|
|
Дмитрий Валентинович Леваков
Мария Башкирцева (1858-1884)
|
|
|
| Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...
Я с этой девушкой знакома
Увы, конечно, не была!
Но, как она - сидела дома
И золотой узор ткала.
В привычной клетке одиночеств,
Где и живет одна - душа,
Как много в дневниках пророчеств,
Когда Любви тебя лишат!
Ей даровал Господь так много!
А Жизнь - крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть - признанья пьедестал!
М.Цветаева
Феномен очарования Марии Башкирцевой ещё долго будет вызывать споры и, по-видимому, так никогда до конца и не будет познан. Действительно, девушка, почти ничего не успевшая в жизни сделать, взволновала души поэтов и художников. Это таинственное притяжение искусства, возможно, связано с драмой невыраженности её души при необычайном таланте. Мария Башкирцева оставила потомкам всего лишь юношеский дневник, да несколько картин, да гениальную тоску по несбыточному.
М. К. Башкирцева родилась в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.
В 1877 г. она стала посещать академию Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и журналов.
Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны. Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах `Жан и Жак` (1883), `Совещание` (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем. Среди наиболее известных полотен - `Дождевой зонтик`, `Три улыбки`, `Осень` (все 1883), ныне в Государственном Русском Музее.
В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.
С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. `Я говорю все, все, все`, - писала она, предназначая свой дневник для печати. `Дневник Марии Башкирцевой` впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя.
Он был написан талантливо и предельно откровенно, подобных ему произведений почти нет в истории литературы. Может быть, поэтому Дневник вызвал как восторженные отклики, так и яростную критику.
`Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь. Слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе жизнь мелочами никогда!`
Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к каталогу её картин известный в своё время критик Франсуа Коппе. Это была девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос, источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами.
В мастерской гостя удивили многочисленные тома книг: Они были здесь все на своих родных языках: французы, немцы, русские, англичане, итальянцы, древние римляне и греки. И это вовсе не были книги библиотечные, выставленные напоказ, но настоящие, потрёпанные книги, читанные-перечитанные, изученные. Платон лежал на столе, раскрытый на нужной странице.
Как бы прощаясь с жизнью, Мария начала писать большое панно Весна: молодая женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, закрыв глаза и улыбаясь, словно в сладчайшей грёзе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово-белые цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду. И нужно, чтобы слышалось журчание ручья, бегущего у её ног, как в Гренаде среди фиалок. Понимаете ли вы меня?
Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза, не дожив до двадцати четырех лет. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.
Мопассан, посетив ее могилу, изрек:
Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!
P.S.После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году
Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура Бессмертие: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть русское имя Мария Башкирцева.
|
|
| 2020-10-09 07:49:47 - Нина Николаевна Гончарова Спасибо, Дмитрий Валентинович! Посвятила весь свой вечер
знакомству с творчеством очаровательной Марии Башкирцевой.
Она мечтала о бессмертии, но скончалась в юном возрасте.
Сто лет назад на открытках с ее портретом печатали самую
известную ее мысль: `Искусство возвышает душу даже самых скромных
из своих служителей, так что всякий имеет
в себе нечто особенное сравнительно с людьми, не принадлежащими к этому высокому братству`.
И мечта ее осуществилась, как Вы написали в заключительном
абзаце под ее портретом.
Восхищение мое бесконечное!
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Просматривая информацию о художнице, натолкнулась на мысль, что у стихотворения `Ей даровал Бог слишком много!` другой автор - Светлана Макаренко - Астрикова, а не Марина Цветаева.
Дам ссылочку.
http://www.chitalnya.ru/work/1985293/
Возможно, она Вам тоже знакома как коллега на этом сайте.
| | 2020-10-09 20:02:42 - Дмитрий Валентинович Леваков Нина Николаевна, добрый вечер... Забавно... Когда я впервые встретился со стихотворением `Ей даровал Бог...`, я тоже что-то почувствовал, интуитивно, что-ли, но зайдя на другие сайты, увидел там ту же подпись - М.Цветаева, и принял это как факт. А сегодня, изучая этот вопрос, зашёл по Вашей `наводке`, просмотрел сборник стихов Цветаевой, и действительно, у неё нет такого стихотворения, а вот Светлана Макаренко, похоже, и есть автор. Но, кстати, к одному из стихотворений Цветаевой из `Вечернего альбома` есть посвящение `Клане Макаренко`... Есть ли тут какая связь??? Или случайное совпадение? Ведь автор стихотворения вполне себе современный литератор... Я посетил её страницу - в основном это эссе, исследования. А вот стихи, те, что я прочитал, что-то мне не очень... Ну, это на вкус на цвет, конечно, я не люблю напыщенности, мало понятных заумно-гламурных оборотов. Я реалист, где то пусть `от сохи`, хожу по земле, люблю простую, понятную повествова-тельную речь, также, как в живописи не люблю всякие `измы`. Не такая у нас длинная жизнь, чтобы тратить время на разгадывание, что там имел в виду Малевич в своём `Чёрном квадрате`... Тем более, что всё равно не угадаешь. А вот возле картин Корзухина, Неврева, Вельца, Максимова и т.д. можно стоять долго и, всё понимая, получать и эстетическое удовольствие от их мастерства, и информацию о нас в прошлом.. Ой, что то я `съехал` в сторону! | | 2020-10-09 21:53:54 - Нина Николаевна Гончарова Дмитрий Валентинович!
Я тоже уверена, что автором этих стихов Марина Цветаева не является.
Я уже в сотый раз просмотрела ее `Вечерний альбом` и их там не обнаружила.
Согласна с Вами -не ее это слог.
А вот, кто настоящий автор, это вроде бы уже не так уж и важно.
Кстати, мне они понравились.
Спасибо Вам за новые имена! Присмотрюсь тоже!
Доброго вечера!
|
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫
Астры, астры, господа!
Словно дар из космоса
Шлёт далёкая звезда
Нам с приходом осени.
6813534-a3298085
Все цветы ушли ко сну,
С летом попрощались,
Заглядевшись на Луну,
Астры опоздали
Август пальчиком грозит
Этим непоседам,
Но бутонов яркий вид
Не скрыть тумана пледом .
Затянулись небеса
Цветом серой стали
Утром ранняя роса
Листья больно жалит.
Но цветут назло погоде
Синий, белый красный,
В ярком этом хороводе -
Верный, чистый, страстный
Хоть теряет по ночам
Листья старый тополь,
А космическим цветам
С неба слышен шёпот
Говорят, совсем не вздор,
Сами, мол, слыхали
Их душевный разговор
С сёстрами в астрале
Так что ночью, господа,
Если вам Вам не спится,
Отправляйтесь к ним тогда,
Чтобы в них влюбиться
`Астры осенние`
Муз. Н. Харито. Слова С. Грей
5477791-a3298085
▫ Спасибо, Фёдор Максимович)) ▫ Спасибо, Нина, не мне, а интернету, при всей его вредности. Это я к тому, что раньше нас информировали далеко не о всех выдающихся людях в истории России. Не знаю, почему, может, чтобы не перегружать информацией, может не хватало `мощностЕй`,))) а может, по каким то иным причинам... Вполне определённый круг художников, певцов, поэтов. А сейчас информированные специалисты получили возможность выкладывать материалы в сеть, и это просто сказка, сколько интересного и познавательного можно узнать. И остаётся только жалеть о том, что время у компа ограничено по разным причинам - занятость, здоровье и т.д. Меня поражает, мимо скольких талантливейших художников, например, в русской, самой живой живописи мы могли бы пройти.. А ведь картины, особенно наших художников, от Сороки, Аргунова до Глазунова, Палачева - это рассказы о реальной жизни народа, его быте, традициях, бедах и радостях... Пафосно??? Но это так...
А уж песенная культура! Ведь было такое впечатление, что раньше и не пели песен вовсе. Ну там Шаляпин, Собинов, где-то Утёсов, а кроме? А оказывается пели, и как! И ещё где-то находятся записи чуть ли не крепостных певиц. Утрирую, конечно, но имена и истории их жизни становятся известны...
Так что спасибо интернету, будь он неладен!)))) ▫ Магнолию опыляют жуки! Цветок времён динозавров. ▫ Магнолия в коллаже славном
Цветёт себе, цветёт забавно
На радость людям, и себе,
И труженице пчеле.
▫ Нина Николаевна, удивляюсь вашей памяти! Вот он, Шекспир,
и мой в том числе!
6284375-a600823
|
|
|
|
|