История Курая - Илюза Таджиковна Кривицкая
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Презентация
 ▫ Мои школьные фото
 ▫ VI Городской образовательный форум 2011
 ▫ Папка руководителя МО родных языков
 ▫ Календарно - тематические планы по государственному и родному башкирскому языку
 ▫ Конспекты уроков
 ▫ Программы по ФГОС. Башкирский язык.
 ▫ МО 2012 - 2013
 ▫ КТП по государственному и родному башкирскому языку за 2012-2013 учебный год.
 ▫  КТП по государственному и родному башкирскому языку за 2013-2014 учебный год.
 ▫ Примерные образовательные программы по предмету Родной (башкирский) язык и литература для 1- 4 классов общеобразователь- ных организаций с русским языком обучения. Автор: Нафикова З.Г. Уфа, 2017 год.
 ▫ Работа со студентами
 ▫ Уроки,классные часы, внеклассные мероприятия
 ▫ В помощь классному руководителю
 ▫ Классный час.Тема `О вреде курения`
 ▫ К Дню Победы
 ▫ Моя методическая работа
 ▫ Декадник к 250-летию Салавата Юлаева
 ▫ Декадник Мифтахетдина Акмуллы
 ▫ Декадник Республики Башкортостан, 2007-2008 уч. год
 ▫ Декадник Республики Башкортостан, 2008-2009 уч. год
 ▫ Декадник Республики Башкортостан, 2009-2010 уч. год
 ▫ День Родного языка, 2008-2009 уч. год
 ▫ День Родного языка, 2009-2010 уч. год
 ▫ Сценарий к Дню Республики Башкортостан и Мустаю Кариму
 ▫ Творческие работы учащихся
 ▫ Республиканская НПК `Ибрагимовские чтения`
 ▫ К 80 - летию народного поэта Башкортостана Рами Гарипова
 ▫ Башкортостан родина моя
 ▫ Башкортостан
 ▫ Стерлитамак-город в котором я живу
 ▫ Песни о городе Стерлитамак
 ▫ Путешествие по Башкирии. Зилаирский район.
 ▫ Южный Урал.Аркаим.Видео
 ▫ Башкирские заповедники
 ▫ Тайны и чудеса Учалинского района
 ▫ Странствия музыканта.Путеше- ствие по Башкирии.
 ▫ Башкортостан. Культура Республики Башкортостан.
 ▫ Горная Башкирия
 ▫ Атышский водопад
 ▫ Голубое озеро.
 ▫ Банное озеро
 ▫ Видеозарисовка о флоре и фауне.
 ▫ Озеро Аслыкуль
 ▫ В центре Башкирии
 ▫ На юге Башкирии
 ▫ Природа Башкортостана (фото)
 ▫ Дикий мёд из Башкортостана.
 ▫ Фильм `Торатау`. Режиссер: Рустам Салаватов
 ▫ Изучаем башкирский язык
 ▫ Спасибо.Фильм на башкирском языке.Субтитры русские
 ▫ Наглядно - дидактическое пособие
 ▫ Профессии
 ▫ Времена года
 ▫ Грибы
 ▫ Башкирские народные сказки и легенды
 ▫ Национальные костюмы
 ▫ Эпос
 ▫ Урал батыр
 ▫ Кара юрга
 ▫ Урал батыр. Аудио версия эпоса.
 ▫ Видео на тему Урал-батыр
 ▫ Театрализованное представление учащихся эпоса Урал батыр от29 апреля 2011 года
 ▫ Легенды и предания
 ▫ Ете кыз (семь девушек).Видео
 ▫ Откуда на гербе Уфы куница.(видео)
 ▫ Башкирские сказки
 ▫ Волшебные сказки
 ▫ Богатырские сказки
 ▫ Социально- бытовые сказки
 ▫ Аудио сказки
 ▫ Мустай Карим
 ▫ Посмотреть и скачать книги
 ▫ Рассказы
 ▫ Помилование (аудиокнига)
 ▫ Долгое,долгое детство.Фильм
 ▫ В Уфе открыли памятник Мустаю Кариму
 ▫ Быт башкир
 ▫ Приручившие ветер
 ▫ Башкиры культура и традиционный уклад
 ▫ Шежере(генеалоги- ическое древо)
 ▫ Башкирское родословие
 ▫ Книга башкирских имен
 ▫ Исторический Башкортостан
 ▫ Личность в башкирской истории
 ▫ Национальные инструменты башкирского народа
 ▫ Имена прославившие башкирский курай(аудио записи)
 ▫ Курай
 ▫ Мелодии Курая
 ▫ Мелодии Курая.Видео
 ▫ Кубыз
 ▫ ИсполнительРоберт Загретдинов
 ▫ Мелодии кубыза
 ▫ Фонохрестоматия башкирских произведений
 ▫ Танцевальное искусство башкирского народа.Видео
 ▫ Башкирские народные песни
 ▫ Башкирские популярные песни
 ▫ Башкирские народные песни,песни - предания
 ▫ Музыка и пародии
 ▫  Каравансарай
 ▫ Караван-сарай (видео)
 ▫ Поль Мориа
 ▫ Анна Герман (видео)
 ▫ Джо Дассен (Joe Dassin)
 ▫ Коллекция цыганочек
 ▫ Коллекция песни ` Лесной олень `
 ▫ Аида Ведищева
 ▫ Виктор Чистяков (видео)
 ▫ Геннадий Дудник(пародист)
 ▫ Лидия Русланова
 ▫ Марк Бернес
 ▫ Леонид Филатов
 ▫ Луи Армстронг
 ▫ Любимая музыка из кинофильмов
 ▫ Дискотека 80-х
 ▫ Раймонд Паульс
 ▫ Баян Мix
 ▫ Петр Дранго
 ▫ Детское ассорти
 ▫ Уитни Хьюстон
 ▫ Эдвард Григ
 ▫ Анимашки
 ▫ Цветы
 ▫ Разное
 ▫ Осень
 ▫ Пение разных птиц
 ▫ Певчии и декоративные птицы России
 ▫ Величие космоса
 ▫ Музыка для души
 ▫ Занимательная астрономия
 ▫ Описание созвездий
 ▫ Картинки
 ▫ Путешествие на край Вселенной
 ▫ Полярная звезда: 10 фактов о самой известной звезде ночного неба
 ▫ Музыкальные клипы
 ▫ Музыка и природа (видео)
 ▫ Звуки природы
 ▫ Для оформительских работ
 ▫ Раскраски по сказкам А.С.Пушкина
 ▫ Раскраска по сказкам Андерсона
 ▫ Рисунки А.С.Пушкина и не только
 ▫ Русские буквы (азбука) в стиле Хохлома.
 ▫ Текстуры полированного золота
 ▫ Полезные программы для ПК
 ▫ Компьютерная помощь
 ▫ В помощь фотографу, видео оператору и монтажеру
 ▫ Цветы у меня дома.
 ▫ Видео на тему дня
 ▫ Интересные документальные фильмы и ролики
 ▫ Познавательное видео
 ▫ Момент истины
 ▫ Школьные учебники
 ▫ Хрюши против
 ▫  Приготовим для семьи ( видео )
 ▫ Любимые рецепты
 ▫ Индийские блюда
 ▫ Рецепты Джейми Оливера
 ▫ Мороженое
 ▫ Рецепты шашлыков
 ▫ Салаты и закуски
 ▫ Суши
 ▫ Бабушкины угощения
 ▫ Готовим с мёдом
 ▫ Полезные советы. Справочник грибника.
 ▫ Тайна хлеба
 ▫ Печенье и пирожные
 ▫ Разные запасы из ягод
 ▫ Манты
 ▫ Здоровье
 ▫ Зелёная аптека
 ▫ Аудиокниги
 ▫ А.С.Пушкин (сказки)
 ▫ А.И.Крылов (басни)
 ▫ Братья Пономаренко.Музы- кально-пародийная сказка`Волшебная лодочка`
 ▫ С. Я. Маршак и А.Л. Барто
 ▫ Фото и видео к блогу





























Илюза Таджиковна Кривицкая

Папка "Курай"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


Всё о `Курае`
Школа игры на курае

 История Курая




История Курая.


 

У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского
народа. Стилизованное соцветие курая, состоящего из семи лепестков, изображено на гербе и флаге Республики Башкортостан.

 

637970-d9410bb947c5e2ed.jpg

Герб Республики Башкортостан

В Краткой энциклопедии Башкортостана приводятся такие сведения: «КУРАЙ (kурай), башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. С древних времен курай изготавливали из стебля зонтичного растения с одноименным названием.
Биологическое название – Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense). Стебель курая прямой, высотой около 2-х метров»2.
По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относится к аэрофонам, подгруппе флейтовых, виду продольных
флейт, подвиду открытых одиночных флейт с боковыми отверстиями. Указывается, что такие типы флейт распространены почти во всем мире3. Учитывая специфические особенности башкирского народного музыкального инструмента, ограничимся исследованием и сравнением с наиболее близкими, подобными кураю, музыкальными инструментами других народов. Продольная открытая флейта имеет весьма древнее происхождение, о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок и литературные источники. Так, например, литературные источники сообщают о существовании флейты, которую шумеры называли ги-гид (ги = тростник, бамбук, камыш), упоминая материал, первоначально используемый пастухами для его изготовления. Позже эти флейты также изготовляли из бронзы, серебра и золота4. В музее Филадельфийского университета хранится серебряная шумерская флейта, датированная примерно 2600 годом до н. э.5 Заметим, что количество, конфигурация размещения грифных отверстий на духовых инструментах подобного типа у народов мира бывают очень разными. Шумерская флейта имеет 5 игровых отверстий, расположенных следующим образом: 4 – на внешней стороне в нижней части трубки, выстроены в линию, и 1 – на тыльной (со стороны груди) чуть выше крайнего верхнего четвертого игрового отверстия внешней стороны. Такое расположение удобно для играющего. Как известно, аналогичное количество игровых отверстий и их расположение на трубке инструмента встречается и у башкирского курая. Весьма показателен способ измерения музыкального инструмента курай. Учитывая способ определения пропорции курая с помощью естественных линейных мер (ладони рук, пальцы), давших происхождение регламентированным шумерским мерам, мы имеем инструмент, происхождение которого можно отнести к эпохе более древней, чем эпоха, в которую были изобретены шумерские меры6. Во многих случаях первоначальным названием
флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого эти инструменты изготовлялись (как и у шумер.
– Т. И.). Отсюда же название ряда духовых инструментов – най, что по-ирански значит «тростник». Отсюда же названия башкирской
и абхазской продольных флейт – курай и ачарпан, обозначающие растения, из которых эти инструменты сделаны7. Подобное происхождение названий своих продольных флейт имеют так же туркменский каргы-тюйдюк8, адыгский камыль9, тувинский шоор10, бурятский суур. Туркменистан, Казахстан и Киргизия имеют сходную между собой открытую флейту – каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор. Сюда же примыкает и башкирский курай. 
На территории Башкортостана археологами так же обнаружены музыкальные инструменты типа продольной флейты. В кургане 3 Бишунгаровского могильника Башкортостана раннесарматской (прохоровской) культуры найдена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями. Она датируется IV–II вв. до н. э. Символ одноствольного духового инструмента найден в Ананьинском могильнике13. Однако говорить о преемственности этого инструмента и башкирского курая, видимо, неверно. Исторические корни курая необходимо искать в истории скотоводческих племен. На это указывает и тот факт, что музыкальные инструменты типа продольной открытой флейты, изготавливаемые из стебля зонтичного растения, были изначально, в основном, инструментами пастухов. Как, например, ачарпын у абхазов, уадынз у осетин, камыль у адыгов, шоор у тувинцев, чабан саламури у аджарцев, фуруйя у венгров, древний ги-гид у шумер, флейта коптских пастухов в Египте, чоор у киргизов, сыбызгы у казахов и др.
Д. С. Дугаров считает, что древнейшей формой венгерского фуруйя, башкирского курая, бурятско-монгольского модон сура и казахской
сыбызги был стебель («дудка») зонтичного растения, в которую дули, выводя свои степные мелодии, еще древние охотничье-скотоводческие племена Центральной Азии, Забайкалья и Саяно-Алтайского нагорья, а также древние кочевники монгольских степей
– хунны14. Действительно, в формировании башкирского народа активно принимали участие скотоводческие племена Южного Урала эпохи средневековья, тесно связанные своим происхождением с Южной Сибирью и Алтаем. Этнические истоки племен бурзян, байляр, киргиз (потомки енисейских киргизов), елан, таз, дуваней, уран, балыксы, мин, тамьян, кыпчак, кудей, катай, табын, сальют находятся в среде тюрко-монгольских племен Центральной Азии и Алтая15. Исследования Дж. Киекбаева свидетельствуют о башкирско-венгерской этнической связи. Очень много общих слов в башкирском и венгерском языках. Многие из них являются общетюркскими16. Возможно, имеют близкую связь и названия музыкальных инструментов: курай – фуруйя. Название же бурятского суура имеет монгольские корни. Это свистковая флейта, имеет общую технологию изготовления с оленной трубой17, отличается количеством игровых отверстий. В Кош-Агачском районе Республики Алтай находится село Курай. Сюда же можно отнести такие топонимы как Курайская степь, хребет Курай и гидроним Курай. Эти названия, возможно, косвенно свидетельствуют об истоках происхождения курая из Южной Сибири и Алтая. Мотив легенды о юноше Курае и красавице Чуе, браку которых препятствовал злой хан18, перекликается с башкирскими легендами. На территории Прибайкалья археологом А. П. Окладниковым обнаружены одноствольные костяные продольные флейты в ряде погребений китойского времени. Мысль о наличии флейты у неолитических жителей Восточной Сибири может показаться маловероятной, однако костяные трубочки с дырочками не раз отмечались для неолитических памятников Европы19. Может быть эти инструменты были прообразом и башкирского курая? 
Флейты из трубчатых трав, несмотря на то, что сделаны они из менее стабильного по сравнению с костью и деревом материала, выделяются в качестве акустических избранников. Стабилизация инструмента из столь хрупкого и недолговечного материала предполагает
постоянное акустическое внимание к нему в интонационной культуре этноса20. К сожалению, у некоторых народов этот инструмент этнографы застали только на уровне национального названия и устных описаний конструкции. Инструментом из воспоминаний можно назвать «игральную дудку» из зонтичного растения сыбыскы-сывыска, известную у тюрков Южной Сибири. Термин очень редкий и употребляется преимущественно в фольклорных текстах (эпосе, мифах, преданиях). Музыковедческие исследования показали, что термин сыбыскы является одним из возможных названий флейтового инструмента. Данный инструмент изготавливают из сухого стебля пустотелой травы, имеющей общее название у всех тюркоязычных народов Южной Сибири: комыргай, кобыргай, кобрак, хобрах, корак, корок, курай.
Названия духовых музыкальных инструментов сыбызгы, сырнай, курай, керней, входящие в корпус общетюркских терминов, служат косвенным подтверждением существования исторически обусловленной тюркской этнокультурной общности.
Существует легенда о происхождении музыкального инструмента – курай, согласно которой жил злой хан, у которого на голове рос рог. Каждый раз вызывали молодых людей, которые при стрижке волос узнавали тайну хана, поэтому их ждала смерть. Один из них, использовав уловку, спасся. Бежал, на горе он услышал звуки, издаваемые травяным растением, срезал его и сыграл мелодию, которая поведала всей стране о злой тайне хана. Согласно туркменской легенде о происхождении каргы-тюйдюка, Искандер (Александр Македонский) имел на лбу рога. Тщательно скрывая свое уродство, он приказывал казнить всех парикмахеров, которые подстригали ему волосы. Одного очень красивого юношу он не решился предать казни, взяв с того слово, никому не говорить его тайну. Юноша нарушил её, рассказав о виденном одинокому колодцу. Тогда около колодца вырос тростник, чабаны стали делать из него каргы-тюйдюки, которые и поведали миру о тайне Искандера. Эти легенды дополняют вариант древнегреческого мифа о царе Мидасе. В многочисленных башкирских песнях, эпосах и эпических сказаниях курай также нашел свое историческое отражение. Так, курай упоминается в древних башкирских эпосах «Кунгыр Буга», «Акбузат», «Кара Юрга», «Заятуляк и Хыухылыу». Слова о курае встречаются еще в преданиях и легендах «Балакарга», «Килен тауы». Так, согласно легенде «Балакарга», в древности, еще во времена существования обрядов умыкания (барымта, карымта), жил один батыр, который был кураистом, певцом, сказителем26. Архаичные мотивы этой легенды встречаются в древних легендах Китая и иранской мифологии. В «Записке» о путешествии на Волгу Ахмеда Ибн-Фадлана, находившегося в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908–932 гг.) приводится множество уникальных сведений этнографического характера о башкирах. «…(третья) группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они (некогда) вели войну с одним народом из числа своих врагов, что они (враги) обратили их (башкир) в бегство и что журавли закричали сзади них (врагов), так что они испугались и сами были обращены в бегство, после того, как обратили в бегство (башкир), и поэтому они (башкиры) поклоняются журавлям и говорят: “Эти (журавли) наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов”, и поэтому они поклоняются им (и теперь)». Сакральный смысл поклонения журавлям проявляется и в легенде мелодии «Сынрау торна», согласно которой, эта мелодия предвещает беды, войны. Эта мелодия исполняется только на курае, так как только на этом инструменте можно издать звук, подобный крику журавлей. Это сопоставление также свидетельствует о более чем 1000-летней истории курая. В одном из вариантов эпоса «Идукай и Мурадым» обнаружен как раз такой случай. Ыласын, поняв, что угрожает опасность, сыграл мелодию «Сынрау торна», которая прозвучала на весь Урал. В более поздний период, курай у башкир уже не просто пастушеский инструмент. Происходит увеличение функций, которые он выполняет. Кураисты – должны знать легенды, истории песен, многочисленные факты из жизни племени, народа – хранить все духовное наследие башкир. Курай для башкир не только музыкальный инструмент, но и средство передачи исторических знаний от поколения к поколению. Известно, что раньше, перед началом исполнения какой-либо мелодии, песни кураисты вкратце рассказывали легенду их происхождения. Как известно, с конца XIX основной территорией
распространения исполнительства на курае были южная и юго-восточная части современного Башкортостана, а также соседние с ними районы Оренбургской и Челябинской областей. Относительная узость распространения башкирского народного инструмента в этот период, на наш взгляд, объясняется следующим. Определенное влияние оказал процесс перехода от кочевого и полукочевого скотоводства к оседлому земледелию, который у юго-восточных башкир проходил значительно позднее, чем у северо-западных, западных башкир. То есть в районах, где сохранялось скотоводство, в качестве основного вида хозяйства, сохранялся и «пастушеский» инструмент типа продольной открытой флейты – курай.
Курай – древнейший музыкальный инструмент башкир. Несмотря на длительную, сложную этническую историю народа, этот музыкальный инструмент сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир.











ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо большое
Хризантемы - Лили Иванова 6730746-a3298085 Золотистые хризантемы - Януш Поплавский 5487423-a3298085
То, что магнолия видела динозавров, не может не удивлять. Значит этому растению миллионы лет, если учесть, что динозавры существовали 170 миллионов лет назад. Но, наверно, магнолия тогда была другой: не могла же она не эволюционировать за столько лет. У вас, Татьяна Павловна, как и должно быть: апрель же только.
У нас гиацинты и нарциссы отцветают, уже цветут лилиецветные тюльпаны. Цветёт виола, незабудка, маргаритка,императорский рябчик и примула. Отцветает жимолость.
Любите тех, с кем хочется проснуться, Молчать, обнявшись, в комнате пустой! Любите, когда хочется коснуться, До сердца - сердцем, до руки - рукой! Любите тех, кто вас в минуту грусти, Обнимет, пожалеет! Не предаст! И если все на свете отвернутся, - Всегда вам руку помощи подаст!!! Любите тех, кто любит и не ранит, Не обижает глупо, невпопад! Любите тех, кто, все изъяны зная, Быть рядом с вами несказанно рад! Любите тех, кому нет страха верить, С кем хорошо и просто, без затей! Любовь и страсть, увы, нельзя измерить! Любите тех, с кем хочется детей! Любите тех, которые как воздух, Как солнце, иль, как в засуху вода! За поцелуи! Ласки! Несвободу! Любите тех, кто с вами навсегда! Любите тех, с кем хочется проснуться.. Эдуард Асадов Говорят, не живи своим прошлым Говорят, не живи своим прошлым, Не гневи понапрасну судьбу. Кто ушёл, их вернуть невозможно, Жизни вновь не зажечь нам звезду. Всё ушло в пустоту, безвозвратно, Оставляя свой в памяти след. Оттого-то так больно, отвратно, Что к былому возврата уж нет. Ночью сны безутешно тревожат, Окуная назад в те года, В омут лет, что всего нам дороже, Их уже не вернуть никогда. В них рассветы страстей и туманы, С пеленою волнующей кровь. Романтичной любви океаны Возвращают нас к радости вновь. Миром правят любовь и искусство, Миром правит души красота. Жизни свет это яркие чувства, Что рождает к любимым тропа. Путь наш сложен и в чём-то трагичен, То ты счастлив бываешь порой, Но сбиваясь, ты в нём безразличен, Ко всему утеряв свой покой. Пусть не ладилось в жизни всё гладко, Не сбылись пусть надежды, мечты. Но нельзя путь пройти без остатка Ощущения вечной любви. Одиноко бывает отчасти, Оттого, что замкнёшься в кругу, И не можешь найти своё счастье, Словно в Богом забытом углу. Оттого на душе неуютно, Оттого и идти тяжело, Что мы верим всегда безрассудно В то, что с прошлым от нас всё ушло. Как забыть можно то, где ты счастлив Был когда-то своею душой https://www.litres.ru/book/aleksandr-foks/tut-ne-odno-vospominane-tut-zhizn-zagovorila-vnov-stihi-48711883/chitat-onlayn/page-2/
У вас все цветет и растет. А у нас выпал снова снег)





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/