Шелковый путь на территории
Казахстана
...Все лучшее, что создается под солнцем,
в сердцах остается,
в ночах наших светит бессонных...
О. Сулейменов.
Шелковый путь — это своеобразная держава без имени и
юридического статуса, объединение без признаков государственности.
Сотни больших и малых городов, стертых с лица земли
временем или же существующих ныне, помогают понять и отрыть нам подлинное
величие Шелкового пути.
История его
берет начало с 138 года, когда из Ханьской столицы вышел посольский караван в в
сопровождении князя Чжан-Цзяня, посланного императором У-ди в неведомые страны
Запада. Через 13 лет князь вернулся назад, в своем путешествии он дошел до
Афганистана и первым прошел прямым путем из Китая через Центральную Азию. Вслед
за ним по этому пути на Запад стали отправляться караваны с шелком, а в Китай
товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии.
Великий Шелковый путь как торговая магистраль не был
чем-то застывшим и постоянным. В течении столетий приобретали важное значения
те или иные участки пути, некоторые отмирали, приводя к упадку города и центры
лежащие на нем. Выбор того или иного маршрута зависел в основном от
политической и экономической расстановки сил на евроазиатском континенте.
На момент вхождения Казахстана ( Южной его части) в
систему Шелкового пути, на его территории издревле развивалась самобытная
культура, в формировании которой участвовали кочевые племена и оседлые народы,
которые были достаточно однородны или же были объединены в рамках однотипных
этнополитических образований. Взаимодействие и взаимообогащение культур-
оседлой и кочевой- явились основной линией мирового прогресса. В недрах такого
синтеза лежат многие достижения цивилизаций, созданных народами Казахстана и
Средней Азии. Так, в
VI
-
III
вв. до н.э. на территории Казахстана
обитали кочевые и полукочевые племена саков, высокая культура которых известна
по раскопкам многочисленных курганных могильников, среди которых Бесшатыр,
Иссык, Тегискен, Уйгарак. Уже в то время существовали связи с Китаем, Индией,
Ближним и Средним Востоком. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях
сакской знати китайские зеркала, высокохудожественные изделия из Средней Азии и
Ирана.
Монументальные погребальные сооружения Тегискена из
сырцового кирпича, наталкивают на мысль о привлечении к их возведению иноземных
мастеров. Во время существования государства Усуней и Кангюй во
II
в. до н. э. - первой половине нашего тысячелетия,
когда Шелковый путь начинает активно функционироавть, сюда проникают римское
стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-
застежки и разного рода камни- печатки из Сасанидского Ирана.
В этот период в долинах рек Чу, Таласа и Сырдарьи
формируются небольшие города, основой для которых послужили небольшие
земледельческие поселения. Многие из таких центров обнаружены археологами в
предгорной зоне Тянь-Шаня, в долинах Арыси, на Сырдарье. Особенно хорошо
сохранились эти города в пустынной зоне Приаралья, в Джетыасарском урочище. До сих
пор возвышаются их просушенные солнцем желтые стены, а под такырами покоятся
древние некрополи.
Во второй половине
VI
века Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав
огромной кочевой империи- Тюркский Коганат, простиравшейся от Кореи до Черного
моря.
В конце
VI
века Каганат распадается на две части-
Восточно-тюркский и Западно-тюркский. Центром последнего становится Семиречье
со столицей в городе Суябе.
Именно в это время происходит оживление участка
Шелкового пути, который сыграл важную роль в развитии городской культуры
Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он способствовал появлению целого
ряда городских центров, а на юге Казахстана быстрому росту тех городов, которые
оказались либо на самой трассе, либо были связанны с ней торговыми
ответвлениями.
Если в источниках первой половины
I
тыс. н. э. Упоминаются лишь города Чигу и Семиречье-
как резиденции правителей усунь и Битянь в Южном Казахтане- столица кангюй, то
уже в начале
VII
века сообщается о нескольких десятков городов.
Наиболее крупными их них были Суяб, Тараз и город на "Белой реке",
позднее названный Испиджаб. В китайских дорожниках
VII
-
VIII
вв. и арабских
маршрутниках
VIII
-
XII
вв. перечислены уже десятки городов,
стоящих на Шелковом пути.
Шелковый путь полегавший через Среднюю Азию, Южный
Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до
XIV
века. По Шелковому пути везли прежде всего шелк, который
на ряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и
послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги.
В свою очередь из Рима, Византии, Индии, Ирана,
Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли товары, производимые
в этих странах. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых коней Ферганы,
арабских и ниссийских скакунов, верблюдов и слонов и многое много прочее.
|
Мавзолей
Айша-Биби. XII в
.
|
По Шелковому пути так же распространялись так же и религиозные идеи. Различные
миссионеры несли свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел
буддизм, из Сирии, Ирана, и Аравии распространилось христианство, а затем -
ислам.
Величие Шелкового пути состоит не сколько в том
колоссальном товарообмене между различными государствами, сколько во
взаимопроникновении и взаимообогащении непохожих цивилизаций и культур.
Шелковый путь - система древних торговых караванных
дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы, одно из наиболее
значительных достижений в истории мировой цивилизации.
|