Самообразование как условие профессионального роста. - Antonina Vasilevna Goroshko
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Antonina Vasilevna Goroshko


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Antonina Vasilevna Goroshko / Блог / Самообразование как условие профессионального роста.


ЗАПИСЬ #5

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


03 марта 2019, 15:18, автор - хозяйка блога
Antonina Vasilevna Goroshko

Самообразование как условие профессионального роста.

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Программа профессиональной переподготовки

«Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Самообразование как условие профессионального роста».

                       

 

 Выполнила: Горошко Антонина Васильевна                                                                                                    учитель физики и астрономии,                                                                                    высшая квалификационная категория,                                                                                                    ГБОУ  СОШ  № 215.

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2018 г

Содержание

Введение . 3

Глава 1.  Самообразование как условие профессионального роста педагога . 6

1.1 Суть  самообразования в педагогической деятельности . 9

1.2 Творческая индивидуальность преподавателя . 11

1.3 Профессиональный рост творческой индивидуальности педагога . 15

Глава 2. Организация процесса самообразования педагога. 19

2.1 Курсы повышения квалификации- важный этап в становлении профессионального роста педагога. 23

2.2 Работа с научно- иследовательской и педагогической литературой. 30

2.3 Представление опыта на мастер-классе: методические рекомендации . 33

2.4 Участие в конкурсах профессионального мастерства как форма самообразования   38

Глава 3. Сравнительный анализ форм  самообразования педагога. 41

Заключение . 45

Список литературы .. 46

 

 

 

 

 

 

Введение

В любых инновационных процессах педагогики, центральной  фигурой является  педагог. От того, насколько личностно и нравственно  развитыми будут выпускники, покидающие стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России. В современном мире отмечается повышение социальной роли образования, которое становится основным ресурсом общества, а также усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет ценности человека, способного к развитию и саморазвитию на протяжении всей жизни.

Основой для идеи модернизации является образовательная система. Образование должно протекать на протяжении всей жизни человека. Педагог способен внушить подрастающему поколению, что в век компьютерных технологий самое важное является уметь усваивать поток информации, правильно перерабатывать его и использовать в жизни. А для этого, педагог должен быть сам образован.

Самообразование педагога –  одна из основных задач образовательной системы.

Преподаватель должен изо дня в день работать над собой, своим совершенствованием, повышать свою педагогическую культуру, проявлять профессионализм и мобильность в той или иной сфере деятельности. От уровня профессиональной подготовки педагога зависит и уровень образования молодого поколения в целом. Постоянно занимаясь самообразованием, педагог задаёт себе вектор саморазвития, и таким образом повышает уровень личностного развития ученика, как отдельной ячейки образовательной системы, так и общества в целом.  

Важно доказать ребенку, что образовательный процесс – есть неотъемлемая часть всей жизни  человека, что нельзя останавливаться на достигнутых знаниях. Процесс образования проходит через всю жизнь.

Анализ литературы по  данному факту установил, что изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования: социальные и исторические аспекты самообразования; особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности; пути и средства формирования и стремления к самообразованию.

Различными проблемами самообразования учителя занимались ученые Т.Г. Браже, A.Л. Вайсбург, М.М. Заборщикова, О.Е. Лебедев, В.Д.Луганский, И.Л. Наумченко, П.Г. Пшибельский и многие другие.

Выявлены  основы педагогического самообразования,  и  доказана связь между самообразованием и эффективной профессиональной деятельности учителя.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, по проблемам самообразовательной деятельности преподавателя и изучая опыт работы средней школы, в аспекте организации самообразования были выявлены противоречия. Они состоят между потребностью общества в педагогах с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры и реальным состоянием их самообразовательной деятельности; между организацией самообразования в современных условиях и недостаточной ее ориентацией на личностно-профессиональный рост преподавателей.

Самое важное, сделать так, чтоб процесс самообразования не стал рутиной для педагога. Важно, чтоб преподаватель грамотно распределил своё личное время, разделив его на рабочее время, время на самообразование, и соответственно на отдых. Только тогда каждое занятие будет в радость преподавателю.

Именно поэтому, на каком бы этапе профессионального пути ни находился преподаватель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Исходя из этого, выбранная тема дипломного исследования является актуальной.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость изучаемой проблемы обусловили выбор темы исследования.

Объектом исследования является самообразование педагога, как основа для его профессионального роста.

  Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителя.

Объект – профессиональный рост педагога.

Гипотеза исследования: Эффективность педагогической деятельности зависит от самообразования и самовоспитания учителя.

Цель  работы  - составление индивидуального плана профессионально-личностного  самообразования педагога (учителя физики и астрономии).

В связи с целью, в дипломной работе поставлены задачи:

1. Показать требования, предъявляемые к личности и профессиональной деятельности преподавателя, определить сущность понятия «личностно-профессиональный рост» педагога и «педагогический идеал».

2. Обосновать особенности самообразования преподавателя в современных условиях развития системы образования.

3. Выявить средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост преподавателя в процессе самообразования.

4. Проанализировать формы самообразования и сделать выводы.

Информационной базой для написания дипломной работы является научная литература по выбранной теме исследования; учебники и учебные пособия, которые в системном порядке излагают основные проблемные и актуальные вопросы; данные отечественных исследователей по проблемам самообразования преподавателей.

Решение задач исследования осуществлялось с применением следующих методов: теоретический анализ, сравнительный анализ, логико- интуитивный метод, метод наблюдения.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание дипломной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1.   Самообразование как условие профессионального роста педагога

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Предусматривается решение следующих задач:

•        обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

•        обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий по астрономии;

•        организацию интеллектуальных соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•        социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся ;

•        сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Сейчас, наряду с основной деятельностью педагога, ему необходимо подпитывать свой профессиональный потенциал, а не просто знать свой предмет, работая в учебном заведении.

Одним из основных показателей профессионального мастерства педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению прогрессивного опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального педагогического мастерства. Уровень обучения и воспитания молодого поколения напрямую зависит от совершенствования качества подготовки  молодых педагогов. Этот уровень должен неизменно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Именно поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

На сегодняшний день нельзя получить специальность один раз и показывать свои умения и знания. Чтобы быть профессионалом, необходимо постоянно подпитывать свои знания из различных источников и реализовывать их на практике, то есть необходим непрерывный процесс самообразования, а для этого нужно находить время и прилагать усилия.

В самообразовании личности саморазвитие и самовоспитание являются важнейшими понятиями. В него входят изучение научной литературы, прохождение курсов повышения квалификации, посещение конференций и мастер – классов.

Быстрое развитие информационных технологий  меняет условия самообразования. Интернет способствует виртуальному объединению педагогических сообществ и решению основных вопросов самосовершенствования, саморазвития и самообразования.

Самообразование будет  продуктивным в том случае, если педагог способен оценить себя, готов к изменениям, владеет способами самоанализа и самопознания, владеет способностью к рефлексии, направленной на запоминание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Такая работа направлена на совершенствование  воспитания и обучения, повышение методического мастерства. Самообразование помогает достичь конечных результатов преподавательской деятельности и обеспечить:

поиск и введение эффектных направлений воспитательного процесса и всестороннего развития учеников на основе новейших методов обучения;

повышение познавательной деятельности учащихся на основе их самостоятельной деятельности;

 участие всех педагогов в методической работе;

изменение программ обучения с учетом направленности изучаемой технологии;

непосредственной связи между общеобразовательными дисциплинами и внеклассной работой.

1.1    Суть  самообразования в педагогической деятельности.

Ясно, что самообразование есть специально организованная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей: удовлетворение познавательных интересов, повышение квалификации, общекультурных и профессиональных потребностей.

Самообразование это большая система умственного и идеологического самовоспитания.

Необходимость в самообразовании диктуется с одной стороны, учительской деятельностью, ее общественной ролью, а с другой стороны, тенденциями непрерывного образования. Тенденции постоянного образования связаны с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, все возрастающими запросами к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на готовность перестраивать свою деятельность, умело решать новые важные задачи. 

Суть самообразования - растущая потребность педагога в самореализации путем непрерывного образования, в удовлетворении познавательной активности. Она  заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным и профессиональным совершенствованием.

 Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. Очень важно уметь получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно.

Основным принципом самообразования является переход от низкой ступени к высшей, непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.  Способность к самоуправлению, к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, является понятием термина самообразование. Это заключается в постановке целей, проектировании нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив. 

Имея опыт исследований в педагогической литературе, можно достаточно широко рассмотреть сущность самообразования. Эти понятия делятся на две группы: первая часть в качестве сущности самообразования определяют творческую деятельность и самостоятельное приобретение знаний в зависимости от интересов обучающихся; другая рассматривают самообразование как личностно-регулируемую, целенаправленную, профессионально-значимую самостоятельную познавательную деятельность, целью которой является самосовершенствование. 

С течение времени человеческой жизни, необходимо менять поле деятельности. Не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Любая работа требует развития определенных навыков у человека. Навык самообразования самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста. 

Самообразование это постоянное  самообучение. Оно выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в деятельность, приближающую индивида к творчеству, его смысл выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. 

Суть самообразования - умение преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. 

1.2 Творческая индивидуальность преподавателя.

Стало общепринятым в настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой. Гумманизация образования в большей степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.

Творческую индивидуальность учителя характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

Теоретическое и практическое значение приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития. Одухотворение образовательной системы зачастую направленно на творческую ориентацию педагога. Благотворя творческому подходу, педагог может с легкостью найти общий язык с любым учеником. С таким преподавателем детям будет не скучно постигать новое. Каждый урок у такого преподавателя не похож на предыдущий.  

Что же обуславливает творческую индивидуальность педагога? В первую очередь, это потребность в самореализации, склонность к более полному исполнению своих идей и желаний, как в педагогической деятельности, так и в личной жизни. Всё это является результатом действий человека способного к выбору, с  достаточно развитым самосознанием.   

Преподавательская деятельность в очередной раз доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем выше уровень его саморазвития, тем интереснее он для учащихся, и тем большим влиянием он обладает на развитие их личностных особенностей и возможностей. В этом и сочетается духовная культура и профессионализм педагога. Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Особенность педагога состоит в том, что педагог изучает культуру человека, пропускает через себя, преобразует и переосмысливает её. И только после собственной реструктуризации, преподаватель доносит эту информацию до учащихся, которые в свою очередь также пропускают через свою призму миро познания. И данный продукт будет фундаментальной основой для учащегося.  

Современный педагог должен обладать такими качествами, как способность самостоятельно обозначать задачи по самообразованию, искать информацию и оперировать ею, по - новому решать образовательные задачи, получая новые знания, добиваясь необходимых результатов, не останавливаться на достигнутых вершинах.

Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1.      Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других учителей.

2.      Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3.      Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4.      Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Педагогическое творчество - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.

Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь. Педагогический идеал – это мировоззрение педагога. Идеал появляется тогда, когда педагог осознаёт свой путь в преподавательской деятельности и видит себя в  педагогическом процессе.

Над собственным идеалом преподаватель работает повседневно, решая задачи различного характера. Так и образуется творческая индивидуальность, которая впоследствии перерастает в педагогическое творчество.

Между педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой не редко появляются противоречия. Именно этот фактор вызывает потребность у педагога преобразовывать и искать различные творческие решения педагогических задач. Разрешение данных задач повседневно и является источником педагогического творчества.

Проявление творчества способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности. 

«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг»,- утверждал русский книговед Рубакин Николай Александрович.

1.3 Профессиональный рост творческой индивидуальности педагога.

Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие:

1)      обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности;

2)      переживание конфликтов;

3)      способность к рефлексии;

4)      организация самопознания профессионально-личностных качеств;

5)      использование совместных форм деятельности;

6)      широкое вовлечение учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений;

7)      предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.

Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что для эффективной деятельности преподаватель должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией.

Важнейшим компонентом саморазвития является самоанализ. Познавательные процессы, такие вроде мышления, памяти, воображения, ставят высокую планку перед педагогом. Поэтому не зря к ряду профессионально значимых свойств педагога добавляют и способность преподавателя распределению внимания в классе, память на лица и имена учащихся, воображение.

Профессиональное саморазвитие преподавателя становится его самообразовательной работой.

Основным этапом освоения такими умениями является  в особый режим дня. Преподавателю необходимо спланировать своё рабочее время так, чтобы времени хватало и на культурный отдых, и на самообразовательную работу. Только тогда, педагог способен абстрагировать и обобщать, синтезировать и анализировать полученные знания и умения в новые условия. Появляются познавательные процессы, которые в свою очередь образуют и развивают способности созидательного решения задач. Педагог способен сосредоточится на особо важных в данный момент проблемах.  

Самый эффективный путь самообразования профессионального педагога его участие в поисках педагогического коллектива, в разработке авторских курсов и педагогических технологий, инновационных проектов развития образовательного учреждения.

Саморазвитие имеет двойной педагогический результат, с одной стороны которого  изменения, происходящие в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение способностью заниматься саморазвитием.  Определить, овладел ли педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;

- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;

- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Овладение этими действиями требует времени и определенных умений. Выделяют три стадии профессионального саморазвития.

На первой  стадии процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому педагог нуждается в помощи со стороны значимого другого, более опытного педагога.

На второй стадии, целеполагание становится более определенным и конкретным, а цели и задачи, которые ставит перед собой преподаватель, касаются конкретных качеств  личности. Очень многое в саморазвитии зависит от внешних обстоятельств, но по мере накопления опыта процесс реализации саморазвития сокращается, появляется рассудительность, самоинструкция, самокритичность.

На третьей стадии цели и задачи педагог формулирует самостоятельно и обоснованно, при этом уровень саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих, профессионально значимых свойств личности; легко осуществляется планирование работы над собой. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, - выполняются автоматически, непринужденно.

Выводы по первой главе

Профессиональный рост педагога –  непрерывная процедура выявления личностного потенциала, которая влияет на педагогическую деятельность в целом.

Преподаватель должен проявить заинтересованность в самосовершенствовании. Основными условиями для самосовершенствования педагогических навыков являются встречи со значимыми в педагогических кругах деятелями, которые продемонстрируют помощь в понимании и осмыслении того или иного вопроса, и помогут преодолеть профессиональные затруднения на педагогическом пути.

Также, большое значение в профессиональной подготовке преподавателя может сыграть и администрация общеобразовательного учебного заведения, которая придет вовремя на помощь и внимательно изучает работу молодого преподавателя.

Самообразование педагога будет продуктивным, если в процессе осуществляется потребность педагога к развитию и саморазвитию, если педагог осознаёт как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности, а значит, открыт для изменений, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если осуществляет связь личностного и профессионального развития и саморазвития, и в конце концов, обладает способностью к рефлексии. Рефлексия – есть деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов.

  «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель»,- писал Константин Дмитриевич Ушинский.

Глава 2. Организация процесса самообразования п едагога.

Педагог  должен осознавать себя, как активный субъект модернизации образования и быть перспективой для развития ученика,  ведь только процесс развития, раскрытия себя, обогащение своих творческих потребностей, ведет к профессиональному саморазвитию. Для школьников  он  является наиболее значимым. Успешность обучения, психологическое благополучие зависит от стиля общения педагога. Психологи пришли к выводу, что авторитетные педагоги характеризуются такими качествами, как положительная внутренняя, личностная эмоционально окрашенная, мотивированная позиция по отношению к обучающимся: их интересы направлены на личность учащихся, они должны стремиться быть полезны им.

Без самообразования идея личностного и профессионального развития неосуществима,  так как перспективой развития общества является изменение деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование.

Организация процесса самообразования становится одной из ключевых задач руководителей школы, учитывая важность совершенствования кадрового потенциала, но самообразование педагога в школе чаще всего протекает стихийно и никем не организуется, тем более не контролируется. Нехватка методического сопровождения в самообразовании, в формировании профессиональной компетентности приводит к уменьшению мотивации к подобному роду деятельности.

Постоянно меняющиеся условия педагогического труда диктует необходимость самообразования педагога, а также потребности общества, эволюции науки и практики, все возрастающие требования к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность и умело решать новые сложные задачи.

Главными принципами самообразования являются взаимосвязь и преемственность, доступность, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность непрерывность, целенаправленность и единство общей и профессиональной культуры.

Существуют основные этапы технологии организации самообразования педагогов.

На первом этапе предусматривается создание настроя на самостоятельную работу, происходит выбор цели работы, который вытекает из научно методической темы школы. В итоге формируется осмысление последовательности своих действий.

На втором этапе преподаватель знакомится с методической литературой по выбранной проблеме образования.

На третьем этапе происходит накопление педагогических факторов, их анализ, проверка того, как работает новый метод на практике.

Организованное коллективное изучение и обсуждение прочитанной литературы следует на четвертом этапе. Происходит теоретическое изучение, осмысление и анализ накопленных педагогических факторов. Преподаватель посещает заседания методических объединений, посещает открытые мероприятия и иные коллективные формы работы.

На заключительном этапе преподаватель должен подвести итоги своей самостоятельной работы и оформить результаты. На этом этапе главным является подробное описание проведенной работы, анализ фактов, формирование общих выводов и определения перспектив на рабочем месте.

Такая система самообразовательной работы педагога предусматривает:

-    текущее и перспективное планирование;

-  подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;

-  овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;

- постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования учителя должен включать:

- перечень литературы, которую планируется изучить;

- формы самообразования;

- срок завершения работы;

- предполагаемые результаты.

Важно для педагога - умение грамотно работать с литературными источниками: составлять конспекты, делать выписки, поэтому материал, собранный в процессе работы необходимо разделять на маленькие темы, а информацию, собранную при работе важно сохранять в специальных тетрадях.

Особую роль играет участие администрации в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, а также в процессе разработки программы развития педагога, её реализации и результативности.  Администрация школы проводит привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, рационализация личного труда,  наставничество, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы.

Директору школы, как руководителю необходимо самому заниматься самообразованием. Результаты его работы, также как и результаты работы его заместителей, должны становиться достоянием членов педагогического коллектива, эффективно влиять на совершенствование управления школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

В школьном методическом кабинете формируется банк материалов: списки литературы, рекомендованной для самостоятельной работы; материалы передового педагогического опыта.

По научно-исследовательской деятельности, самообразовательная работа ведет к выработке рефлексивного мышления, происходит переход развития в саморегулируемую систему, у преподавателя возникает желание  постоянно учиться новому, именно это и свидетельствует о достижении высшего уровня самосовершенствования.

Основным показателем эффективности педагогического самообразования является качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. 

2.1 Курсы  повышения квалификации – важный этап в становлении профессионального роста педагога.

«Учитель живет, пока учится»,- говорил Ушинский К.Д.

Утверждение К. Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня. Долгосрочной программой развития образовательной системы является повышение квалификации педагогов - это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

•        эпизодичность прохождения курсов;

•        время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;

•        качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

•        возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

Недостатки:

•        нехватка у педагогов свободного времени;

•        дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

•        возможность пройти их в удобное для педагогов время;

•        возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

•        чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

•        научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

•        посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

•        участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

•        посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

•        теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

•        использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

•        самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

•        освоение информационных концепций, знаний и навыков;

•        наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

•        обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

•        методическая помощь является персональной и адресной;

•        попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Вопрос повышения профессиональной квалификации преподавателя, как специалиста, является основным в области системы образования. Вырабатываются разные подходы к решению проблемы постоянного обучения преподавателей, созданию условий для их самостоятельной работы, а также получению современных знаний в области педагогики, психологи, информационных технологий, вопросах общекультурной подготовки. Важно отметить, что необходимо использовать и такую форму организации, которая, с одной стороны, стимулировала бы его развитие, и, с другой стороны, отвечала бы интересам большинства педагогов.

Новые формы проведения педагогических советов  и семинары по актуальным проблемам образования играют ведущую роль в выполнении требований государственного образовательного стандарта по улучшению системы контроля знаний. В настоящий момент появилась потребность в качественном обновлении традиционных  форм повышения компетенции педагогов.

Сегодня все эти традиционные формы наполнены новым содержанием и больше соответствуют современным требованиям к педагогу.

Успех процесса самообразования решает личность педагога. Он должен владеть в полном объеме всем богатством достижений, накопленных в психолого-педагогической теории и практике, когда реализует определенную технологию обучения, в некоторых случаях изменяет её, а иногда и создаёт новую, более подходящую для саморазвития.

Повышение квалификации считается эффективным тогда, когда преподавателя направляют на творческое переосмысление содержания работы, которое может стать хорошей основой для педагога и реализуется через различные формы методической деятельности.

Преобразования, которые происходят в стране, прямо или косвенно влияют на развитие и изменения некоторых процессов сфере образования, такие, как образование новых типов школ, внедрение новейших технологий в педагогической среде, разработка авторских программ и учебников.

Педагогу необходимо находится между теорией и практикой, наращивая свой опыт и потенциал ежедневно. Педагогическая работа – эта практическая деятельность.

Очень часто, между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Для его преодоления разработаны различные средства профессиональной переподготовки, которые называются педагогической культурой.

Педагогическая культура – прежде всего, это совокупность умений учителя проявлять к ученикам образцы личностно - ценностного отношения, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству.

Педагогическая культура, совместно с методической, может преодолеть разрыв между теорией и практикой только тогда, когда осознаны основные причины, породившие отставание практики от теории. Существует насколько причин таких отставаний. Основной причиной является стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Такое стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической. Причина скрыта  в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования,  ведь информационная культура является одной из целей работы методического объединения педагогов и  формируется исходя из количества информации о новейших технологиях.

В новой модели внутри школьная методическая работа реализуется на основе нескольких значимых проектов (группы, сформированные по интересам к данным проектам) и одновременно координация работы как предметников через руководителей предметных объединений. В ходе этой деятельности, преподаватель становится активной фигурой процесса профессионального  совершенствования, так как требует комплексного подхода к многогранной методической работе. Само реализоваться в жизни могут только те педагоги, которые обладают современным мышлением и высоким профессионализмом. Профессионализмом, который включает в себя не только предметные, дидактические и методические знания, но и личностный потенциал преподавателя, в который входит его убеждения, установки и профессиональные ценности.

Методическое сопровождение образовательных программ протекает через создание сетевой методической службы, которая сотрудничает с другими организациями. Так появляется более широкое и значимое развитие общеобразовательной системы в целом, а объединение усилий других образовательных учреждений, вступивших в проект, позволит успешно лоббировать интересы образования.

Повышение квалификации педагога делает его более восприимчивым к внешним изменениям, помогает избавиться от устаревших взглядов и повышает его конкурентоспособность.

Методическая работа в образовательном учреждении повышает профессиональное развитие педагога, позволяет получить удовлетворение от работы и в конечном итоге способствует его самореализации, а, как известно, качество педагогической деятельности оказывает важнейшее значение для развития всей системы образования.

В данный момент времени, преподаватель должен показывать свои профессиональные качества, которые решали бы задачи, стоящие перед обществом. Необходимо сначала качественно обучить преподавателя, обеспечить его социальную защиту и  предоставить необходимые условия труда.

Руководитель должен быть заинтересован в повышении эффективности своей организации. Ему необходимы квалифицированные работники. Затем он должен сам регулярно повышать свою компетентность на управленческом поприще. Поэтому главной задачей руководителя становится предоставление возможности работнику посещать курсы повышения квалификации. Оказывать моральную и материальную помощь работнику, потому что зачастую курсы профессиональной подготовки и переподготовки проводятся на платной основе. Руководитель должен поощрять работника за проявленную инициативу по саморазвитию и желанию повышать квалификацию.

В информационную эпоху главным человеческим ресурсом становится время и информация.  Если вовремя не овладеть информацией, не усвоить ее, не суметь применить на практике, то конкурентоспособность работника на рынке труда резко снижается. В современном мире гарантия занятости скорей иллюзия. Автоматизация предприятий, новые технологии, кадровая оптимизация, «не нашел общий язык с начальством»  и множество других факторов влияют на потерю рабочего места.  И при потере места работы шансы найти желаемую работу с оптимальными условиями труда, достойной заработной платой неквалифицированному работнику, работнику с недостаточным уровнем образования очень малы. Поэтому заниматься саморазвитием, повышением профессионального мастерства, как педагогу, так и работнику в различных сферах деятельности в наши дни это не привилегия, а необходимость.

В образовательном учреждении, где я работаю, педагогам регулярно предоставляется возможность прохождения курсов повышения квалификации, как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Курсы повышения квалификации «Основы педагогического мастерства»  на базе муниципального методического центра стали отправной точкой  на пути моего профессионального роста.  В программу курсов вошли теоретические занятия и практикум. Данные курсы помогли мне переосмыслить свою профессию. Указали мне на то, как много я еще не знаю, и как много мне предстоит узнать. Практикум в виде итоговой работы способствовал структуризации полученных знаний. После окончания курса, я сделал самоанализ и точно знаю, как мне скорректировать свою деятельность для достижения наилучшего результата в своей работе.

Если преподаватель будет интересен как коллегам, так и обучающимся, а самое главное, что он будет интересен и сам себе – это значительно повысит его самооценку.

Это и является продуктом самообразования педагога. Так создается педагогический идеал.

2.2 Работа с научно – исследовательской  и педагогической литератур ой.

Самообразование осуществляется разными методами и основным является работа с литературой. Именно чтение умножает богатство интеллектуальной жизни, развивает умственные способности, вырабатывает вкус, учит постигать прекрасное.

Главное, при чтении, состоит в работе мысли над полученной информацией. Это и является самообразованием. Самообразовательное чтение – это средство самовоспитания, самосовершенствования личности, ведь при чтении дополняются и расширяются знания педагога. Систематически целенаправленное самообразовательное чтение обусловлено личностными и общественными потребностями.

Характерной особенностью такого чтения является свободный выбор проблем, подвижный объём знаний и разнообразие используемых источников, поэтому и не требует жесткой регламентации.

Теории и методике самообразовательного чтения посвящена докторская диссертация А.Я.Айзенберга.

Авторы таких книг помогают преподавателям наметить цель самообразовательного чтения, общий план самообразовательной работы, правильно выбрать книги для самообразования, использовать в жизни полученные знания. Книги учат, как  приспособить самообразовательную работу к личным особенностям читателя.

В организации самообразовательного чтения активное участие принимают и библиотеки. Во всех библиотеках организованны  консультации по самообразованию и созданы специальные разделы книжного фонда, использовать типовые планы и программы чтения.

Только в библиотеке можно обрести свободный доступ к необходимой информации, пользуясь различными её источниками, так как основной задачей библиотеки является полное и оперативное удовлетворение запросов читателя, занимающегося самообразованием, а также оказание ему помощи в выборе книг.   

Самообразование  предполагает углубленную проработку текста, для этого в библиотеках есть возможность для читателя снять копию с необходимого материала, овладеть приёмами, обеспечивающими закрепление и использование в личных целях прочитанного. Для этого большое значение имеет создание комфортных условий для пользования справочными изданиями. 

Преподаватели, которые занимаются самообразованием, имеют разную подготовку, поэтому в фондах библиотек представлена литература различной степени сложности. В неё входят как научно-популярные, так и  научные и специальные издания.

Очень важно в наши дни уметь ориентироваться в потоке информации. Это умение складывается из знания источников информации, оперативно находить нужные данные и сведения, верно их оценивать и использовать их в теоретической и практической деятельности.

Самообразовательное чтение предполагает самоконтроль и самопроверку. Преподаватель, прочитав и обдумав изучаемую часть текста, отвечает на вопросы: о чём здесь говорит автор, как обосновывается основная мысль, и какие выводы из прочитанного имеют практическое значение.  Поиски ответов на вопросы являются самопроверкой и продолжением анализа изучаемого материала.

Аудиокниги

           Иногда не хватает времени прочитать запланированное количество литературы, на помощь приходят аудиокниги. Бесспорное преимущество таких книг, это возможность заниматься другими делами и слушать книгу одновременно, вождение автомобиля, бег трусцой, занятия в спортзале на тренажерах, выполнение ежедневных домашних дел и т.д. Даже отвлекаясь от прослушивания аудиокниги, человек продолжает получать информацию, автоматически ее усваивает и запоминает в виде ассоциаций на уровне подсознания.

Также большой плюс аудиокниг в лучшем восприятии слушателем изложенной информации, и возможности прослушивать по нескольку раз её фрагменты. При прослушивании лучше запоминается текст, чем при чтении. Запоминание вырабатывается автоматически, без особых усилий и даже без внимания слушателя. Если нужно запомнить какой-то сложный текст, можно просто прослушать фрагмент несколько раз. Немаловажным преимуществом является то, что если книга записана человеком с хорошей дикцией и интонацией, то и сам слушатель автоматически учится говорить красиво и грамотно.

Существует и еще одна, не менее эффективная, форма передачи знаний и умений, воспитания и обмена опытом - мастер – класс, главнейшим звеном которого является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания.

2.3 Представление опыта на мастер-классе: методические рекомендации

Мастер-класс – это одна из лучших  форм передачи знаний и умений, обмена опытом, освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс – это особый, фундаментально разработанный оригинальный метод распространения педагогического опыта, представляющий собой авторскую методику, имеющую определенную структуру, является одним из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы.   

В мастер–классе идет непосредственное обсуждение предлагаемой методики, и самое главное состоит в том, что во время его проведения,  происходит поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников, так и со стороны педагога, проводящего мастер-класс. Преподаватель вырабатывает индивидуальную  методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, и демонстрирует творческое решение определенной образовательной проблемы.

Целью мастер – класса является создание условий для качественного и всестороннего проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

 Основные задачи мастер – класса:

1.                 Обобщение знаний и опыта работы педагога в определённой проблеме;

2.                 Передача своего собственного опыта, проверенного на практике, демонстрируя последовательность действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

3.                 Совместная отработка педагогических подходов и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

4.                 Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

5.                 Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;

При подготовке мастер-класса важно обратить внимание на то, что необходимо передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология – это и является главной задачей для преподавателя.

 Мастер-класс мотивирует к самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию. Форма работы мастер-класса зависит от наработанного педагогом собственного стиля профессиональной деятельности, который задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого мероприятия.

Желание и стремление педагога-мастера представить свой собственный опыт окупится возможностью получить материал для творческих размышлений и дальнейшего последовательного выстраивания своего движения к высотам истинного образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Готовящийся к мастер-классу педагог должен определить реальную практическую задачу и найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Можно предоставить  письменные теоретико-методические разработки, методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видео зарисовок принципиально важных фрагментов занятий, с которыми участники мастер - класса могут познакомиться заранее.

Важнейшие особенности мастер-класса:

1. свежий, ломающий стереотипы, подход к философии обучения;

2. обмен мнениями при самостоятельной работе в группах;

3. в активную деятельность включаются все участники;

4. проигрывание различных ситуаций и решение поставленной  проблемной задачи;

5. каждый участник рассматривает предлагаемый методический материал и использует его в собственной практике;

6.  самое главное - процесс познания, а не само знание;

7. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

          Четыре уровня проработки опыта преподавателя в мастер-классе:

1.                 Уровень основан на системе технологических действий, связанных с усвоением учащимися специально-профильных знаний, умений и навыков по данной дисциплине;

2.       Допускает перенос технологических моделей и на сферу других учебных предметов, предметных областей;

3.   Вовлечение в учебный процесс личностно-психологических структур учащегося, в процесс создания мотивационного поля организуемого преподавателем;

4.  Выстраивание профессиональных педагогических действий педагога, объясняющее многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.

Именно такие уровни подготовки выдвигают форму мастер – класса в основной строй перспективных и приоритетных звеньев повышения квалификации преподавателя, ведь преподавателю всегда есть чем поделиться, но как это лучше сделать, как довести свои мысли до других, если не использовать данный метод в своей практике.

 Большая роль и в поисковой и исследовательской деятельности педагога в методических объединениях, где сосредоточена  информационная база об инновационном опыте. Подготовка и проведение мастер – классов является кропотливым трудом, результаты которого дадут о себе знать позже.

Помимо подготовки и проведению мастер классов самому, необходимо также и посещать мастер-классы коллег. В нашем учреждении регулярно предлагается посещение окружных и муниципальных мероприятий. Педагоги делятся опытом, принимают активное участие и являются слушателями мастер-классов.

Кроме представления методических разработок и мастер-классов на районных окружных мероприятиях, формой мастер-класса в педагогическом сообществе считается открытый урок. В частности на базе муниципального методического центра проводились конкурсы педагогического мастерства. Посещение открытых уроков это хорошая возможность провести анализ деятельности коллег. Выявить преимущества и недостатки приемов и методов обучения, использованных на уроке. Провести анализ личности педагогов-коллег и выявить, какие личностные качества помогают им вести урок, общаться с учениками и коллегами. Понаблюдать,  как они ведут себя в различных ситуациях, определить насколько они мобильны и гибки в принятии решений, как педагоги структурируют урок, как ставят цель и задачи, достигают ли ее по окончанию урока, добиваются ли они необходимого результата и т.д. Также необходимо определить какие личностные качества мешают их деятельности. Спроецировать данных опыт на себя и определить ориентиры своего личностного и профессионального  развития.

Преимуществом мастер-классов является то, что продемонстрированные на уроке приемы, методы и модели обучения можно использовать в своей деятельности и на своих уроках, но иногда нужно внести определенную корректировку.

Мастер-классы полезны не только в педагогической сфере, но и в любой другой.

2.4 Участие в конкурсах профессионального мастерства как форма самообразования

Педагог любой организации ориентированный на профессиональный рост, должен стремиться заявить о себе широкой общественности. Доступный способ заявить о себе -  конкурсы профессионального мастерства. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов. Такие конкурсы чаще всего являются открытыми массовыми мероприятиями, на них приглашаются педагоги из других школ, районов и т.д.

Конкурсы педагогического мастерства это своего рода соревнование, а любому соревнованию предшествует серьезная подготовка. Подготовка к публичным выступлениям, к мастер-классам открытым урокам, исследовательская деятельность, развитие своей педагогической компетенции, развитие своих коммуникативных способностей. Работа над новой педагогической технологией, новым методом и т.д. Также при подготовке к конкурсу участники имеют возможность выполнить и продемонстрировать авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся.

Наиболее творческие  люди демонстрируют фильм о своем мастерстве, в фильме можно увидеть индивидуальность педагога, его уникальность и преимущества перед конкурсантами. В зависимости от формата конкурса также можно продемонстрировать выставку методических материалов, интервью и т.д.

Конкурс профессионального мастерства – это хорошая возможность демонстрации своего опыта и обучения одновременно. Коллеги общаются между собой, с организаторами, с членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

 Участие в конкурсе позволяет сравнить свою деятельность с другими участниками, оценить ее и возможно скорректировать. У каждого педагогического работника появляется возможность показать свой профессионализм, т.к. он заключается в демонстрации образовательных технологий нацеленных на результат.

Конкурсы  состоят из нескольких этапов. На каждом этапе педагог демонстрирует свои профессиональные качества. На конференции демонстрирует умение работать с литературными источниками, умение изучать, анализировать и обобщать информацию. За круглым столом демонстрирует свои коммуникативные способности, способности грамотно и четко донести свои мысли и отстаивать свою позицию, обозначать проблему и способы ее решения и т.д. На мастер-классах педагог показывает на практике свои умения и навыки коллегам и в то же время обучается сам, принимая участие в мастер-классах других участников.

Если конкурсант имеет несколько дипломов и сертификатов о повышении квалификации и переподготовке, демонстрирует на каждом этапе свои знания и умения в различных направлениях, то это свидетельствует о его высоком профессиональном уровне. Конкурс является механизмом профессионального развития учителей и работников других сфер деятельности. Если педагог достиг в конкурсе высоких результатов и призовых мест, то он обладает преимуществами при оценивании его профессионализма аттестационной комиссией. Педагог регулярно проходит обязательную аттестацию с подтверждением или присвоением квалификационной категории. Присвоение или подтверждение категории должно быть целью самообразования любого педагога. Для достижения цели необходимо составить план самообразования.

Выводы по второй  главе

Педагог, который проработал   в сфере образования ни один десяток лет, имеет большой наработанный материал по разнообразным технологиям самообразования. Педагог занимается самообразованием, посещая уроки коллег, педагогические советы и семинары, читая научно-популярную и методическую литературу по предмету, изучая нормативно-правовые документы. Он накапливает определенный методический  материал, как на бумажных носителях, так и в электронном варианте.

 Педагог, готовясь к урокам, создаёт разнообразный материал в виде презентаций и роликов и различных игр, ведь ребенку проще усваивать информацию в игровой форме. И чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от его работы. Самообразование – важнейшее направление преподавателя в условиях перехода к новой системно-деятельной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новые стандарты образования.

Глава 3. Сравнительный анализ форм  самообразования педагога .

Сравнительный анализ форм самообразования (таблица 1). Данный анализ поможет определить, какие формы дадут больший результат для достижения поставленной цели самообразования.

Таблица 1 - Сравнительный анализ форм самообразования.

Форма самообразования

Преимущества

Недостатки

     Курсы повышения квалификации. Переподготовка.

      Выдается диплом или сертификат, который имеет положительное влияние при прохождении  аттестации.

 Некоторые курсы содержат не только теоретическую часть, но и практикум, что способствует лучшему усвоению информации, ее обобщению и запоминанию.

 

          Большой объем теоретических знаний не дает гарантию компетентности педагога.

Некоторые программы курсов не учитывают потребности и интересы слушателей.

У преподавателей, работающих на курсах слабая «обратная связь» с аудиторией.

 


 

Продолжение таблицы  1.

Форма самообразования

Преимущества

Недостатки

 

Прохождение курса или переподготовка дает право на преподавание направлений, не попадающих под специализацию педагога.

Курсы иногда проходят в учебное время, что меняет порядок уроков в расписании  школы.

Чтение научной литературы (аудиокниги).

Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений.

Большой выбор научной литературы.

Не всегда изученные знания реализуются на практике из-за нехватки урочного времени.

Мастер-классы и семинары.

Передача практического опыта участникам мастер-класса.

Непринужденность в общении при проведении занятия.

 

Данная форма обучения является дополнительной, а не ведущей.

Участник мастер-класса должен знать теоретическую базу по данной теме.


 

Продолжение таблицы  1.

Форма самообразования

Преимущества

Недостатки

 

Возможность ознакомится с авторским методом или уникальной методикой под руководством автора.

 

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Участие в конкурсах это комплексный подход к самообразованию, который включает в себя все формы самообразования описанные выше. При подготовке к различным этапам конкурса, участник изучает литературу, готовясь к семинарам, круглому столу и т.д. Проводит и участвует в мастер-классах.

 

 

Участие может  сказаться на репутации педагога как положительно, так и  отрицательно вследствие провала или низких результатов в конкурсе.

Участие требует от педагога больших временных, умственных и эмоциональных затрат.


Продолжение таблицы  1.

Форма самообразования

Преимущества

Недостатки

 

Знания, которые получает на курсах повышения квалификации, анализирует и обобщает, в итоге создавая готовый продукт (методическую разработку, авторский метод, открытый урок и др.), который демонстрирует на конкурсе.

Не все педагоги  справляются с такими нагрузками и напряжением, поэтому мало кто соглашается на участие.

Выводы  по третьей главе

Самообразование будет приносить свои плоды, если заниматься им постоянно, то есть систематически.

Достигнув одних результатов, педагог должен их закрепить на практике, донести информацию до слушателя, проверить, как восприняли и поняли его информацию. Нельзя останавливаться на пути освоения информации.

Важным фактором в составлении плана самообразования преподавателя необходимо отметить деление процесса на различные этапы. Так процесс самообразования будет восприниматься значительно лучше и проще педагогом.

План делится на разделы, поработав над одним разделом, педагог переходит к другому, и так шаг за шагом, выполняя поставленные перед собой задачи, он создаёт для себя копилку знаний, которую будет использовать в своей работе.

Заключение

На данном этапе общество испытывает глубочайшие перемены за всю свою историю. Главный девиз информационного общества – образование для всех, образование через всю жизнь! Именно поэтому, самообразование является основой в работе педагога, именно самообразование и саморазвитие приводит к стремлению преподавателя учиться на протяжении всей жизни, это и есть показатель профессиональной компетентности преподавателя.

Современный педагог своё образование никогда не станет считать завершенным, а свою профессиональную философию окончательно сформулированной, ведь стать авторитетным, означает быть компетентным не только в вопросах современного школьника, но и педагогического общества в целом. 

Педагог должен стать авторитетом для подрастающего поколения – его основная задача, только тогда учащиеся смогут постичь то, что пытается донести до них он. Результатом усилий педагога будет совершенствование работы с обучающимися, а это  будет определять рост его профессионального педагогического мастерства.

Важно, чтобы преподаватель в своей деятельности опирался на множество источников информации, будь то книга или аудиокнига, мастер – класс или открытый урок и т.д. Только так, знания, приобретаемые из одного источника, будут дополняться знаниями из другого. Это заставит педагога анализировать и сравнивать полученную информацию, делать определённые выводы и приходить к своему собственному мнению.

В ходе дипломной работы были выявлены требования, предъявляемые к личности и профессиональной деятельности преподавателя, определили сущность понятия «личностно-профессиональный рост» педагога и «педагогический идеал», обоснованы особенности самообразования преподавателя в современных условиях развития системы образования, выявить средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост преподавателя в процессе самообразования.

Список литературы

1.                 Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

2.                   Пахомова, Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта /Е.М. Пахомова//Методист.-2005.-№2.

3.                 Пахомова, Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учеб.-метод. пособие / Е.М. Пахомова, Л.Н. Дуганова.- М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.

4.                  Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.

5.                 Ширшина, Н.А. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/ сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 277 с.                                                                                                                                     

6.                 Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник ТюмГУ. 2004. № 2.

7.                 Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. –М.,2002





ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Владимирович Серолапкин2019-03-03 21:14:38 - Александр Владимирович Серолапкин
Даже если вас кто-то формально обучает,
реальная польза будет лишь от компонента
самообразования.
Прочее - это не образование, а натаскивание.
Лилия Илфаровна Зиннатова2019-03-03 23:12:50 - Лилия Илфаровна Зиннатова
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Рубакин Н. А.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



У нас вакцинируют Гам-КОВИД-Вак. В районной поликлинике массовая вакцинация. Действительно массовая и действительно добровольная. Я, наверное, неправильная какая-то: НЕ ХОЧУ!!!
Интересные задания!Спасибо
Дмитрий Валентинович, спасибо за стихотворение и добрые слова. И пообщаться тоже хочется )
Учитель - это не профессия - это диагноз. Оно или есть или извините. В начале девяностых пришёл в школу учитель физики (КТН два высших) он на урок шёл как в последний бой `живым не возьмёте` Учитель географии (четыре класса ЦПШ и учительские курсы) В классе 45 человек, урок окончен, следующий класс в двери ломится, а у нас ещё Америка не открыта. Учитель - это не профессия - это диагноз.
http://moscowseasons.com/articles/tioplyi-stan/
Еще одно видео посмотрела, второе не до конца!какая красивая природа на нашей матушке земле! Вот это Чукотка! Восторг! Это невероятно! Вот с кого надо брать пример! Спасибо за видео, завтра еще досмотрю, Нина Ивановна!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/