Легенда о рябине
Однажды на усергенов из рода Муйтена
напала саранча монгольских племён. Над долинами Яика и Сакмара были у усергенов
сторожевые посты и крепости. В них-то и встретили они монголов. Произошло
немало жестоких битв. С обеих сторон погибло множество народа. Правда,
находившиеся в укрепленной стороне усергены потеряли значительно меньше людей,
чем их враги. Между Саракташем и Кувандыком тянется над Сакмаром горный хребет.
Там происходили особенно кровавые битвы. "Яутубэ" - "Горою
битв" называет народ ту горную гряду. Название это осталось ещё от тех
времён.
С трудом заняв
несколько укреплённых, как крепости, сторожевых постов, монголы остановились на
трёх рубежах. "Что делать? Продолжать или дальше сражаться с этим народом?
Этих людей невозможно побить на ровном, степном месте. Следует оттеснить их
дальше, в глубь лесов и гор, там они сами себя уничтожат", - подумали они
- и решили дальше, в чужие леса и горы, не проникать, отрезать усергенов границей
яицкого побережья, а самим двигаться на запад.
Таким образом,
получив на берегах Яика жесточайший отпор со стороны усергенов, монголы не
пошли дальше на Урал, а повернули на юго-запад в сторону Булгарского и Русского
государств. Только после того, как побили булгар, монголы вернулись обратно и
подчинили себе и башкир. Несмотря на то, что усергены были большим племенем,
они не могли бороться собственными силами с громадным войском монгольских
воинов, потому и вынуждены были принять их власть.
Монголы не очень
докучали усергенам своими набегами. Видя, что они храбрые воины, старались их
самих мобилизовать в свою армию. Одаряя их верховодцев и биев разными степенями
и званиями, богатствами и дорогими подарками, а также правом быть хозяевами
своих земель, принуждали сколачивать войско из усергенов.
Вместе с тем
усергенским войском направились монголы на север, овладели рязанским
княжеством. Видя красоту приокской природы, множество скота на её зелёных
долинах, густоту лесов, решили усергены обосноваться в тех местах.
Когда в древние
времена усергены отправлялись в дальний поход, то грузили в телеги всё добро,
забирали жён и детей, всю скотину, загружали своих верблюдов и возили их всюду
с собой. На Оку усергены тоже прибыли со всем своим добром, близкими и родными.
Поставив дома и юрты на берегах Оки, зажили они мирной жизнью.
Родовое древо
усергенов - рябина. Потому люди других родов объясняли храбрость и
воинственность усергенов тем, что кровь у них рябиновая, по-башкирски - мишар.
Позднее тех,
перебравшихся на приокские раздолья усергенов, стали называть мишарами. Часть
теперешних Касимовских мишар - усергеновцы.
Сегодняшняя речь
усергенов и мишаров очень близка. Многие древние слова, обычаи у них - общие.
Мишары обычно опускают букву "г", произнося вместо "Гайса"
- Айса", вместо "Гайша" - "Айша". Так же разговаривают
нынешние усергены. "Равен" (равенка) - начавшее изнутри гнить дерево.
Так называют его и мишари, и усергены. У татар такого слова нет.
Пересказ Махмута Салимова.
|