Начало
функционирования
Великого Шелкового пути относится ко второй
половине II-го века до нашей эры, когда дипломат и разведчик
Чжан
Цзян впервые открыл для китайцев
Западный край -
страны Средней Азии. Тем самым были соединены в одно целое две великие
дороги. Одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в
Среднюю Азию,
разведанная и пройденная эллинами и македонянами в процессе походов
Александра
Македонского и селевкидского полководца Демодама, вплоть
до Яксарта -
Сырдарьи. Другая, ведущая с Востока, из
Ханьской империи в Среднюю Азию, разведанная Чжан Цзянем, который прошел эту
область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.
Выдающуюся роль в соединении двух великих
цивилизаций - западной и дальневосточной сыграли народы Средней Азии
(Центральной Азии), которые, несомненно, являлись проводниками, как той, так
и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому Шелковому пути пойдут,
как об этом свидетельствуют китайские и греко-римские источники, торговые
караваны и дипломатические посольства.
Название
"Великий Шелковый путь" связано с
драгоценным в те времена для стран Запада товаром -
шелком.
В конце II-го века до н. э. шелк познакомил два мира -
Запад
и
Восток по первой в истории человечества
трансконтинентальной дороге. Но было бы несправедливо сводить значение
Великого Шелкового пути в истории
мировой цивилизации
исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и
разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными
восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности,
религиозные идеи.
Культурные, духовные, политические и экономические связи так же, как
системы определенных караванных дорог, соединяющих различные страны и
историко-культурные области
Ближнего и
Среднего
Востока, начали осуществляться, по-видимому, уже в эпоху
неолита,
в период сложения раннеземледельческих культур и получили широкое развитие в
цивилизациях эпохи
бронзы. Об этом свидетельствуют
разнообразные находки, чаще всего украшения и предметы утвари, далеко от мест
их происхождения.
С появлением крупных государств, взявших на себя функции прокладки дорог и
обеспечение относительной безопасности продвигавшихся по ним торговых
караванов, дипломатических посольств, можно говорить о регулярном их
строительстве и использовании.Создание великой
Ахеменидской державы,
объединившей гигантскую территорию от Греции и Египта до Средней Азии и
Индии, несомненно, способствовало более тесному знакомству и общению между
населявшими её многочисленными племенами и народами, исследованию ранее
неизвестных территорий. Согласно
Геродоту (V в. до н.э.),
"... большая часть Азии стала известна при
Дарии I
(521-489 г.г. до н.э.). Царь хотел узнать, где Инд впадает в море... Дарий
послал для этого на кораблях людей, правдивости которых он доверял".
Войны, которые вели
Ахемениды, также способствовали
знакомству тех или иных народов с дальними странами. Известно, что в составе
войск имелись воинские контингенты среднеазиатских народов:
бактрийцев,
согдийцев,
саков,
дахов,
сражавшихся непосредственно на территории материковой
Греции
в Элладе, Аттике, Беотии, Фивах, принимавших участие во взятии Афин.
Фрагментарные описания дорог, ведущих с Запада на Восток, встречаются и в
некоторых греко-римских и парфянских источниках.
Вместе с тем первое подробное описание пути из
Восточного
Средиземноморья от города Гиерополя до Серики было составлено
македонянином Маем. Он не был в стране серов (китайцев), а пользовался
донесениями своих агентов, которые в свою очередь собирали сведения о
восточном участке пути у жителей Средней Азии.
Согласно этим источникам и археологическим данным, в первые века до новой
эры - первые века новой эры Запад и Восток соединяли три основные
трансконтинентальные дороги:
Южная, Морская, вела из
Египта
в Индию. Она начиналась в портах Миос Хормос и Береника на
Красном
море и вела в обход Аравийского полуострова к трем главным портам,
расположенным на западном побережье Индии: Барбарикон в дельте Инда, Баригаза
на реке Нармада и гавани Мимирика на юге полуострова - от Нила до Суэца по
каналу корабли выходили в Средиземное море и далее к Риму. Этот канал,
шириной 45 м, был построен еще при фараоне Нехо (610-595 г.г. до н.э), а
затем восстановлен по распоряжению Дария I. Из индийских портов дороги
расходились как в глубь полуострова Индостан, так и на север, в
Бактрию.
Из Индии Морской путь шел далее в обход полуострова в страны
Юго-Восточной
Азии.
Вторая дорога - собственно Великий Шелковый путь начиналась в Риме и через
Средиземное море выходила к сирийскому городу Гиерополю, а
оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вела в оазисы
Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок дороги
начинался в Арее. Из Ареи дорога отклонялась на север и шла в
Антиохию
Маргианскую, отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух
направлениях - на север и восток.
Северная дорога пересекала Окс
(Амударью) в районе
Термеза (древняя Тармита) и далее она также расходилась по двум направлениям:
от Термеза и переправ Шуроб, Чушка - Гузар и Кара-Камар по долине реки
Шерабад выводила к Железным Воротам, расположенным в Западном Гиссаре, в 8 км
к северо-западу от кишлака Дарбант (Дербент).
Западный Гиссар - мощная горная система, включающая
множество мелких и больших хребтов, в том числе Кугитанг и Байсунтау,
являлась естественной границей между
Бактрией и
Согдом,
между двумя древнеземледельческими оазисами -
Сурхандарьинским
и
Кашкадарьинским. Издревле здесь по горным проходам через
перевалы и по долинам рек пролегали караванные дороги и тропы, проходил
основной и по существу единственный путь торговых караванов и воинских
соединений, следовавших из центральных областей Азии в Бактрию -
Тохаристан
и Индию и, наоборот, из Индии в Бактрию, Согд,
Бухару и
Чач.
Эта важнейшая стратегическая дорога в ряде узловых пунктов была укреплена
мощными фортификационными сооружениями. Одно из них расположено на северной
окраине Шерабада, где в начале XVIII в.
Шералихан из племени
кунград, именем которого назван нынешний Шерабад, выстроил крепость. Здесь,
на высоких лессовых холмах, уже в раннекушанское время находилось большое
городище Кафиркала (Крепость неверных) с мощной фортификацией, полностью
контролировавшей проходящую вдоль реки дорогу, которая выходила из горного
ущелья Нондахана на равнину. Далее в 4 км к северу от Кафиркалы скалы
настолько близко смыкаются, что в узком проходе остается лишь место для реки
и проходящей вдоль нее неширокой дороги. С восточной стороны реки на высокой
скале находится древнее фортификационное сооружение. Его доминантой является
мощный форт Нондахана, расположенный на самом краю скалы, с севера круто
обрывающейся к реке Шерабад.
Миновав проход, дорога вдоль реки Шерабад шла на север, а затем в районе
кишлака
Дербент поворачивала на запад. Здесь, в четырех
километрах к западу от кишлака через всю Шерабадскую долину проходят
скалистые гряды, поверх которых в кушанское время была выстроена стена из
сырцового кирпича шириной 6, 5 м, длиной около 2 км, заканчивающаяся в южной
части мощной крепостью. Это была пограничная стена
Кушанскоео царства,
отделявшая её от Кангюя. Далее дорога подходила к Железным Воротам - горному
проходу, неоднократно упоминаемому под различными названиями: Дар-и Ахании,
Бабаал-Хадид., Темур-капыг, Темыр-кахалга в средневековых арабо-персидских письменных
источниках и тюркских рунических надписях.
От Железных Ворот дорога выводила к Акрабату, где в средневековье
находилось согдийское селение Кендек, а затем поворачивала на север,
пересекала долину Урядарьи, кишлак Карахаваль и по ущелью Камдареаза выходила
в область Кеш (современный Шахрисабз и Китаб) и далее в древнюю
Мараканду.
Это был кратчайший путь из Тохаристана в
Самарканд. Из Мараканды через Голодную
степь дорога выходила в область Чач (современный Ташкентский оазис), Фергану
и через перевал Терек-Давань в
Восточный Туркестан.
Другое направление этой дороги от Тармиты по долине
Сурхандарьи
шло в горную страну, населенную комедами, которая, по предположению ряда
ученых, локализуется в Каратегине - области, находившейся к северо-востоку от
Душанбе. Далее дорога подходила к так называемой Каменной
Башне, а от нее шла к стоянке торговцев.
После стоянки торговцев Великий Шелковый путь обходил с северной и южной
сторон огромную пустыню Такла-Макан. Южный участок дороги шел через оазисы
Яркенда, Хотана, Ний, Мирана и в районе Дуньхуана соединялся с северным
участком дороги, который до этого пересекал оазисы Кизила, Кучи, Турфана.
Далее дороги шла на восток вдоль Великой Китайской стены и подходила к
столице Небесной империи Чаньань. Хотя в письменных источниках нет на то
конкретных указаний, но есть предположение, что далее Великий Шелковый путь
продолжался до
Кореи и
Японии И
заканчивался в древней столице этого государства Наре.
Другое среднеазиатское ответвление этой дороги имело иное направление: из
Антиохии Маргианской -
древнего Мерва оно шло через пески
Каракумы, пересекало Окс, затем выходило к
Бухаре, оттуда в Мараканду, Чач,
Фергану и далее в оазисы Восточного Туркестана.
Наконец, третья трасса Великого Шелкового пути - Степной путь проходил к
северу от Средней Азии. Он начинался в городах
Северного
Причерноморья, находившихся в первых веках нашей эры под властью
Боспорского царства и Римской империи. Основные города этой области: Тиры,
Ольвия, Херсонес, Пантикапея, Фанагория имели оживленные торговые связи со
странами Средиземноморья, скифскими и сарматскими племенами и, вероятно, с
более отдаленными областями.
Огромную роль в торговых и культурных связях между Причерноморьем и
Средней Азией играли сарматские племена, особенно аорсы и аланы, занимавшие
огромную территорию между
Приаральем и
Причерноморьем.Степная дорога, вероятно, шла от выше упомянутых городов через
крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекала
южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через Южный Казахстан
выходила на Алтай и в Восточный Туркестан, где, вероятно, соединялась с
основной трассой Великого Шелкового пути. Одно из ответвлений этой дороги от
Северного Приаралья через
Хорезм шло в
Согдиану
и далее на юг.
Северная трасса Великого Шелкового пути была более сложной для
прохождения, поскольку многие десятки километров она проходила по безводным
степям, лишенным городов и поселений, где торговые караваны подвергались
набегам различных племен, не признававших чью-либо власть, в отличие от южных
дорог, находившихся под контролем государств - будь то
Парфянское
или Кушанское.
Великий Шелковый путь был не только дорогой торговых караванов, а и
дорогой
этнических миграций. Именно по ней, начиная с I-го
тысячелетия до нашей эры, с Востока на Запад шли бесчисленные потоки кочевых
племен: скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, мадьяры, печенеги, и "нет
им числа".
Помимо трех основных трасс Великого Шелкового пути, существовали и другие
дороги, посредством которых все эти три трассы соединялись между собой. Так,
из морских портов Западного побережья Индии ряд дорог вел на север и через
Хайберский перевал они выводили в
Бактрию, где соединялись с
основной трассой Великого Шелкового пути. В столице Согда - древней Мараканде
начинался Кавказский Шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское
море, пересекал степи Северного Кавказа, а затем по так называемой Дарвинской
дороге подходил к перевалам хребта: Клухорскому и Марухскому и спускался к
городу Цхуми. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к городу
Константинополю - столице Византийской империи. Особое значение Кавказский
Шелковый путь приобрел во 2-й половине VI в. нашей эры, когда
Сасанидская
империя закрыла проход торговых караванов с шелком через свою
территорию в Византию.
Важная дорога шла из Нижнего Поволжья вдоль западного берега Каспийского
моря через Каспийские Железные Ворота - Дарбанд на юг в древнюю Албанию и
Парфию,
соединяя северную и основную трассы Великого Шелкового пути. Именно по этой
дороге, поступали на Северный Кавказ и в южнорусские степи индийские и
египетские товары. Вероятно, по этой причине здесь в достаточно большом
количестве найдены египетские амулеты. Считается, что эти амулеты
изготовлялись в египетских городах Александрии и Навкратисе.
Несмотря на очень сложные природные условия, множество путей проходили из
северных районов Средней Азии и оазисов
Восточного Туркестана
через перевалы Памира в Кашмир и далее на юг в Индию. Вот как описывается
путешествие по одной из таких дорог двадцати пяти монахов во главе с Ши
Таньуцзе, шедших на поклонение буддийским святыням Индии: "Они оставили
за собой царства Куча и Кашгар, поднялись на горы Памира, перевалили
Снеговые
горы (Гималаи). Ядовитые пары давили на них с тысячной силой, наледи
вздымались ввысь на десять тысяч ли, а под ними была большая река, которая
неслась стрелой. Мостом с восточного на западный берег служили толстые
веревки.… Они шли три дня и вновь поднялись на большие заснеженные горы.
Отвесная скала стала перед ними стеной, такой гладкой, что не упереться
ногами. ... У каждого из спутников было по четыре колышка. Они выдергивали
нижние колья и карабкались на верхние, так попеременно взбираясь, то на одни,
то на другие. Только к концу дня они выбрались на ровное место. Здесь они
подождали отставших и произвели счет потерям. Они потеряли двенадцать
человек".
Значительная часть евразийского материка была покрыта густой сетью дорог,
составляющих собственно Великий Шелковый путь, по которому шел интенсивный
обмен материальными и духовными ценностями, причем своеобразным
ретранслятором являлась
Центральная Азия. В типологическом
ракурсе эти дороги могут быть представлены следующим образом:
межконтинентального значения (Великий Шелковый путь, связывающий два
континента: Азию и Европу); континентального значения (коммуникации,
связывающие различные регионы одного континента: Бактрию и Индию, Бактрию и
Китай); регионального значения (коммуникации внутри какой-либо части
континента - Центральная Азия, дорога между Бактрией и Согдом, Бактрией и Хорезмом);
областного значения (коммуникации между крупными населенными пунктами внутри
определенной историко-культурной области; местного значения (коммуникации
между городом и населенными пунктами округи); тропы и тропинки между
селениями внутри округи.
Расстояния на различных типах дорог могли занимать: межконтинентальные -
до 10 тысяч километров, континентальные - несколько тысяч километров; местные
- несколько десятков километров; тропы и тропинки - от нескольких сот метров
до несколько десятков километров (горные, тропы к охотничьим угодьям и
пастбищам). Так в среднем однодневный путь, пройденный караваном, занимал
23-26 км.
Подготовлено
по материалам книги академика Эдварда Ртвеладзе "Великий Шелковый
путь",
Государственное научное издательство "Узбекистон миллий
энциклопедияси",
Ташкент
|