Предмет:
Окружающий
мир
Тема:
«Поговорим
о болезнях»
Класс:
2 «Б», СОШ
№ 2
Учитель:
Бударина
Полина Николаевна
Цели и
задачи:
·
учить детей сохранять и укреплять свое
здоровье, быть здоровыми и душой и телом;
·
воспитывать чувства дружбы, товарищества,
взаимопомощи;
·
формировать у детей мотивационную сферу
здорового образа жизни,
физического
воспитания; обеспечивать физическое и психическое саморазвитие.
·
сформировать представление о том, что человек
– неотъемлемая часть природы.
·
заинтересовать детей в познании самого себя.
·
формировать познавательную активность
учащихся.
·
воспитывать чувство любви и заботы к
собственному организму.
Оборудование:
·
Мультимедийная
установка, презентация учителя.
·
Учебник, тетрадь, жетоны, картинки, карточки,
цветные карандаши, маски, слова.
ХОД УРОКА
I.
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок
,
Начинаем наш урок.
Но прежде чем начнем разговор, я хочу спросить, какое у вас сейчас
настроение. Предлагаю определить ваше настроение с помощью цветных жетонов,
если у вас хорошее настроение:
– то поднимите кружок зелёного цвета;
– не очень хорошее, то поднимите красный кружок.
– Почему у тебя… не очень хорошее настроение?
II.
Сообщение темы урока.
Каждый день мы говорим или слышим
:
“Здравствуйте
”“Здравия желаю”“Как ваше
здоровье”“Доброго здоровья”“Будьте здоровы”
-О чём говорят эти слова?
( ответы детей)
Здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека и сегодня мы
поговорим о самом главном в жизни человека – о здоровье.
Слайды (2-3)
… – лечись, а … – берегись
.
… –
дороже богатства.
-Ребята, восстановите
пословицы, и
объясните их смысл
.
(Болен – лечись, а здоров –
берегись. Это значит, что если ты заболел, то должен лечиться, а если
ты здоров, то надо беречь свое здоровье. Здоровье дороже богатства.
Здоровье нельзя купить даже за самые большие деньги.)
И я предлагаю эти пословицы
сделать девизом нашего урока.
III. Вступительное слово учителя
– В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем
жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они
отвечали ему взаимностью. Дети росли
добрыми,
послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто и подолгу
болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему
люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?». Мудрецы
долго совещались, и самый старый из них сказал; «Здоровье человека во многом
зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных
ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья
для всех детей своей страны.
– От чего же люди болеют?
(ответы
детей)
– К нам в гости пришли животные и растения
.
(
слайды
4-8)
А вот если спросить у них как вы думаете, чтобы они ответили о
здоровье людей?
По мнению
прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют
радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это
особая мудрость и болезни ее боятся.
Высокая стройная пальма
ответила, что люди мало бывают на солнце и свежем воздухе, мало заботятся
друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных,
наносят вред растениям. А жестокость – это путь к гибели и болезням.
Тигр отметил, что люди не верят
в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми. А ещё
тигр считает, что человек часто бывает, неаккуратен, не соблюдает основных
гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.
Волк заметил, что люди
неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.
– Какие же причины болезни людей назвали растения и животные (роза,
пальма, тигр,
волк)? Назовите их.
-В здоровом организме человека поддерживается порядок. Все органы работают
исправно, в согласии друг с другом. Мы здоровы и счастливы. Но стоит
какому-нибудь органу нарушить нормальный ритм работы, как мы чувствуем
болезнь.
IV. Изучение признаков болезни.
– Мы с вами
абсолютно здоровы, и у нас у всех отличное
настроение. А вот герои нашей книги
-Серёжа и Надя-
заболели. Давайте поможем им разобраться в причинах болезней.
-Как вы думаете, по каким признакам можно понять, что мы заболели?
(Ответы детей)
– Болезни бывают разные. Сегодня мы поговорим лишь о некоторых из них.
(на доск
е-
простуда, грипп, боли в животе)
Давайте представим, что мы с вами в лечебном учреждении, где есть врачи и
больные.
В роли «больных» и «врачей» будут наши ученики. А так же в нашем учреждени
и- эксперт -доктор дет.сада №4, Евгения Анатольевна.
а) Работа в парах.
Перед вами карточки красного
цвета - на которых название болезни, а её признаки на
карточке
жёлтого цвета. Прочитайте
записанные на них названия болезней. К карточке есть полоски с названиями
признаков заболеваний. Найдите признаки заболеваний каждой обозначенной на
карточке болезни. Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают
одинаковые признаки.
Учащиеся работают в парах. Составленные детьми карточки выглядят следующим
образом:
б) Определение названий и
признаков болезней.
-Предлагаю ученикам выступить в роли «больных» и зачитать признаки
болезней на жёлтой карточке. А «врачам» определить, о какой болезни идёт речь,
и дать рекомендации по предупреждению и лечению этой болезни.
(После
каждого определения эксперт выносит «Вердикт» о правильно поставленном
«диагнозе»)
– Давайте узнаем, как отвечает на этот вопрос учебник, с. 14.
После прочтения статьи учебника учитель задает следующий вопрос:
-А теперь предлагаю рассмотреть первую серию рисунков, определите по
каким из них можно составить правила о том, как можно уберечься от простудных
заболеваний.
(дети вывешивают на доску под словом «простуда»)
– Скажите, как человек должен вести себя, чтобы не болеть простудными
заболеваниями?
Вывод:
– одеваться по погоде;
– заниматься зарядкой, закаливанием;
– заниматься спортом;
– Что вы не сказали о правилах поведения при простудных заболеваниях?
V.
Ф И З М
И Н У Т К А.
– А теперь назовите признаки следующего заболевания, отраженные в
вашей карточке. Ответ детей звучит так:
- боли в мышцах
- высокая температура
- вялость, слабость,
желание лечь
- кашель и насморк
- сильная головная
боль
«Врачи» ставят «диагноз» и дают
рекомендации по лечению.
(эксперт
выносит «Вердикт» о правильно поставленном «диагнозе»)
– Познакомимся с правилами поведения при заболевании гриппом, а для этого
обратимся к статье учебника, с. 15.
Рассмотрите следующую серию рисунков, и вывешиваем под словом «грипп».
Одним из признаков заболевания мы назвали высокая температура. Определите,
что рекомендуют врачи предпринимать при высокой температуре?
Вывод:
– принимать аспирин;
– пить больше чай с лимоном т.к. в нем витамин “С”, придаст новые силы,
вызовет потоотделение и ускорит выведение вредных веществ через кожу;
– обратиться к врачу.
Далее дети переходят к знакомству с признаками болей в животе.
·
подташнивание
·
болезненные ощущения в животе
·
отказ от пищи
«Врачи» ставят «диагноз» и дают
рекомендации по лечению.
Почему может появиться боль в животе?
Учащиеся приводят свои примеры, доказательства, основанные на личных
жизненных наблюдениях.
(
эксперт выносит
«Вердикт» о правильно поставленном «диагнозе»)
– А теперь давайте проверим, как об этом говорит учебник, с. 16.
– Что нового узнали из статьи учебника?
- Что вы
знаете о такой болезни как воспаление аппендикса?
VI.
Работа в тетрадях.
- Составим
на карточках
слово аппендицит и
запишем его в рабочую тетрадь с.8,
зад.№ 3.
Рассмотрите следующую серию рисунков, и вывешиваем под словом «боли в
животе».
– Сформулируйте правила, как предупредить боли в животе.
Вывод:
-Правильно питаться.
-Не есть испорченную недоброкачественную
пищу
-Вовремя ходить в туалет, чтобы не было
запоров.
VII.
Ф И З М И Н У Т К А
VIII. Лечебные учреждения и специальности врачей.
– А если вы все-таки заболели, давайте подумаем, где лечатся люди,
когда бывают нездоровыми?
(Когда мы заболеем, то идем в больницу.)
Слайд 9.
– Объясните, как вы понимаете, что такое больница.
В совместной с учителем деятельности учащиеся выясняют, что больница – это
медицинское учреждение, в котором люди лечатся в течение определенного
времени (недели, месяца и т.д.), не выходя из него до полного выздоровления.
– А какое еще медицинское учреждение вы знаете, в котором люди лечатся?
(Поликлиника.)
Слайд 10.
– В чем разница между больницей и поликлиникой?
Выясняется, что поликлиника – это медицинское учреждение с врачами разных
специальностей для приходящих больных, где устанавливается диагноз и способ
лечения заболевания. Врачи поликлиники оказывают помощь и на дому.
-По какому номеру можно вызвать врача поликлиники?
Слайд 11.
-Ребята, у Нади заболело ухо, к какому врачу мы
посоветуем ей обратиться?
-А у Серёжи болит зуб, какой врач поможет ему?
- А какие ещё специальности врачей вам
знакомы?
Далее детям предлагается прочитать название
специальностей врачей, которые работают в поликлинике (вторая половина
упражнения пока закрыта)
.
т
ерапевт
– заболевания уха, горла,
носа;
педиатр
– заболевание глаз;
стоматолог
–
заболевание сердца;
окулист
– заболевание зубов;
кардиолог
– детские болезни;
отоларинголог –
внутренние болезни.
Название специальностей врачей записаны на карточках, чтобы была возможность
менять их местами.
– А теперь познакомимся с полной записью упражнения
(открываю вторую
половину записи на доске). Подумайте, какое несоответствие есть в ней.
(Названия специальностей и пояснения к ним находятся в неправильном
порядке.)
– Как исправить ошибку?
(Нужно поменять местами карточки с названиями специальностей врачей.)
Запись восстановлена.
(
эксперт выносит
«Вердикт» о правильно составленном соответствии)
IX.
Работа в тетрадях.
Дети
прочитывают ее еще раз с установкой на запоминание. Затем упражнение
полностью закрывается. А детям предлагается выполнить задание № 4
на с. 9 в рабочей тетради. В нем учащиеся по памяти
восстанавливают записи о том, что лечит терапевт, стоматолог, отоларинголог.
(Взаимопроверка)
X .Итог урока
.
Слайд 12.
Учитель дает начало предложения,
а завершить его должны дети так, чтобы получился текст.
Здоровье …
.
Можно заболеть, если … .
Болезни бывают … .
У каждой болезни свои … .
При заболевании …
.
– Восстановите запись так, чтобы мы могли обобщить весь материал, изученный
на уроке.
Слайд 13.
У детей получился следующий краткий рассказ:
Здоровье нужно беречь.
Можно заболеть, если человек не бережет здоровье.
Болезни бывают разные.
У каждой болезни свои признаки и способы лечения.
При заболевании надо обратиться к врачу.
– Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.
XI. Рефлексия
-
Ребята, а вы знаете кто такие долгожители? (ответы детей)
Слайд 14.
- Я
хочу вас познакомить с одним из долгожителей, главным детским врачом,
академиком, которого
зовут
Н.Г.Сперанский
.Академик
прожил долгую жизнь и ни разу серьёзно не болел. В чём заключался его секрет?
Оказывается, есть у него "тайное оружие", и оружие это - физическое
воспитание. Спорт вошёл в его жизнь достаточно рано. Ему нравилось кататься
на коньках. Лишнего времени не было, и он даже ночью выходил на лёд и катался
в одиночестве. А лыжи! Он считал лыжи идеальным видом спорта. Лыжня, вьющаяся
между елями, - это дорога здоровья. Академик занимался фактически всеми
видами спорта. Ездой на санках, на велосипеде: Ему уже 95 лет, и у него
достаточно сил, чтобы работать без оглядки на себя, с полной отдачей. Каждый
человек обязан бороться за долголетие, обязан думать о том, чтобы в
преклонном возрасте сохранить бодрость, хорошее настроение, спортивную форму
.
-- Что помогло ученому стать долгожителем?
– Когда мы заболеваем, то идем к врачу, который выписывает рецепт для
получения лекарства. А нам свой
рецеп от болезней
даёт долгожитель, академик Сперанский.
(Раздаются карточки с напечатанным
текстом
)
На рецепте врач обязательно поставит печать. На
рецептах (у каждого ученика на столе),
которые лежат
перед вами, печатей нет. Нарисуйте печать в виде треугольника. Если вам было
интересно, комфортно на уроке, эта печать должна быть зеленого цвета. Если что-то
не понравилось –
жёлтого.
Слайд 15.
-
Будьте здоровы! Спасибо за урок!
|