Мифы враждебные веют над нами…
а, и вследствие этого –
«темные силы нас злобно гнетут…» Но в «бой роковой» мы еще, похоже, с «врагами»
не вступали, до него нам, по всей видимости, еще далеко. Хотя - как сказать?..
Миф № II. «Предметные олимпиады – способ
выявления «одаренных» детей, которые в будущем составят интеллектуальную и
научную элиту России»
Да, олимпиады – это монстр. Продолжая «раковые» аналогии – это
настоящая злокачественная опухоль,
пустившая «метастазы» по всему образовательному пространству России, да и
мира, естественно. Куда ни ткни пальцем – везде олимпиады. Это действительно
«шабаши» конкуренции, куда «слетаются» «одаренные» дети из разных мест России,
чтобы поконкурировать друг с другом и выявить «лучших».
Как-то по принудительной разнарядке отправился дежурить на одну из таких
олимпиад регионального уровня. Впечатлило!.. Как будто поневоле стал
надзирателем в тюрьме. «Из зала не выходить!», «Телефоны не доставать!»,
«Ноутбуком не пользоваться!», «К детям не подходить!»… Вы думаете, это
требования к олимпиадникам? Нет, это требования к нам – надсмотрщикам. Особенно
умилило требование – сопровождать в туалет и обратно. А почему еще и там не
подсматривать за детьми? Так как они все равно списывают, пронося телефоны чуть
ли не в трусах, несмотря на всякие «рамки» и «металлодетекторы».
Но - как же, как же - скажут - конкуренция должна быть честной…. Только все
олимпиадоманы от образования как-то не озаботились воспитать честными самих
детей вместо того, чтобы придумывать драконовские, копирующие ЕГЭ, меры против
списывания. Ну, не абсурд ли все это?!.. Давайте же разберемся и с этим вполне
абсурдным олимпиадным мифом.
Насчет элиты – уже понятно. Если победители олимпиад и составят какое-то
подобие элиты, то точно не в России. Но если представить такую популярную в
последнее время картинку, когда все победители олимпиад, прельщенные условиями
в России, действительно в ней остаются… И что?
Вы реально думаете, что все действительные изобретатели «новых технологий»
типа Стива Джобса (один из основателей корпорации Apple) реально участвовали в
олимпиадах и благодаря им стали тем, кем стали?..
Большинство из них «плевали» на какие-либо олимпиады и уж, во
всяком случае, игнорировали их. А некоторые из них вспоминают, что часто
прогуливали и обычные уроки, не говоря уже о каких-то там олимпиадах. И это
вполне объяснимо.
Ибо реальный
изобретатель чего-то нового не может идти проторенным и избитым другими путем.
На то он и новатор.
Кого по большому счету выявляют из детей олимпиады? Самых одаренных?..
Отнюдь.
Только тех, кто лучше других
забил свои «мозговые флешки» уже давно ставшими банальными знаниями. На
что-то новое у них уже просто не осталось свободных мозговых извилин. Это
просто-напросто, как хорошо выражаются сами дети, «
ботаники», или «ботаны». Они усиленно поглощают уже выработанные
кем-то до них знания, и ждать от них чего-то нового – каких-то «прорывов» и
«инноваций» – большая наивность. В лучшем случае – это будущие
ученые-компиляторы, обобщающие научные знания,
но только не те, кто совершает реальные прорывы в «новых технологиях» и
науках.
Так что давайте развеем этот абсурдный олимпиадный миф, нацеливающий нас
якобы на работу с «одаренными детьми».
Кстати – по поводу «одаренных». Друзья, вам не кажется, что это отчасти
попахивает неким «интеллектуальным фашизмом»? Во всяком случае –
явной дискриминацией учеников по
интеллектуальному признаку...
По какому праву – кто его нам дал? – учителя должны выделять одну группу
детей в ущерб всем другим? Почему мы должны делать особый упор именно на
«одаренных» (под одаренными имеются в виду просто «умные») детях – другие
чем хуже? Они-то за что поражаются в своих правах – правах на равную долю
учительского внимания? Только за то, что у тебя нет пятерки по предмету, и
значит, ты не очень «умный»?.. Тогда посиди в сторонке, пока Марья Иванна или
Иван Петрович позанимается с «одаренными» и умными – они пойдут на олимпиаду,
защищать интеллектуальную «честь» школы. Да, - а ты умом не вышел, иди -
поумней сначала!..
А если кому-то там сверху придет в голову другая идея – особый упор сделать
на, скажем, «красивых» детях? А чем эта идея хуже? «Россия – страна красивых
людей!» - чем не слоган для подобной работы? Не вышел «рожей и кожей» - сиди в
сторонке! И не суйся с умом своим – никого он не интересует. А учителя
будут заниматься с красивыми, эстетически одаренными детьми. Будут
проводить «конкурсы красоты», олимпиады по красоте, слеты «красивых
детей», где они будут делиться друг с другом секретами внешней и внутренней
красоты, создадим для них особые условия, чтобы они в будущем составили
эстетическую элиту России… Как вам идея? Надо успеть запатентовать, пока ее не
перехватили конкуренты.
В общем, друзья, вы поняли, что все эти потуги на работу с «одаренными» -
это отголоски все той же идеи конкуренции, как колом снизу доверху проткнувшей
всю образовательную систему, и на этом «колу» она сидит уже четверть века и
никак не слезет с него. А если уж кому и нужно уделять среди детей больше
внимания, то не «одаренным» - они и так пробьются – на то и «одаренные» - а
всем тем, кому трудно найти себя в рамках современной, чудовищно искаженной и
калечащей жизнь, образовательной системы.
И одним из таких «чудовищных» ее искажений, - искажений, которые тоже
доросли до уровня сознательно навязанного нам мифа, является ставка на
повсеместную и тотальную компьютеризацию школы.
Миф № III. «Всеобщая компьютеризация
– ключ к повышению уровня образования». «ИКТ (информационно-компьютерные
технологии) призваны повысить интерес учеников к учебному процессу,
мотивировать их на самостоятельный поиск и усвоение знаний»
Здесь в обратном даже особо не придется убеждать. Есть «убийственный»
аргумент, говорящий сам за себя. Известен ли вам тот факт, что – привожу
название статьи – «Владельцы компаний-гигантов силиконовой долины отправляют
своих детей в школу без компьютеров»? Очень поучительная статья – советую
почитать всем адептам компьютеризации. Приведу оттуда только одну цитату от
Пола Томаса, профессора Университета Фурмана, написавшего 12 книг об
образовательных методиках в государственных учреждениях:
«Образование – это, прежде всего, человеческое переживание, получение
опыта. Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и
способность критически мыслить». (Журнал «Педагогическая мастерская», № 11,
ноябрь 2014 г., стр. 46-48, издательская группа «Основа».)
Уж кто-кто, а
создатели
IT-технологий знают, что делают, отправляя своих детей в школы, где нет ни
одного компьютера, а когда их упрекают – как же, мол, дети отстанут
от прогресса – только удивляются. Все современные гаджеты очень просты в
обращении и становятся все проще: когда детям нужно будет – легко
научатся и без всякого специального обучения.
И это на фоне настоящего «компьютеробесия», захлестывающего наши школы.
Урок без применения ИКТ считается плохим, несовременным уроком.
Сами эти ИКТ на всех совещаниях и курсах
уже навязли до икоты – простите за плохой каламбур.
Что там ученики – все чаще вижу учителей, настолько «подсевших» на комп,
что они уже неспособны без него дать полноценный урок. И жалуются, побледневшие
и расстроенные: вот, мол, завис компьютер или сломался проектор – что делать?..
Давайте же раз и навсегда разберемся с этим вреднейшим мифом о важной, чуть
не ведущей, роли компьютера в учебном процессе.
Поделюсь в этом плане своим опытом. Впервые я «обжегся» на ИКТ, когда
первый год преподавал курс «Основы православной культуры». Нас, учителей,
как и полагается при введении нового предмета, снабдили всеми «гаджетами»
и дисками, и я добросовестно каждый урок разворачивал перед детьми красочные
презентации, проводил их по «уровням и подуровням», тестировал на электронных
заданиях и контрольных срезах. И что?..
Сейчас мне стыдно за этот педагогический провал: ибо впоследствии, глядя на
этих ругающихся матом, хамящих, злобных и сексуально озабоченных учеников, я с
ужасом видел, что в них не осталось не то что православной – нет следа вообще
какой бы то ни было культуры.
И в этом
есть и моя вина как педагога, с глупой доверчивостью переложившего заботу о
воспитании детей на компьютерные технологии. Ибо мои подопечные, как и
полагается «совращенным» компьютером детям, все, что я им преподавал,
воспринимали за разновидность очередной компьютерной игры. Поиграли – и забыли.
Но все равно понадобилось еще несколько лет, чтобы разобраться в самой сути
пагубности глубокого внедрения компьютерных технологий в образовательный
процесс. Не говоря уже о разрушении зрения и в целом здоровья, они
действительно парализуют интеллектуальный, творческий и духовный потенциал
учеников, подпитывают в них образ жизни пассивных потребителей.
Что такое компьютер по
своей сути – это телевизор.
А что мы делаем перед телевизором или в кино – сидим и смотрим, пассивно
сопереживая наблюдаемым героям, отождествляясь с ними психологически.
Компьютер добавил к этой функции возможность личного участия путем тех
или иных манипуляций в «виртуальной реальности», но не отменил ее главного
психологического закона – отождествления себя с тем, чего на самом деле нет.
Дал шанс пережить очень многие смоделированные программами события и ситуации с
той же силой и остротой, только гораздо безопаснее, чем в настоящей жизни. И даже
более ярко и остро, и при этом комфортно – с возможностью нового повторения и
исправления ошибок. Только следуй за инструкцией и отдайся своим эмоциям. Жизнь
– опасна и сера, компьютер – ярок и безопасен. В этом и есть главный,
парализующий душу пассивностью, механизм «совращения».
Особенно ярко это проявилось недавно. Так получилось, что в одной из
параллелей один класс попал у меня в кабинет, где не было компьютера с
проектором, и здесь мне поневоле приходилось обходиться без каких-либо ИКТ.
Сначала я почувствовал себя дискомфортно, так как, прекрасно понимая пагубность
«глубокой компьютеризации», все-таки не видел адекватной ей замены в плане
наглядности. Картина или икона, раскрытая в виде иллюстрации в книге или даже
пришпиленная к доске – слабая замена красочной компьютерной проекции,
развернутой на весь экран.
Но зато, когда мы перешли к коллективной анимации, то есть, когда надо было
«оживить» ту же самую картину или выстроить из своих собственных тел готический
или романский собор…. Вот тут то и оказалось, что дети, обделенные ИКТ,
поневоле пользующиеся только потрепанными иллюстрациями,
делают это и охотнее, и живее, и гораздо более творчески. Они
чувствую себя свободно, раскованно и непринужденно, в них пробуждается
творческий зуд, коллективная энергия и огонек… А ребята,
«очарованные» красочной компьютерной презентацией, чувствуют себя
словно раздавленные ей. И энтузиазм их гораздо меньший – подсознательно они
ощущают, что у них все равно так не получится – так ярко, так достоверно и так
эмоционально впечатляюще…
Так что давайте покончим с мифом о незаменимости компьютера.
Наши дети и так часами сидят в своих
телефонах и смартфонах, прячась в них от окружающей жизни.
А тут мы еще со своими ИКТ по принципу: не можешь победить – возглавь и дай
направление. Но это все равно, что вместо одного наркотика предлагать
попробовать другой.
Надо не менять
наркотики, а преодолевать саму зависимость от них, чтобы и процесс
обучения, и общественная жизнь в школе были гораздо интереснее зависания в
виртуальной пустоте.
Но там, сверху, кому-то очень неймется, хочется и учителей намертво
приковать к компьютерам,
загрузив
бессмысленной работой с выставлением оценок в электронный журнал. (По
нашим опросам в него заглядывают только 1-2% родителей.)
Да и пресловутые ФГОСы под страхом
профессиональной непригодности нацеливают учителей на «повышение
ИКТ-компетенций» учеников. Так что пора разобраться с еще одним мифом.
Источник-
Педсовет
Автор- Александр
Дедушка