ЕВГЕНИЙ СПИЦЫН: РАДИ ДЕНЕГ УЧИТЕЛЬ ВЫНУЖДЕН
ИДТИ НА ВСЁ, НО ЭТО ЕГО ЛОМАЕТ
РАНХиГС подготовил доклад, в котором
сообщается, что на две ставки стало работать большее число учителей. В 2015
году таких было 7%, в 2017 – уже 14%. Учителя отмечают усложнение работы в
общении с родителями и выполнении отчётности. Отмечается, что в целом работать
в школе стало труднее.
Своим экспертным мнением об
исследовании с
Накануне.RU поделился историк,
соавтор проекта "Последний звонок" Евгений Спицын:
– Я не очень доверяю всем этим
социологическим исследованиям, потому что
у
нас сейчас социология во многом превратилась в служанку политики или в
какой-то инструмент манипуляции общественным мнением. Надо смотреть, насколько
репрезентативным был этот опрос.
А то, что касается двух ставок
учителей – вообще такая тенденция была, есть и, к сожалению, наверное, будет.
Это дикое безобразие.
В своё время
Сухомлинский,
знаменитый советский педагог, писал о том, что
есть красная черта, за которой происходит "выгорание"
учителей – когда учитель превращается в свою противоположность –
он уже не учит детей, а
"калечит" их. И одной из таких противоположностей и является
вот такая непомерная нагрузка
.
Учитель должен, во-первых, отдыхать,
во-вторых, самообразовываться,
в-третьих, качественно готовиться к урокам,
в-четвёртых, обязательно иметь возможность не
только учить детей, но и воспитывать, а на это надо время.
Поэтому оптимальная нагрузка и была
выбрана –
18 часов. Более того, при
Сталине учителя
наряду с военными получили право на выслугу – 25 лет, и они выходили на пенсию.
Более того, за 20 лет добросовестного труда при Сталине учителя получали Орден
Трудового Красного Знамени, а в 25 лет – Орден Ленина, высокие
правительственные награды, потому что прекрасно понимали, что такое работа учителя,
насколько она сложна и ответственна.
Сейчас эти критерии отброшены в
сторону, выкинуты за борт, учителя берут больше одной ставки
только
из-за денег. Главное – заработать деньги, особенно в провинции, к
сожалению. Потому что там учительские ставки очень низкие, и чтобы кое-как
прокормить семью, свести концы с концами, учителя вынуждены набирать себе
огромное количество часов и, по сути дела,
выдыхаться
– работать на пределе возможного.
Я лично беседовал с двумя учителями
из провинции: один с Новгорода, другой с Брянска, у которых нагрузка вообще
запредельная – я сначала даже не поверил – по 45 часов в неделю. Поделите 45
часов на 5 рабочих дней – девять преподавательских часов в день, девять уроков
каждый день, а ещё ведь надо готовиться к урокам, проверять домашние задания,
отдыхать. И люди получают за такую нагрузку в провинции 30-35 тыс. руб. Это что
такое вообще?
Любой нормальный учитель будет рад,
если будет получать достойную зарплату. Я работал учителем – оптимальная
нагрузка
22-24 часа в неделю. Это примерно одна с небольшим
ставка, 1,2-1,3 и всё. Тогда учитель в состоянии учить, воспитывать, работать с
полной отдачей, быть настоящим наставником, педагогом.
А если больше – это уже "выгорание".
Это катастрофически влияет на
качество образования
. Это убивает и
учителя, и его профессию, и "калечит" детей,
и превращает обучение детей в профанацию. Это в статистических
отчётах всё будет хорошо, на бумажке, а по факту это катастрофа.
Виновата в
складывающейся ситуации, во-первых, система буржуазных отношений, когда у нас
во главе всего и вся стоят деньги. Во-вторых, виновата государственная власть,
которая вынуждает учителей так работать. Государственная и
региональная власть заставляет впахивать, работать за гроши. Но все
паллиативные меры ничего не дадут. Надо менять систему общественных отношений.
Всё остальное – сказки.
Из комментария
Александра Суханов
а
27 апреля 2018 г. 7:26:14
«
Полностью согласен. А я до сих пор
пребываю в эйфории, что ушёл с этой преподавательской работы. Каждый день
испытываю радость жизни.... Всякий сторож, вахтер, консьерж образованнее,
информативнее, богаче, свободнее всех преподавателей вместе взятых... Я сейчас
стал смотреть телевизор (интеллектуальные передачи), слушать радио, читать
художественную литературу и понял, что стал развиваться и возвращать себе
человеческий облик
..
Источник- ЗАВУЧ. инфо.