Титовец
Г. П. воспитатель
ГБДОУ детский сад №79 Невского района
Санкт – Петербурга
2018
Основные
подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.
В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, трудовое воспитание – одно
из важных направлений в работе дошкольных учреждений. Трудовое воспитание
обеспечивает развитие личности, ответственности, мотивации, способностей детей.
Главной целью трудового воспитания - является формирование положительного
отношения к труду. Задачи по формированию позитивных установок к различным
видам труда и творчества, у детей дошкольного возраста, отражены в ФГОС в
области «Социально–коммуникативное развитие». Они могут воплощаться как в ДОУ,
так и в семье. Для решения этих задач необходимо создать определенные условия.
Трудовая деятельность дошкольников реализуется на основе хорошо оснащенной
развивающей предметно–пространственной среды. Она оформляется с учетом
психолого-педагогических, эстетических, и санитарно-гигиенических требований и
должна быть мобильна, постоянно меняясь и пополняясь более новым и сложным
материалом. Труд должен быть доступен ребенку, нести нравственно-воспитательную
ценность, приносить радость - ребенок должен чувствовать себя полезным. Для
получения положительного результата в трудовом воспитании в соответствии с
ФГОС, необходимо следить за гигиеной ребенка и его окружающей среды. Необходимо
наблюдать и контролировать позу, осанку ребенка во время трудовой деятельности.
При работе в помещении, оно должно быть проветрено, хорошо освещено, приняты
меры по безопасности труда. Все детское оборудование, орудия труда, должны быть
безопасны, соответствовать росту, возрасту детей. Эффективность труда у детей
повышается, если работа осуществляется на свежем воздухе, в игровой форме.
Необходимо создать эмоционально-положительную обстановку процесса труда
ребенка, создать мотивацию трудовой деятельности, демонстрировать интерес
педагога к труду ребенка. Создать трудовую атмосферу, постоянную занятость, и
систематически включать каждого ребенка в труд на правах партнера. Обязательно
учитывать здоровье ребенка и его способности. Трудовая деятельность дошкольника
включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование,
результат, выводы. В соответствии с ФГОС результат ребенка оценивается только
положительно, что имеет воспитательную направленность.
С раннего дошкольного возраста необходимо приобщать
детей к труду, сначала это самообслуживание и небольшие трудовые поручения,
позже это интерес к посильному труду. А в старшем дошкольном возрасте - это
труд в природе, хозяйственно- бытовой труд, ручной труд умственный труд.
Самообслуживание – это самостоятельное обслуживание
самого себя. Навыки самообслуживания формируются как в индивидуальной, так и в
групповой формах.
Хозяйственно-бытовой труд (уборка помещений, мытье
посуды, игрушек стирка) имеет общественную направленность.
Труд в природе (посадка и уход за растениями)
благотворно влияет на воспитание нравственных чувств, закладывает основы
экологического образования.
Ручной труд направлен на удовлетворение потребностей
человека (изготовление поделок из различных материалов) развивает фантазию,
творческие способности.
Умственный труд включает в себя планирование
трудовой деятельности, предвидение результатов, нахождение решения поставленной
задачи.
Формы организации труда бывают разнообразны:
поручения, дежурства, коллективный труд, совместный труд (пооперационный).
В соответствии с ФГОС проблемы трудового воспитания
детей решаются только согласованными действиями воспитателей и родителей.
Подводя
итоги вышесказанному, труд является важнейшим средством воспитания детей. Это
целенаправленный процесс формирования положительного отношения к труду,
нравственных качеств, уважения к труду взрослых, желания и умения трудиться.
Трудовая деятельность дошкольников укрепляет здоровье, физические силы. В труде
ребенок тренирует память, внимание, наблюдательность, силу воли, развивает
мышление, инициативу, ответственность. Все эти качества обеспечат его успешную
деятельность, самодостаточность в более зрелом возрасте, уверенность в будущем,
уважение. Трудовая деятельность детей в ДОУ, должна успешно использоваться как
средство гармоничного воспитания и развития личности ребенка, с обязательно
определенными формами ее организации, во всех возрастных группах, учитывая
возрастные особенности.
Используемая
литература:
Буре Р.С., Година Г.Н. «Учите детей трудиться».
М.1983
Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным
миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада». М.2012
Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду.
Система работы с детьми 3-7л». М.2012
Козлова
С.А. «
Нравственное
и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
». М.2002
Нечаева В.Г. «Воспитание дошкольника в труде».
М.1974
Тэги:
ФГОС ДОУ труд планирование творческие способности