Методическая работа.
Методическая
работа по теме: "Работа над художественными
образами в музыкальных произведениях
при подготовке к концертному исполнению".
Выполнена
преподавателем МБУДО ЦДМШ г. Саратова
Преображенской Е. В.
"Высшая
цель музыканта - исполнителя - это
достоверное, убедительное воплощение
композиторского замысла, т.е. создание
художественного образа музыкального
произведения." И эта цитата из моей
предыдущей методической работы как
нельзя лучше подходит к работе над
музыкальным образом при концертном
исполнении.
Работа
над художественным образом происходит
задолго до того, как мы только приступили
к первому знакомству с музыкальным
произведением. Еще только мы предложили
ученику произведение и уже представили
как именно данный ученик исполнит его
в концертном исполнении. Сможет ли
воплотить все глубокие образы, которые
заложил композитор в произведение,
добавив свои чувства и переживания.
Открыв ноты и исполнив, мы не только
показываем замысел композитора ,но и
изображаем свое видение образа. Наблюдаем
за душевным откликом и восприятием
ученика. Понимаем как прозвучит именно
в его техническом оснащении и с его
богатством чувств данное произведение.
Или же знакомимся с различным исполнением
великих мастеров. На последнем, концертном
этапе это нам поможет с выбором близкого
нам
характера
исполнения, выявив свою концепцию
исполнительскую и образную.
И
так, мы приступили к первому этапу, где
ознакомление с фактурой, мелодической
линией, интонацией и техническими
задачами, создает первоначальный образ:
или лирико-созерцательный, или поэтичный
или стремительный, трагический.
Второй
этап уже оснащен техническими и
виртуозными владениями фактурой,
педализацией. Это дает большую свободу
и для осмысления художественного образа.
Тут уже можно и нужно говорить о замысле
композитора. Его переживаниях, его
жизненном
пути.
И
наконец-то третий этап, когда произведение
готово для концертного исполнения и
нет переживаний
о сценической
смелости. Это важный момент, когда
произведение нужно ориентировать на
слушателя, который пока не знает, что
же мы привнесли своего глубокого,
образного в возможно очень знакомое и
любимое. Уже почти сформирован образ,
божественный, магически прекрасный.
Почему "почти"? Потому что еще не
закреплено настроение, не отрегулировано
постоянное глубокое переживание,направленное
на слушателя. Еще возможно иногда
проявляется чрезмерная чувственность
и переживание ученика.Это может привести
к зажатию мышц или недозвученности или
наоборот утрирование звука или просто
проявление фальшивых чувств.
Наиболее
важные моменты для третьего этапа работы
над художественным образом:
Первое:
Обыгрывание произведения в нужном
настроении, сформированном на предыдущих
этапах.
Второе:Помощь
педагога в понимании, как будет слышать
слушатель произведени
е,
находясь в зале. Достаточно ли яркости
звука, темпа и виртуозности. Какова
связь.
Третье:
Культура исполнения. Именно связанная
со стилем, эпохой.
В зависимости
от манеры интонирования исполнителя,
обусловленной его творческой
индивидуальностью, степенью чуткости
к восприятию музыки, возможно различное
раскрытие её образного содержания и
эмоционального строя.
Четвертое:
умение вернуться к проработке в медленных
темпах или отложить на время, чтобы
появилась свежесть
восприятия образа и техническая свобода.
В это время мы возвращаемся к методам
ассоциаций, сравнений и сопоставлений
исполняемой музыки с явлениями жизни.
И
последний этап работы к концертному
исполнению - это показ ученику как
новые
пространственно-акустические условия
большого концертного зала вносят свои
коррективы, т. к."игра" лица и рук
артиста становится средством
пространственной "лепки" исполнителем
муз. образа, усиливающим восприятие его
слушателем ("Слушать игру Листа за
занавесью было бы лишь половиной
наслаждения", - писал Р. Шуман). На
публику воздействует виртуозный размах
игры, смелый полёт фантазии, красочная
гамма эмоциональных оттенков.
От
замысла до его реального исполнения
проходит не легкий путь , преодолеть
который можно лишь при условии упорной
и тщательной работы непосредственно
за инструментом, с преподавателем и с
глубоким познанием различный
исполнительских школ.