет, и третья юная жена родила
ему еще 3 дочерей. Всего у инженера было 12 детей, 5 мальчиков и 7 девочек.
Своих детей Иван Петрович воспитывал тоже в строгих традициях, старался всем
дать образование.
Когда Екатерина Великая предложила Ивану
Петровичу дворянское звание в обмен на то, что он сбреет бороду и наденет
современный камзол. Инженер отказался, оставаясь в купеческом статусе, не
предав свою веру.
Кулибин писал стихотворения
В XVIII веке модно было
писать оды в торжественном стиле, Иван Петрович тоже писал официальные
стихотворения, но его стиль был проще, естественнее и понятнее, чем у многих
поэтов того времени. Но грамотностью учёный не отличался, поэтому иногда просил
исправить его ошибки, особенно в постановке запятых.
С 1769 по 1801 годы Иван Кулибин управлял
механической мастерской академии наук, руководя производством приборов для
научных исследований. Он сам наблюдал за производством станков и инструментов.
Кулибин покинул должность по собственному желанию, решив вернуться на родину, в
Нижний Новгород.
Екатерина II благоволила
к русскому самородку. Именно Екатерина пригласила Кулибина с Волги в столицу,
после того как увидела уникальные карманные часы, которые придумал для неё
изобретатель.
Императрице нравились те
чудесные механические вещицы, которые придумывал для неё Кулибин. Она наградила
его медалью на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук –
механику Ивану Кулибину» за огромные заслуги перед Отечеством.
Основным творческим
направлением Кулибина в Петербурге оставались часы.
Кулибин изобретал часы
самых разных видов и размеров, от совсем маленьких в перстне до гигантских.
Часы размером с гусиное яйцо со сложным механизмом внутри, состоящим из 427
деталей, песочные часы, карманные планетарные часы. Всю жизнь инженер мечтал изобрести
вечный двигатель, но так и не смог его придумать.
Иван Петрович Кулибин
изобрёл множество механизмов. Именно Кулибину принадлежит первенство в
изобретении массы механизмов, качественно улучшающих жизнь своего времени и
даже опережающих своё время на пару веков.
Иван Кулибин одним из
первых в 1791 году придумал и начертил прототип легкового автомобиля. Называли
его в то время коляской-самокаткой.
Сделал первый ножной протез для офицера
Непейцина, героя Очаковской битвы. К сожалению, массовым производством
заинтересовались лишь французы после войны.
Знаменитый водоход мастер
придумал уже по возвращению в Нижний Новгород. Это устройство позволяло
двигаться речным судам по Волге против течения, облегчая труд бурлаков. Было
построено два водохода.
Первый лифт в истории был придуман в 1793 году
по заказу располневшей Екатерины Великой, он был сделан в форме кресла и
поднимался на лебёдках. Второй подобный лифт придумали в Америке через 67 лет.
«Чудесный фонарь» —
знаменитый оптический прожектор, ярко светивший всего от одной свечки за счет
системы зеркал, создавался для освещения улиц, но применяли его умельцы для
освещения мастерских и колясок.
Кулибин изобрёл первый
оптический телеграф, который активно использовали на дальних переправах.
Новая «Соляная машина» для солеварных заводов
Строгановых была придумана уже в начале XIX века, в практику не была введена.
Бездымные фейерверки для развлечения знати при
дворе были особой заслугой мастера, как и множество салютов и шутих.
Занимался Кулибин и конструированием мостов,
два самых известных его проекта однопролетный арочный мост через Неву и
железный мост через Волгу, так и остались на бумаге в чертежах.
За свою деятельность в
качестве главы механической мастерской академии наук инженер усовершенствовал
ахроматический микроскоп и телеграф, множество электрических приборов и
инструментов.
Инженерное дело,
механика, оптика, часовое дело — всё получалось у русского гения самоучки.
Кулибин имел успех и был приближен к императрице, но, ни один из проектов,
придуманных мастером для простых людей, не был, ни профинансирован должным
образом, ни реализован государством.
В 1801 году Кулибин был
уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород, где он разработал способ
плавания вверх по течению и построил корабль, который начал проектировать еще в
1782 году. Испытания показали, что такие корабли действительно возможны, но они
так и не были использованы. В то же время у Кулибина были проекты по
использованию паровых двигателей для перемещения грузовых судов, по созданию
машин для добычи соли, различных видов мельниц, пианино и других проектов.
Кулибин умер в 1818 году, проведя свои последние годы в бедности.
Центр малых планет
Международного астрономического союза назвал астероид в честь Кулибина: 5809
Кулибин. Астероид был открыт 4 сентября 1987 года Л. В. Журавлевой в Научном.
20 мая 2020 года в России
(Нижегородская область) была создана особая экономическая зона
промышленно-производственного типа "Кулибин", названная в честь
Кулибина.
Используемые источники:
https://biographe.ru/uchenie/ivan-kulibin
https://histrf.ru/read/articles/samorodok-iz-nizhnego-novgoroda
https://en.wikipedia.org/wiki/Ivan_Kulibin