Внеклассное мероприятие
"Чыл пазы – праздник начала года"
Дата:
22.03.2011
Класс:
10
Цели и задачи:
-
Знакомство и освоение новогодних ритуалов Чыл пазы (ритуал повязывания
чалама)
-
Показать традиционную символику цвета и определить его значение в
хакасских календарных праздниках.
-
Воспитание чувства принадлежности к этнической культуре своего народа, с
вытекающими отсюда интересами к музыке, поэзии, фольклору, национальной
одежде и т. д.
Формы и методы реализации:
Форма обучения: фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративные и
словесные.
Основные знания, умения, навыки, характеризующие
результативность усвоения материала:
-
Учащиеся должны иметь первоначальное представление о том, как хакасы
отмечали праздник встречи Нового года – Чыл пазы и ритуалах, связанных с
ним.
-
Уметь громко и выразительно читать стихотворения, исполнять под музыку
национальные песни.
Материально-техническое обеспечение: Костюмы
животных (мышь, корова, заяц, ящерица, змея, куница, лошадь, баран, петух,
журавль, собака, коза, верблюд), для инсценировки учениками сказки «Чей год?»
Плакат, на котором написан и нарисован в круге двенадцатилетний животный цикл –
«Муче». Ленточки белого, красного, зеленого и голубого цвета, для повязывания
на березу и одна лента черного цвета, музыкальный центр и микрофоны.
^
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день дорогие ребята. Скажите вы
любите праздники? А какой праздник у вас самый любимый? Ни один праздник не
ждут так, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые
загадывают заветные желания и все желают друг другу счастья, добра и радости в
наступающем году.
Скажите пожалуйста, когда на Руси стали отмечать
новый год? Правильно ребята, всего три столетия назад, по указу Петра I
появилась традиция отмечать Новый год в ночь на 1 января.
Ребята, а кто из вас знает, когда празднуют
Новый год по хакасскому календарю? Правильно, сейчас весной, в день весеннего
равноденствия – 22 марта. Новый год знаменует собой приход весны, времени,
когда наступает тепло. С весной связано воскрешение природы и жизненных сил
человека. Хакасами была создана своя система измерения времени и пространства.
До присоединения к России они пользовались своим календарем и с помощью 12
животных считали года. Каждый год носил имя определенного животного и согласно
представлениям имел свои признаки и особенности. Например: на этом плакате
нарисован и написан двенадцатилетний животный цикл – «Муче». Из пяти таких
«муче» складывался век, в котором насчитывалось 60 лет.
«Муче»
1.
куске чылы (год мыши) – хороший, теплый год;
2.
iнек чылы (год коровы) – холодный год;
3.
тулгу чылы (год лисицы) – плохой год;
4.
хозан чылы (год зайца) – холодный год;
5.
килескi чылы (год ящерицы) – хороший год;
6.
чылан чылы (год змеи) – теплый год;
7.
чылгы чыл (год лошади) – теплый год;
8.
кiзi чылы (год человека) – холодный год;
9.
хой чылы (год овцы) – холодный год;
10.
танах чылы (год курицы) – хороший год;
11.
турна чылы (год журавля) – теплый, хороший год;
12.
оскi чылы (год козы) – хороший год.
Учитель Ребята скажите пожалуйста, согласно
такому календарю, какой год закончился и какой наступает?
«По мировоззрению хакасского народа, начало года
– начало творения. Мир создается заново каждое утро и в полном объеме каждый
год. Голова года вернулась, голова змеи загнулась. У хакасов движение времени
понимается как вращение. Колесо времени сопровождается повторением,а завершение
годового цикла словами: Чыл пазы килдi, чыл пазы айланды! – голова года
вернулась, голова змеи загнулась».
Учитель Новый год – Чыл пазы занимает особенное
место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима была самым тяжелым
временем в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры, нехватка
корма для скота, запасов пищи на зиму, вынуждали людей жить на жесткой
продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе новый год
– Чыл пазы – коней зимы, начало весны.
А кто из вас знает, как народ готовился к этому
празднику?
В юртах наводили порядок, убирали мусор,
накопившийся за год, вытряхивали и чистили одежду старую, если была новая -
надевали новую. В день Нового года на стол ставили свежесваренное мясо,
молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления. Наа
ырыснан ! С новым счастьем!- так поздравляли друг друга на праздник Чыл пазы.
Люди дарили друг другу подарки. Самыми дорогими подарками считались те, которые
сделаны своими руками, так как во время изготовления в них входила кус (сила,
энергия) изготовителя, в двойном размере обогащавшая одариваемого. Вероятно
поэтому отцы сыновьям готовили кожаные детали охотничьего снаряжения, а жены
мужьям вышивали кисеты, плели пояса.
В России ель - символ новогоднего праздника.
Ель, зеленая в любое время года, олицетворяла вечную молодость и долголетие. По
обычаю немцев ель была священным деревом, в ветвях которого обитает добрый дух
лесов. А какое дерево считалось священным у хакасов? Для хакасов священным
деревом издавна считается береза, в прошлом она была выражением родового
коллектива. Ствол березы соотносился с основами рода – кровное родство, ветви –
отдельные семьи, листья – члены семьи, а корни, уходившие в землю связывали род
с предками.
Учитель В праздник Чыл пазы на березу повязывали
многоцветные лоскутные ленточки – чалама. Чалама должны быть белого,
голубого,красного и зеленого цвета. Не допускались черные чалама. Как вы
думаете почему?. Потому что черный цвет олицетворял болезнь, горе, печаль.
Черные чалама считались вместителем сути злых духов. Человек завязывал 3 узелка
(прошлые, настоящие и будущие несчастья, болезни, обиды, всякого рода
неприятности на черной ленте) освобождая себя от них, возвращая их Эрлик Хану –
богу тьмы и горя, очищая себя от скверных злых Духов. Черные чалама сжигались в
Огне, тем самым совершался ритуал уничтожения зла в Огне.
Скажите какого цвета чалама у меня в руках?
Эта цветовая гамма полностью отождествлена с
добрыми силами. Вот чалама белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту,
истину, является символом верности и преданности. Чалама голубого цвета
обозначает благополучие мирного неба, гармонию и согласие, равновесие энергии
Космоса и Природы на земле. Посмотрите вот эти ленточки красного цвета. А
знаете ли вы, что обозначает красный цвет? Конечно это образ Солнца, которое
дарит людям тепло и спокойствие. Образ Солнца соотносится с образам От Ине
(Богини Огня) - самым святым и почитаемым. Началом новой семьи и центром жилища
является очаг, а От Ине почиталась за хозяйку очага. Красные чалама можно
сравнить с высокими языками огня в очаге. Наверное, вы сами уже догадались, что
символизируют чалама зеленого цвета? Конечно это цвет трав, листьев, любой
растительности на земле – символ вечности, живой Природы, начале всех начал на
земле.
Учитель
: Привязывая чалама к дереву человек вкладывал в каждый из них реальное
пожелание самому себе, своей семье, своему народу – здоровья, благополучия,
рождения детей, урожая и т.д. Чалама на дереве надо навешивать так, чтобы они
были доступны глазу добрых божеств, поэтому их старались делать яркими,
длинными, заметными издали. С момента привязания чалама были неприкосновенны,
если кто-то их срывал, его ждала кара Духов этой земли за святотатство.
По хакасскому обычаю под звуки колокольчиков
давайте сосредоточим мысли на самых заветных мечтах и лучших пожеланиях и
попросим их воплотиться.
Перечень использованной литературы:
1.
П.М. Боргояков Пай Хазын Священная береза. / Абакан, 2002.
2.
Л.Р.Кызласов Древнейшая Хакасия. / Издательство Московского Университета, 1986.
3.
В.Я. Бутанаев, А.Л.Верник Народные праздники Хакасии. / Абакан, 1999.
4.
Г.Г. Котожеков Культура народов Саяно – Алтайского нагорья. / Абакан, 2002.
5.
А.С. Тутатчиков Родовые праздники весеннего цикла. / Хакасское книжное
издательство, Абакан, 2004.
6.
И.С. Чертыкова Чыл пазы – Новый год в современной культуре хакасского народа
(материалы Республиканской научно-практической конференции 20-21 марта
2004 г.) / Хакасское книжное
издательство, Абакан, 2005.
Тэги:
конспект