Тема
:
«
Осень.
Перелетные
птицы»
Участники
: дети
старшей группы,
воспитатель.
Виды детской
деятельности: познавательная, игровая,
коммуникативная, музыкальная, двигательная.
Цели
:
-Расширить и закрепить представления
детей о
перелетных птицах,
-Познакомить с
перелетными птицами: аистом, кукушкой, соловьем,
ласточкой, с их внешним видом, голосами.
-Познакомить детей с понятиями
: лететь
«клином»,
«цепочкой»,
«стайкой».
-Упражнять детей в составлении предложений.
-Активизация словаря по теме.
-Развитие внимания, мышления, памяти.
-Развитие мелкой моторики рук.
-Воспитание у детей доброго отношения ко всему живому в природе.
Целевые ориентиры дошкольного
образования:
Умеет поддерживать беседу, высказывает
свою точку зрения, выражает положительные эмоции
(интерес, радость, восхищение) при прослушивании
стихотворения, музыкального произведения, активно и доброжелательно
взаимодействует с педагогом и сверстниками при познавательной
деятельности, разгадывает загадки, участвует в
пальчиковой и подвижной игре, интересуется
изобразительной
детской деятельностью
(рисование синички методом
пластилинографии).
Материал и оборудование
:
-Музыкальное сопровождение
Бетховен
«К Элизе», фонограмма голоса синицы, презентация
«
Перелетные птицы», ноутбук, экран телевизора,
мольберты для анализа готовых работ, заготовки для рисования, пластилин.
Предварительная работа
:
- Чтение художественной литературы
о
перелетных и зимующих птицах, отгадывание загадок.
- Рисование
птиц, аппликация.
-Наблюдение за улетающими
птицами.
Содержание организованной
деятельности детей:
Воспитатель
: читает стихотворение А. Н. Плещеева
«
Осень наступила»
Осень наступила
,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Ребята, скажите пожалуйста, о каком
времени года поэт написал такое красивое стихотворение?
(ответы детей) Что еще вы можете сказать об
осени?
(ответы детей)
Воспитатель
: А скажите, как называется явление в природе, когда
опадают листья
осенью?
(листопад) Правильно, ребята. Сейчас я предлагаю
вам превратиться в
осенние листочки
и полететь в
осенний лес. Закружились,
полетели! (под музыкальное сопровождение Бетховена
«К Элизе» забегаем на ковер)
Воспитатель
: Ребята, посмотрите вокруг. Мы с вами оказались в
осеннем лесу. Какая красота вокруг! Ребята, я
предлагаю вам придумать красивые слова об
осени.
Какая она? Как вы ее представляете?
(ответы детей)
Звучит фонограмма голоса синицы
Воспитатель
: Ой, кто это?
(ищу, откуда идет звук, нахожу
птичку)
- Ребята, посмотрите, к нам в гости
прилетела синичка. Она говорит, что потеряла своих друзей, с которыми она
провела веселые, теплые летние деньки, летала с ними по лесу. Ей стало очень
грустно, что птичек в лесу осталось мало. Ребята, а куда же делись
птицы?
(дети отвечают) А
как называются
птицы, которые
улетают в теплые края?
(ответы детей) Назовите
перелетных птиц, с которыми мы познакомились на
предыдущих занятиях?
(ответы детей) Молодцы
ребята! А теперь я предлагаю вам и нашей гостье пройти к столам. Сегодня я
хотела познакомить вас с новыми
перелетными птицами и показать
их вам. Усаживайтесь поудобнее, и будьте внимательны. Я загадаю
вам загадку.
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
(соловей)
(на экране появляется слайд с
соловьем)
-Соловей немного меньше воробья. Обитает в светлых лесах, садах
и парках, обычно по сырым местам. Питается насекомыми.
- А теперь послушайте, как поет
соловей.
(аудиозапись)
2. Эта
птица никогда,
Для птенцов не вьет гнезда?
(кукушка)
(на экране появляется слайд с
кукушкой)
- Послушайте, как кричит кукушка.
(аудиозапись) Кукушка- небольшая
птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю
окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка в отличие от других
птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца
откладывает в чужие гнезда, поэтому другие
птицы вынуждены
выводить и растить птенцов кукушки.
3. –
Отгадайте следующую загадку:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
(ласточка)
- Послушайте, как поет ласточка.
(аудиозапись)Ласточка- мелкая
птица. Живут стаями на скалах, по берегам рек, в
городах. Вьют гнезда под крышами домов. Часто стайки этих
птиц можно увидеть сидящими на проводах.
Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.
4.
Послушайте следующую загадку:
Это
старый
наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту.
(аист)
- Послушайте голос аиста.
(аудиозапись)
-Эти
птицы тоже являются перелетными. Аист
крупная
птица с большим крупным
клювом и длинными ногами. Окраска у аиста бело - черная. Питается мелкими
грызунами. Гнездо строит на крыше, возле человеческого жилья.
-Ребята, а теперь давайте ответим на
вопрос, почему же
птицы улетают
в теплые края?
(ответы детей)
-А как же они находят дорогу на
юг?
(не знаем) Оказывается, некоторые
птицы улетают ночью, другие днем.
Перед полетом они совершают пробные полеты,
больше обычного едят,
«нагуливают жирок»-
потому что в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на
звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на
магнитные колебания земли. Вы
обращали внимание,
что некоторые
птицы улетают
«стайками», все вместе; некоторые, например журавли,
выстраиваются в полете
«клином», в виде
треугольника; другие выстраиваются
«цепочкой», в одну
линию.
(показываю на слайдах)
-Молодцы, ребята. Хорошо занимались. А
теперь, давайте немножко отдохнем. Выходите на ковер и становитесь в круг.
(физкульт. минутка
«
Птицы»)
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка,
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка, черненькое перышко.
Эта зяблик, эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а это – злой орлан,
Птички, птички по домам!
- А сейчас, давайте поиграем! Я буду
называть
птиц, если вы услышите
название
перелетной птицы – машете руками,
если я назову зимующую
птицу, то
будете приседать.
(играем)
- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам
сесть за эт приготовленные столы и приготовить подарки для нашей гостьи, чтобы
она больше не грустила. Мы нарисуем таких же синичек как она сама. А рисовать
мы будем не красками и карандашами, а пластилином. (на заранее приготовленных
заготовках из картона с рамочками методом
«вымазывания» украшаем
птичку по готовому
образцу воспитателя.)
Анализ занятия
: (выходим на ковер, кто закончил свою
работу, выкладываем ее на мольберт, становимся в круг)
- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы
сегодня занимались? О каких
перелетных птицах мы узнали?
Что интересного мы узнали о кукушке? Как они находят дорогу в теплые края
и
обратно к нам
(ответы детей)
- Ребята, мне очень понравилось,
как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали
полными предложениями, не
перебивали друг друга.
Молодцы! Ребята, синичка сказала мне, что она прилетела с гостинцами для вас. И
она очень надеется встретиться с нами зимой,
когда мы с вами придем
к нашим кормушкам и не дадим им умереть от голода.
+
В Мои закладки
Тэги:
конспект