- - Олег Николаевич Кемко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Олег Николаевич Кемко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Олег Николаевич Кемко / Блог / -


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 февраля 2021, 07:05, автор - хозяин блога
Олег Николаевич Кемко

-

Статья

Содействие развитию коммуникативной компетенции младших школьников в процессе их познавательного самоопределения 

Аннотация:   в данной статье описан процесс развития коммуникативной компетенции младших школьников в образовательной деятельности, выделены основные направления работы и проблемы формирования коммуникативной компетентности у детей.

Ключевые слова:   коммуникативная компетентность, коммуникация, коммуникативные универсальные учебные действия., познавательное самоопределение.

 

Существенным отличием школьного стандарта второго поколения является его ориентация на формирование личности учащихся на всех этапах образования. Новый подход в образовании заключается в осуществлении разного вида деятельностей обучающихся для решения проблемных задач, имеющих для него личностно-смысловой характер. Современная школа должна стать источником длятворческого, духовного, культурного развития школьников. Важность решения проблем улучшения качества образования и его согласованности с современными социально-экономическим условиями и ожиданиями потребителей находит уже отражение в ряде нормативно-правовых актов. При этом важнейшей составляющей является выработка стратегий действования, общеучебных умений, которые определяются как способы решения учебных задач, а также основных компетенций личности.

Особое значение в процессе психического развития и социализации детей имеет коммуникативная компетентность. Это согласуется с новыми ориентирами современной государственной образовательной политики, так как в центре компетентностного подхода – результат образования, но это не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Развитие коммуникативной компетентности является приоритетным основанием обеспечения преемственности всех уровней образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития. Коммуникативные компетенции ведут к целостному формированию коммуникативной компетентности личности.

Коммуникативные учебные действия являются основой для развития коммуникативной компетентности, навыков общения в социуме с учетом позиции собеседников, умения организовать и вести диалог, коллективно обсуждать и решать проблему, интегрироваться среди сверстников и строить с окружающими взрослыми и детьми продуктивное взаимодействие и сотрудничество. 

Анализ литературных и нормативно-правовых источников в рамках заявленной проблемы позволил предположить, что процесс развития коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста будет эффективным при условии:

  систематичного использования игр и заданий на коммуникацию в урочной и внеурочной деятельности; 

  выделения критериев сформированности коммуникативных универсальных действий, на основании которых идет подбор методов и средств работы.

В нашем понимании организации работы с младшими школьниками важно исходить из концепции деятельности, разработанной А.А. Леонтьевым. Любая деятельность  имеет свои структурные компоненты, тесно взаимосвязанные между собой на каждом этапе ее развития.  Педагогическая модель развития коммуникативных универсальных учебных действий предполагает определение цели, основных задач, направлений и методов работы с младшими школьниками.  

При этом работа по развитию коммуникативной компетентности младших школьников должна происходить в процессе их познавательного самоопределения, логично сочетаясь с познанием. Познавательное самоопределение – понятие новое, особенно для младших школьников, однако его появление связано с тем, что в данном возрасте у обучающихся складывается фундамент для умений учиться, добывать знания, оперировать ими (что невозможно без коммуникации, по сути). В последующем это станет основой для непрерывного образования и самореализации, позволит подготовиться к социальной жизни, к профессионализации.

Познавательное самоопределение младших школьников выступает как составная часть концепции формирования самостоятельности школьника. Еще такие известные педагоги и ученые, как К.Д. Ушинский, Н.А.Корф, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров и другие  отмечали за младшими школьниками способность  к самостоятельному приобретению знаний и говорили о важности обучения детей необходимым умениям и навыкам, пробуждения у них жажды знаний.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому и познавательное самоопределение выходит на первый план, включая такие умения, как проявление самостоятельности, независимости в процессе познания, потребности в знаниях и постоянном их обогащении. Отношение к самому себе, к миру в целом, к социуму, к окружающим людям складывается именно в учебной деятельности младших школьников и, что особенно важно, может быть реализовано в основном через данную деятельность как отношение к содержанию, методам обучения, педагогу, классу, школе. Структура учения школьников по входящим в нее компонентам характерна для построения любой другой деятельности. Отличие заключается в том, какое место и какую роль в ее протекании выполняет любой из них.

Для развития коммуникативной компетенции младших школьников в процессе их познавательного самоопределения целесообразно строить работу на уроках и во внеурочной деятельности на основе постоянного общения с учениками, во всех используемых формах учебной деятельности стараться  организовать диалог, обмен мнениями, выражение своих мыслей. Педагог может и должен разнообразить формы и приемы взаимодействия учащихся в процессе организованного познания и в соответствии с поставленными задачами (познания и коммуникации), для поддержания интереса школьников и сохранения их мотивации к участию в работе. Особенно актуальным выступает построение с детьми диалога, включение их в исследование поставленной задачи. В этом могут помочь проблемные, проектные, игровые технологии обучения.

Важно обеспечить в самом начале работы высокий уровень вовлечённости школьников в деятельность; поэтому желательно активнее применять игры для разрешения проблемной ситуации: разгадывание ребусов, таких игр «Найди похожие слова, обозначающие … » и др. Это ставит младшего школьника в положение первооткрывателя и повышает его мотивацию к усвоению материала урока. 

На всех уроках желательно не давать ребенку готовый ответ на вопрос, а помочь найти этот ответ вместе.  А легкость ответа достигается тем, что младшему школьнику предлагается «поиграть», вместе сделать что-то интересное.

Задания на коммуникацию предлагаются детям в соответствии с образовательными целями и задачами развития коммуникативных универсальных учебных действий, в ходе совместной деятельности педагога и учащихся,  в индивидуальной, парной и групповой формах работы.   

Рассмотрим более подробно некоторые задания наформирование коммуникативных универсальных учебных действий как основы для развития коммуникативной компетенции младших школьников.

«Вертушка». Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.   

«Командная игра». Задания основаны на проведении небольших соревновательных турниров между командами. Вариативность заданий определяется их дифференцированнью по сложности.  

«Пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. 

Некоторые задания можно строить в интерактивной форме. Так, например, они применяются для обсуждения решения и возможных ловушек всем классом, для уяснения только что изученного. 

«Рассказ о своих трудностях и успехах». В конце каждого урока учитель задает три вопроса: 1) Насколько удачно получилось у вас обсуждение? 2) Какие были трудности? 3) Как на ваш взгляд нужно было с этими трудностями справляться? 

Итогом целенаправленной и систематической работы становятся следующие результаты:

  дети станут лучше использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач (во время подготовки материала к внеурочной деятельности); 

  улучшается умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения (при конкретном задании педагога дети решают и обсуждают, что и как будут делать, планируют работу); 

  улучшается умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач (при написании мини-текстов для газеты, групповых заданиях на поиск совместного решения, при рассказывании найденной и прочитанной информации) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения: 

  возрастает понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге (особенно, когда в задании правильность ответа и выигрыш зависят от дружного взаимодействия в команде); 

  проявляется более сильнее стремление к максимально точному выражению собственного мнения и позиции (в задании на анализ крылатых выражений), умение задавать вопросы (задание на «каверзный» вопрос) и многое другое.

Таким образом, в начальной школе может быть эффективно и последовательно реализована работа по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников в процессе их познавательного самоопределения. Она должна включать разнообразные дидактические игры, проходить на основе интенсивного общения и занимательного содержания. 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Гёте: Всем и каждому. Перевод Б. Заходера Ты ведь тоже человек! Приглядись поближе Видно: ты не выше всех, Но ничуть не ниже! Бед немало перенес, Знал удач немало Так что, брат, не вешай нос: Наше не пропало!
РЦОИ должен утвердить результаты: https://mel.fm/blog/mikhail-lantsman/15873-itogovoye-sochineniye-i-yege-2021-gde-i-kogda-uznavat-rezultaty Последняя тема предполагала обращение к современной литературе, а у нас с этим сложно...
Оставайтесь любимыми, Оставайтесь желанными, Нежно счастьем хранимыми И всегда долгожданными! Оставайтесь влюблёнными, Не забывшими юность, С головой не склонённою Под порывами грусти Оставайтесь прекрасными В суете повседневной: Злыми, скромными, страстными, В лучших песнях воспетыми! Оставайтесь в картинах, Снах, стихах и молитвах Украшением мира И легенд не забытых Веснова Елена Марина Юрьевна, с Днем рождения!
Спасибо, Ирина Анатольевна!
Спасибо Ниночка.
Максим Кудеров и др. Книга зожника Авторы этой книги утверждают, что здоровый образ жизни может и должен приносить радость. Основываясь на научных публикациях, они развенчивают мифы о питании и физической активности и предлагают разумный подход к ЗОЖ, в котором главное не строгие диеты и волшебные добавки, а здравый смысл, разнообразие и умеренность. Агаджанян, Н. А. Резервы нашего организма / Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Знание, издательство, 1990. 239 с. Бойко, А. Ф. Не ждите Первого Звонка! : основы здорового образа жизни / А.Ф. Бойко. Москва : Физкультура и спорт, 1990. 208 с. Куинджи, Н. Н. Валеология : Пути формирования здоровья школьников : [метод. пособие]. Москва : Аспект-Пресс, 2000. 136, [3] c.: ил., табл. Библиогр.: с. 138. Малахов, Г. П. Законы оздоровления : семь заповедей здоровья / Г.П. Малахов. Санкт- Петербург : Невский проспект, 2001. 188 с.: ил. Основы здоровья. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие : учеб. пособие для студ. вузов / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. Москва : Академия, 2007. 255 с. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности. Библиогр.: с. 253 Андреев, Ю. А. Дольше жизни длится день : наши возможности и сверхвозможности в построении собственного здоровья / Ю.А. Андреев. Санкт-Петербург: Издательский дом `Невский проспект`, 1998. 313 с. (Истоки здоровья)





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/