Марк Бернес - Неизвестный Бернес 2009 - говоря о Марке
Бернесе - артисте, который снимался в кино и пел на эстраде, — обычно
стараются избегать слова «певец» (впрочем, и сам Марк Наумович
употреблял его по отношению к себе лишь в ироническом ключе),
предпочитая нейтральное «исполнитель». Но ведь Бернес вовсе не был
исполнителем в обычном понимании, — он был организатором подавляющего
большинства песен, которые «рассказывал» зрителю! Между тем, существует
понятие, как нельзя лучше определяющее то, что делал на эстраде этот
выдающийся русский артист: шансонье.
…Его любили какой-то
особенной любовью. Обаятельный, артистичный, всегда с безукоризненным
вкусом одетый, при этом совершенно чуждый как «элитарности», так и
какого бы то ни было панибратства, Бернес пел удивительно задушевно,
негромко, непостижимым образом соединяя в своём голосе мужественность и
лиризм. Он был предельно требователен к себе, и потому имел право быть
столь же требовательным к своим соавторам — композиторам и поэтам. В
результате их сотворчества рождались произведения, которые и
эстрадными-то называть негоже… Бернес хорошо знал, чегo он хочет
добиться. Он стремился «рассказать людям о жизни сердца, о его боли и
радости, о любви, которая не кричит о себе… о мечтах и встречах и о
сожалении, которое охватывает человека, прошедшего свой путь не так, как
хотелось бы… Если самый несчастный человек станет чуть счастливей, если
самый одинокий человек вдруг услышит, что кто-то разделил его
одиночество, — тогда, значит, с моей песней всё обстоит благополучно», —
так писал Марк Бернес.
Артиста нет с нами уже много лет, но его
помнят, смотрят фильмы с его участием, слушают вновь и вновь выходящие
компакт-диски. Так сложилось, что переиздавались в основном одни и те же
уже хорошо знакомые бернесовские песни. Но есть фонограммы, которые,
прозвучав лишь однажды по радио, с кино- и телеэкрана, не тиражировались
никогда. И вот теперь, благодаря его дочери Наташе, появилась
возможность услышать то, что не сберегли фонды радио и студии
грамзаписи, но сохранил семейный архив, который собирал сам Бернес.
Тщательно переписанные с оптической звуковой дорожки киноплёнки (1, 2,
4, 5, 7, 13), со старых грампластинок (19), магнитных лент — студийных и
даже любительских, записанных во время единственной трансляции в радио-
или телеэфире (14, 15), эти, знакомые и незнакомые, новые старые песни
любимого артиста мы счастливы теперь представить вам.
Хочется
выделить уникальные: две песни из 2-й серии «Большой жизни», которые в
«новой режиссёрской версии» фильма 1965 г. были сокращены до одного
куплета каждая; «Песню о Родине» из картины «Ночной патруль»,
выброшенную в 1960 г. худсоветом из программы пластинки «Мелодии
экрана»; впервые публикуемую оригинальную (без подмешанных шумов и
текста) фонограмму кинофильма «Я родом из детства» — «На братских
могилах», а также не вошедшее в него бернесовское исполнение песни
«Холода»; записанный в 1963 г. вариант «Шаланд», который тогда в фонд
радио так и не был принят; и наконец практически никому не известные
песни «Гитара», «Слышишь, я жду, приходи» и особенно «Я не забуду» —
возможно, одну из лучших песен Бернеса.
Из представленной на новом диске 21-й фонограммы 12 впервые выходят на CD.
|