ФГОС начальная школа
Какие
требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт
выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования;
·
Требования к структуре основной
образовательной программы начального общего образования;
·
Требования к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
·
Что
является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной
особенностью нового стандарта является его
деятельностный
характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система
образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды
деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой
частью ядра нового стандарта являются
универсальные
учебные действия (УУД).
Под
УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные
действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа
формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются
в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в
комплексе Основной образовательной программы начального общего образования
задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным
элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени
начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются
ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях
(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред
указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена
подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация
программы формирования УУД в начальной школе –
ключевая задача
внедрения нового образовательного
стандарта.
Какие
требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт
устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования:
личностным
,
включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской
идентичности;
метапредметным
,
включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями.
предметным
,
включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт
специфической для данной предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих
элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные
результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны
предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является
группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …»,
не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для
перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник
научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник
получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Что
изучается с использованием ИКТ?
Отличительной
особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом
ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие
родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни
понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны
понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне
с традиционным письмом.
Изучение
окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и
наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов,
цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты
фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение
искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с
традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В
контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные
источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В
современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются
наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.
Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом,
обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.
Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный
подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает
активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на
уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над
текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира,
например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности
становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные
явления и т.п.
Что
такое информационно-образовательная среда?
Требования
к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта.
ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и
учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным
ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во
внеурочное время. Подобная информационная среда создана и функционирует в нашей
школе: в каждом классе имеется компьютер, мультимедийные устройства, существует
техническая возможность выхода в Интернет, ребята с интересом пользуются
информационным киоском, электронными дневниками.
Что
такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт
предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и
внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
интеллектуальное, общекультурное).
Содержание
занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Во
внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со
второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими
психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные
занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.),
индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей
различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и
научные исследования и т.д.
Содержание
внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной
программе образовательного учреждения.
Время,
отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку
обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется
образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда
будет строится учебно-воспитательный процесс с учетом нового Стандарт
начального образования?
При
переход на новый Стандарт каждое образовательное учреждение самостоятельно
определяет режим работы.
Продолжительность
уроков в начальной школе:
в 1 классе – 35 минут
·
во 2-4 классах – 40-45 минут
·
Продолжительность
учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
·
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
·
Продолжительность
каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах
устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале-марте).
Общий
объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным
планом образовательного учреждения, который предусматривает:
обязательные учебные занятия;
·
·
Неадиторные занятия по предметам
внеурочную деятельность младших школьников, на
которую отводится 10 часов в неделю, включая проектную деятельность
·
Программа
обучения в начальных классах будет реализовываться на основании
учебно-методического комплекса «Школа России» и «Перспективная начальная
школа».
Нормативная
база по введению ФГОС