- - Олег Николаевич Кемко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Олег Николаевич Кемко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Олег Николаевич Кемко / Блог / -


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 февраля 2021, 08:44, автор - хозяин блога
Олег Николаевич Кемко

-


Статья

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВН ЫХ  КОМПЕТЕНЦИ Й  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

 

Аннотация .   В  данной статье описан ы   сложности и направления подготовки учителей к реализации работы по  развити ю  коммуникативн ых  компетенци й  младших школьников , в числе которых:  недостаточное понимание самой дефиниции «коммуникативные  компетенции» применительно  к младшему школьному возрасту; сложности выбора методов и приемов  работы; важность владения педагогом   рядом  профессиональн о-важных  компетенций .

Ключевые слова:  коммуникативн ые  компетен ции , коммуникация , компетентность .

 

Существенным отличием школьного стандарта второго поколения является его ориентация на формирование личности учащихся на всех этапах образования. Новый подход в образовании заключается в осуществлении разного вида деятельностей обучающихся для решения проблемных задач, имеющих для него личностно-смысловой характер.  Современная школа должна стать источником для творческого, духовного, культурного развития школьников.  Важность решения проблем улучшения качества образования и его согласованности с современными социально-экономическим условиями и ожиданиями потребителей находит уже отражение в ряде нормативно-правовых актов.  При этом важнейшей составляющей является выработка стратегий действования, общеучебных умений, которые определяются как способы решения учебных задач, а также основных компетенций личности.

Особое значение в процессе психического развития и социализации детей имеет коммуникативная компетентность. Это согласуется с новыми ориентирами современной государственной образовательной политики, так как в  центре компетентностного подхода – результат образования, но это не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.  Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности.  Развитие коммуникативной компетентности является приоритетным основанием обеспечения преемственности всех уровней образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития [ 2 ]. 

На социальность и прагматичность коммуникации указывал В.Н. Денисенко, который уточняет это понятие и вводит положение о «мыслекоммуникации в системах мыследеятельности» [ 2 , c. 101]. Коммуникацией он называл не борьбу за ресурсы (коммуникация - не приватизация), а создание ресурсов при работе мышления и продуктивного действия.

В настоящее время, по мнению В.П. Конецкой, коммуникация имеет три интерпретации: «… средство связи любых объектов материального и духовного мира, общение - передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация), передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (социальная коммуникация)» [ 3 , с.14].

По А.В. Хуторскому, коммуникативные компетенции относятся к числу ключевых [ 8 ]. Они  включают усвоение взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. У школьника должны быть сформированы такие коммуникативные действия как: он должен уметь представить себя, написать письмо, задать вопрос, вести дискуссию и др.  

Для освоения данных действий в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Разными авторами [ 3 6 ] выделяются проблемы формирования коммуникативных  компетенций школьников начальных классов, которые мы систематизировали в группы: 

  проблемы коммуникации, связанные с эмоционально-личностными особенностями учеников (замкнутость, недостаточная активность и т.д.);
  склонность к вербализму в ходе коммуникации (в таком случае страдает прежде всего эмоциональный и поведенческий компоненты коммуникации, школьники часто оказываются в числе «отвергнутых», конфликтуют с одноклассниками);
  проблемы коммуникации, обусловленные особенностями восприятия и обработки информации (в отличие от предыдущей группы здесь может страдать вербальная сторона общения, за счет выраженности визуальной и кинестетической стороны;
  проблемы школьников, связанные с их индивидуально-типологическими свойствами (например, особенности темперамента, направленности личности).

В свою очередь, мы бы выделили еще одну группу: проблемы, связанные с особенностями преемственности в сфере формирования коммуникативных учебных действий: у школьников просто могли ранее недостаточно развиваться коммуникативные умения (данному аспекту не уделялось особого внимания в детском саду и семье). Можно отметить, что из-за наличия такой разнородности проблем школьников могут возникать затруднения в описании уровней и особенностей сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов. 

Развитие коммуникативной компетентности является приоритетным основанием обеспечения преемственности всех уровней образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.  Коммуникативные компетенции ведут к целостному формированию коммуникативной компетентности личности.

Для того, чтобы развивать коммуникативные компетенции младших школьников, важно обеспечить подготовку учителя к данной работе.

На настоящий момент, по свидетельству Н.М. Ильенко [ 3 ], имеется ряд проблем, связанных с подготовкой педагогов к реализации работы по развитию коммуникативных компетенций детей : это недостаточное понимание самой дефиниции «коммуникативные компетенции»  применительно к младшему школьному возрасту, что затрудняет планирование работы с детьми; сложности выбора методов и приемов для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе. Важно также отметить, что педагог начальной школы должен владеть целым рядом профессиональных компетенций для управления качеством образовательного процесса, прежде всего, уметь самому выстраивать коммуникацию с учениками, родителями, коллегами.

В этой связи отметим, что для развития коммуникативной компетенции младших школьников   целесообразно строить работу на уроках и во внеурочной деятельности на основе постоянного общения с учениками, во всех используемых формах учебной деятельности стараться  организовать диалог, обмен мнениями, выражение своих мыслей. Педагог может и должен разнообразить формы и приемы взаимодействия учащихся в процессе организованного познания и в соответствии с поставленными задачами (познания и коммуникации), для поддержания интереса школьников и сохранения их мотивации к участию в работе. Особенно актуальным выступает построение с детьми диалога, включение их в исследование поставленной задачи. В этом могут помочь проблемные, проектные, игровые технологии обучения.

Пластичность нервной системы человека на этапе младшего школьного возраста, способности в плане подражания, основы идентификации, эмпатичность, развитие основ логического мышления, возрастающая активность воображения, эмоциональность в поведении, деятельностное освоение окружающего — все это благотворные основы для развития коммуникативных компетенций детей.  Младший школьник все больше начинает узнавать и о чувствах другого человека, особенностях взаимоотношений.   Психологическая сущность формирования коммуникативных действий младших школьников заключается в том, что их движущими силами является для детей  привлекательность коллективного общения, процесса взаимодействия в коллективе и повышенная эмоциональность коллективного восприятия и процесса обмена мнениями.

Педагог и исследователь, И.А. Гришанова говорит о следующих компонентах  коммуникации младших школьников: когнитивный (как способность проявлять интерес к общению, адекватно пользоваться средствами коммуникации, анализировать и ориентироваться в ситуации общения, определять свои коммуникативные трудности); поведенческий (как способность управлять своим поведением в процессе коммуникации); эмотивный (как владение эмоциями в процессе общения) [ 1 ].  Именно данные компоненты коммуника ти вных   компетенций, по нашему мнению, должны быть положены в основу работ ы  с детьми младшего школьного возраста.

Становление коммуникативных компетенций младших школьников будет более результативным, если педагог реализует личностно-деятельностный подход в обучении, ориентирован на постоянное общение и взаимодействие с детьми, знает  возможности отдельных предметов для развития коммуникации, владеет активными, диалоговыми, исследовательскими творческими методами и приемами работы и т.д.

Если педагог будет готов к реализации работы по развитию коммуникации младших школьников, то и тогом целенаправленной и систематической работы становятся следующие результаты:  

  дети станут лучше использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач (во время подготовки материала к внеурочной деятельности); 
  улучшается умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения (при конкретном задании педагога дети решают и обсуждают, что и как будут делать, планируют работу); 
  улучшается умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач (при написании мини-текстов для газеты, групповых заданиях на поиск совместного решения, при рассказывании найденной и прочитанной информации) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения: 
  возрастает понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге (особенно, когда в задании правильность ответа и выигрыш зависят от дружного взаимодействия в команде); 
  проявляется более сильнее стремление к максимально точному выражению собственного мнения и позиции (в задании на анализ крылатых выражений), умение задавать вопросы (задание на «каверзный» вопрос) и многое другое.

Таким образом, в начальной школе может быть эффективно и последовательно реализована работа по формированию коммуникативных ко мпетенций у младших школьников Учителю важно при этом четко осознавать, что такое коммуникативные компетенции применительно к обучающимся начальной школы, владеть соответствующими методами и приемами работы в урочной  и внеурочной деятельности, самому  обладать сформированной профессиональной, коммуникативной компетентностью (в отношении взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса).  

 

 

Список литературы

1.  Г ришанова, И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников  / И.А. Гришанова  // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 44–47.
2.  Денисенко ,  В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации  / В.Н. Денисенко, Е.Ю.  Чеботарева.  – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
3.  Ильенко, Н.М.  Проблемы формирования коммуникативной компетентности школьника педагогом начального общего образования / Н.М. Ильенко // Научные ведомости Белгородскогогосударственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. - № 21 (242). - № 31. – С.173-180.
4.  Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Текст] / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –  2010. –  № 2. –  С. 11 - 12.
5.  Конецкая В.П. Социология коммуникаций: учебник  / В.П. Конецкая . - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.
6.  Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся. [Текст] / Н.В. Осипова, И.А. Головинская, С.В. Брюханова  //  Управление начальной школой. –  2010. –  № 10. –  С.26 - 33.
7.  Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами УМК «Перспективная начальная школа»  [Электронный ресурс] / Режим доступа: akademkniga.ru/upload/blog_files/30-31.01.2017/pril1.pdf
8.  Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» / А.В. Хуторской [Электронный ресурс]  www.eidos.ru/news/compet/htm

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Надежда Михайловна Колчина2021-02-26 19:55:37 - Надежда Михайловна Колчина
Олег Николаевич! Попросите Владимира Николаевича , он вам отредактирует статью!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Ну вот, Нина Николаевна, а прибеднялись. Строка-то удовлетворяет всем требованиям. Четырёхстопный ямб, в рифму. Можно тогда ради Пасхи и Авдея помиловать. Барыня могла приказать и такое:`Велю Авдея пощадить, // Скворца ж на волю отпустить!`
Ирина Георгиевна, так работает портал. Я уже 2 года ничего не могу скачать!
Даже желания не возникает. Пусть пена отстоится.
А Вы читали произведения Прилепина? Обязательно почитайте: они войдут в классику русской литературы. Какой художественный слог, какие темы поднимает писатель!
Надежда Борисовна,увы,Углова даже не знала. Светлана Алексеевна,огромное спасибо за идею,можно покопать. Наталья Дмитриевна,отдельный респект за названия книг,даже с названиями издательств. Возник вопрос из-за перенапряжения.Подростки начинают эксперементировать с полифазным сном,а это не есть хорошо.
Спасибо большое,Ольга Константиновна.Помурыжат этот выпуск,однако. Последняя-это 511? Так я понимаю детей. Сорокина, Прилепина,Цыпкина и у меня желания читать не возникает.Может,я кого-то из авторов не знаю,или с авторами так плохо?





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/