Классно-урочная школа - тормоз развития человека и общества - Михаил Васильевич Сыромятников
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Михаил Васильевич Сыромятников


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Михаил Васильевич Сыромятников / Блог / Классно-урочная школа - тормоз развития человека и общества


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (11)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


04 февраля 2014, 19:39, автор - хозяин блога
Михаил Васильевич Сыромятников

Классно-урочная школа - тормоз развития человека и общества

Роль школы, как общественного института, в формировании и развитии человеческой личности, конечно, трудно переоценить.  Об этом говорится и пишется много. А вот негативное влияние школы на личность, по-моему, недооценивается. Такое влияние, несомненно, есть. Более того, именно школа, как бы страшно это не звучало, зачастую становится тем местом, где начинается процесс деградации человека и общества в целом. 

Школа с господствующей в ней классно-урочной системой обучения и воспитания является одной из основных причин реставрации капитализма в нашей стране.  Если говорить прямо, то так называемая «советская школа» – миф, фикция. Таковой вообще не существовало.  Школа на протяжении нескольких веков, начиная с XVI в. и по сей день, не только в России, но и во всем мире является классно-урочной. Последняя превращалась в «советскую» благодаря той идеологической надстройке, которая была создана и существовала в форме пионерской и комсомольской организации. Налет «советскости» у школы появлялся и благодаря содержанию учебников и новым учебным дисциплинам. Но не более.

Материальный базис (не путать с материальной базой) школы – организация учебно-воспитательного процесса – остается уже несколько столетий неизменным. Культурная революция в сфере просвещения ограничилась лишь тем, что сделала образование для народных масс общедоступным. Коренных же изменений самой системы образования не произошло. С 1917 г. и по настоящее время не было ни одного постановления или решения высших органов власти о преобразованиях в организации учебно-воспитательного процесса. А с выходом Постановления ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25.08.1932г., в котором основной формой организации процесса обучения был назван урок, долгое время против классно-урочной системы вообще выступать было опасно. Это рассматривалось как «ревизия постановлений партии и правительства о школе» и грозило увольнением с работы, исключением из партии, отказом в публикациях и др.

Серьезных изменений в школе не последовало и в период «оттепели». Работники АПН СССР и системы народного просвещения брались за многое, почти за все, кроме одного: оставляли в нетронутом виде организационную основу учебно-воспитательного процесса. 

Реформа школы 1984 г. призывала вообще к любым преобразованиям, но урок как основная форма организации учебной работы оставался в прежнем виде. 

Таким образом, начиная с 1917г., когда в обществе стали происходить колоссальные изменения, школа стала той средой обитания, в которой мог формироваться человек с двойной моралью, которому со всех сторон твердили о служении общему благу, а непосредственно на уроках – ежечасно, ежедневно, ежегодно – взращивались в нем эгоизм, потребительство и иждивенчество. Новое, советское общество не имело реального механизма воспроизводства человека новой формации. 

Для того чтобы в этом убедиться, заглянем в школу. 

На каждом традиционном уроке перед каждым учеником объективно стоит одна и та же постоянная цель, обусловленная всех ходом учебного процесса: подготовить урок, выучить, ответить учителю, получить его одобрение, одобрение родителей. Учить, чтобы знать самому, чтобы обогатить себя знаниями, опытом. Если брать цель актуальную, ту, которая стоит на каждом уроке и весь период обучения в школе, да и в вузе, то она всегда носит индивидуалистический, потребительский и даже корыстный характер: я учусь для себя, я отвечаю только за себя и делаю то, что нужно только мне. Эта цель прямо противоположна конечной цели воспитания: работать на общее благо, на общество, на других. Таким образом, в течение 10-15 лет при традиционной системе обучения и воспитания формируется индивидуалист, потребитель, а нередко и приспособленец, который научился хорошо и много говорить о высоких общественных целях, идеалах и в то же время привык заботиться только о себе. Получается постоянное раздвоение личности: на словах – одно, на деле, в поведении – другое. Индивидуалистическая основа способа обучения пришла в непримиримое противоречие с демократизацией общества.

Урок скрывает еще одно противоречие, которое В.К.Дьяченко назвал основным противоречием традиционного способа обучения. Оно заключается в том, что при групповой (общеклассной) организации обучения в деятельности учащихся преобладают созерцательные процессы и ничтожно мало проявляются действенно-преобразовательные, направленные на преобразование окружающей среды, сознания и поведения окружающих нас людей. 

Что происходит на обычных уроках? Учитель ведет опрос: один ученик отвечает – класс из 20-30 учеников в лучшем случае внимательно слушает, созерцает. Это же повторяется, когда отвечает второй, третий… Затем учитель излагает новый материал, показывает наглядные пособия, опыты, а весь класс остается в состоянии созерцательности. На закрепление, как правило, остается очень мало времени, но и оно проходит по тому же принципу: все молчат и должны внимательно слушать тех 2-х – 3-х учеников, которые по очереди воспроизводят новый материал, только что изложенный учителем. Наконец, учитель объясняет домашнее задание, а ученики его записывают. Так проходят все 45 минут, в течение которых от учеников требовалось почти исключительно только созерцательная активность: слушать, быть внимательным, не говорить, не ходить по классу, не двигаться.

Подавление действенно-преобразовательной активности при классно-урочной системе за счет избытка созерцательных процессов деятельности учащихся поддается элементарному арифметическому вычислению. В массовой школе в одном классе 25-30 учащихся. Организация класса и всякого рода другие посторонние причины отрывают от урока в среднем около 5 минут. От оставшихся 40 минут отнимем еще половину времени, когда говорит учитель при изложении нового материала, постановке вопросов ученикам, комментариях к ответам учеников, объяснении домашнего задания и т.д. Остается 15-20 минут. Разделим 20 минут  на 30 учеников, получится - 2/3 минуты, или 30-40 секунд (то есть меньше минуты!) может в среднем каждый ученик выступать перед классом и проявлять свою действенно-преобразовательную активность: воздействовать на своих товарищей по классу. Остальное время он должен слушать, молчать, не двигаться, не мешать другим работать. 

Выходит, что возможности развивать социальную активность на уроках ничтожно малы, для подавляющего числа учащихся они равны нулю. На уроке ученики перестают быть общественно активными людьми, за исключением очень немногих, превращаются в молчальников, тихонь, в существа созерцательного типа. Откуда же тогда взяться строителям новой жизни?! 

Третье противоречие традиционного способа обучения состоит в том, что способности, трудолюбие, интересы, образовательная подготовка учащихся одного и того же возраста вовсе не одинаковы – напротив, очень отличаются, но, несмотря на это и вопреки этому, при классно-урочной системе для всех учеников темп обучения одинаков: если 30 учеников поступило в I класс, то весь год они изучают все учебные предметы с одинаковым темпом и заканчивают обучение в I классе все одновременно. Потом все так же повторяется во II, III и т.д. классах. Можно с уверенностью сказать, что провозглашенный социализмом принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду» для школы остался лишь красивым лозунгом и призывом. В реальности же сохранялась всеобщая уравниловка.

Вся классно-урочная система ориентирована не на расцвет талантов и способностей, не на предоставление возможностей каждому работать по своим способностям, а, напротив, на их игнорирование и торможение. Традиционная организация учебного процесса является механизмом «массового убийства талантов», как об этом писали М. Петров и А. Потемкин еще в 1968 году.

Этот старый ржавый скрипучий механизм – классно-урочный метод обучения и воспитания – спокойно перекочевывает из капитализма в социализм и обратно и продолжает катить под гору очередные поколения российских школьников и общество в целом.

И пока этот допотопный механизм будет скрипеть – никакие «Национальные доктрины», «Федеральные программы развития», «Концепции модернизации» и даже президентские инициативы типа «Наша новая школа» ситуации в школе, во всей системе образования и в обществе в целом не улучшат.

Школа – не обособленная планета. Конечно, многие аспекты ее жизнедеятельности напрямую зависят от конкретных политических и экономических условий. Однако нельзя недооценивать и влияния школы на развитие общества, поскольку именно школа остается основным социальным механизмом формирования человека и общественных отношений. Устаревший способ обучения, который возник и сформировался в феодально-буржуазной школе и вполне соответствовал интересам господствующих классов, стал в советское время главным тормозом развития человека и одной из причин победы контрреволюции 1991 г. Ведь именно классно-урочная школа в массовом порядке выпускала из своих стен людей, не способных разобраться в происходящих событиях и морально-нравственно готовых поддерживать мещанские лозунги. 





ОБСУЖДЕНИЕ


Вячеслав Викторович Учитель2014-02-05 00:00:20 - Вячеслав Викторович Учитель
Развивали и при социализме. Были школы физико -математические и гуманитарные, да и учителя находили разноуровневый подход в каждом классе.
Раиса Поликарповна Трефилова2014-02-05 00:04:07 - Раиса Поликарповна Трефилова
И опять виновата во всем ТОЛЬКО школа?
Михаил Васильевич Сыромятников2014-02-05 00:06:03 - Михаил Васильевич Сыромятников
Раиса Поликарповна, не школа, а СИСТЕМА!

Вячеслав Викторович, найдите-ка мне разноуровневый подход так, чтобы были учтены индивидуальные особенности КАЖДОГО школьника, а не условной группы `сильных`, `средних` или `слабых`.
Раиса Поликарповна Трефилова2014-02-05 00:14:13 - Раиса Поликарповна Трефилова
Виновата СИСТЕМА, а отдувается за неё ШКОЛА и конкретные учителя!

Скажите, как можно наказать систему?
Вячеслав Викторович Учитель2014-02-05 00:37:16 - Вячеслав Викторович Учитель
Михаил Васильевич , это уже внеурочная деятельность. На уроке нет времени.
Михаил Васильевич Сыромятников2014-02-05 19:53:09 - Михаил Васильевич Сыромятников
Вячеслав Викторович, коллективный способ обучения (КСО), разработанный великим отечественным дидактом Виталием Кузьмичом Дьяченко, позволяет индивидуализировать обучение с КАЖДЫМ школьником прямо во время урока. Правда сам термин `урок` уже не фигурирует в КСО. КСО - это не методика, это целая система обучения на глобальном уровне, причём принципиально новая, противопоставляемая допотопной классно-урочной. Я не критикую вас лично или Раису Поликарповну, я просто высказываю мысли и предложения, как выйти из школьного кризиса. Всем рекомендую почитать В. К. Дьяченко `Новая дидактика`, кому лень читать, вот видео вдогонку www.youtube.com/watch?v=LIgWvPkiT8k
Катерина Федоровна Николаенко2014-02-19 09:19:20 - Катерина Федоровна Николаенко
Обучая других, я обучаюсь сам. Чему обучаются 11-классники, выполняя роль учителя. Дьяченко не предлагает, чтобы в роли учителя выступали старшеклассники. Говоря о том, что КСО решит проблемы сегодняшней системы образования, считаю, это не подтвержденный тезис. Хотелось бы знать, сколько победителей предметных олимпиад в этой школе, увидеть результативность при сдаче ЕГЭ и т.д.
Михаил Васильевич Сыромятников2014-02-19 11:51:33 - Михаил Васильевич Сыромятников
Катерина Фёдоровна, вы либо невнимательно прочитали книгу, то есть, через строчку, либо просто ищете, за что зацепиться, что ж, ваше право. `Чему обучаются одиннадцатиклассники, выполняя роль учителя?` - Тому же, чему и другие! Вы же сами ответили на этот вопрос первым предложением. КСО никем не объявляется как панацея. Панацеи не существует ни в одной отрасли. КСО - это реальная реформа, и гораздо более эффективный путь выхода школы из кризиса. Успехи в предметных олимпиадах и сдаче ЕГЭ не являются показателем деловой успешности выпускника, потому что они предметно ориентированы. Более того, ЕГЭ препятствует СИСТЕМНОСТИ в усвоении знаний и превращает изучение предмета в механическое запоминание без осознанного понимания сути предмета, да и то после сдачи экзамена предмет забывается. КСО является ПОДЛИННОЙ личностно ориентированной технологией, потому что она учит детей в первую очередь ОБ-ЩАТЬ-СЯ! В наше время чаще всего именно общение определяет деловой успех, а не эрудированность. В то же время, вы пишете перифраз Коменского: `Обучая других, я обучаюсь сам` - это и убивает двух зайцев. Мы одновременно учимся общаться и лучше усваиваем предметы, поскольку учим им своих сотоварищей, аутсайдеры обязательно будут (потому что панацеи не существует), но в ГОРАЗДО меньших количествах, чем сейчас.
Катерина Федоровна Николаенко2014-02-23 08:27:53 - Катерина Федоровна Николаенко
Комментарий отключен хозяином страницы
Михаил Васильевич Сыромятников2014-02-23 18:54:41 - Михаил Васильевич Сыромятников
Объясните конкретно, с чем вы не согласны? Пожалуйста, построчно! Чёткое рациональное и беспристрастное обоснование вашей позиции докажет, что вы, действительно, педагог, а не `училка`, у которой в голове `совок`!
пользователь отключен2019-12-23 17:22:37 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.
Хорошая книга!
Спасибо!!! Спасибо!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/