Статья: Роль уроков искусства в эстетическом воспитании школьников.
Искусство – часть духовной культуры
человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К
искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые
художественно-образными формами воспроизведения действительности, – живопись,
архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство – это
своеобразный учебник жизни.
Были времена расцвета духовности, когда роль
искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством
познания мира. Вот почему оно так притягательно для нас; с одной стороны, мы
находим в нём ту чистоту помыслов и то величие духа, которые не всегда
сохраняются в современной жизни, с другой – освобождение от суеты и житейских
забот. Ведь люди одинаковы во все времена – они всегда любили и ненавидели,
тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и
смерти. И мы с вами, современные люди, с
техническими достижениями, большими городами промышленными шумами всё
равно остаёмся людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому нам
тоже нужно искусство, которое поддерживает душу, укрепляет силы.
На основе двух ощущений – слуха и зрения все
виды искусства делятся на пространственные, временные и
пространственно-временные, или синтетические.
Изучение предмета «Искусство» в основной
школе рассматривается как продолжение начального этапа
художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же
время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного
образования, своеобразным пропедевтическим этапом, готовящим школьников к
изучению мировой художественной культуры в старшей школе. Программа курса
«Искусство» (Г.И.Данилова) в основной школе представлена спецкурсами и
образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как
отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры. Для учителя
программа является ориентиром в определении содержания образования, путей и
способов формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации учащихся. Главные приоритеты изучения искусства в 8-
9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) учащимися
произведений мировой художественной культуры, раскрытия закономерностей
исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов
искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
Между тем, урок - это не единственная форма знакомства учащихся
с искусством. Именно внеклассная и
внешкольная работа дают школьникам реальную возможность познакомиться с
искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и
театр.
Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии
на учащихся. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно
чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене.
«Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, -
обусловлено коллективным характером восприятия».
Театр - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное
целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием
актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным
оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания
зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального
зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом
воздействия на любую личность, в том числе и учащегося , развивая его
нравственно, духовно и, конечно, эстетически.
Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого
искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят
перед собой задачи эстетического развития школьника, можно сделать вывод, что в
рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического
воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т.
Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.
В современных условиях образование стало одним из ведущих
векторов развития общества в целом и становления "экономики знаний",
в частности. На систему образования ложится важнейшая задача -- воспитание
человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания
в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых
технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора
развития общества и она может быть подготовлена эффективной системой
образования, ориентированной на будущее.
В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень
сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются
границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все
труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях,
очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая
потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это
удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать
учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о
культурной жизни современной эпохи, привить им уважение к вечным ценностям и
традициям.
На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир
учеников, побудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как
нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен
использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот
опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является
переживание учащимися произведения искусства.
Немаловажную роль играет разбор технических средств и приемов,
используемых художником, но это должно быть подчинено главной задаче –
постижению внутреннего мира художника, его героев, а также своего собственного.
Особое место занимает процесс восприятия учениками произведения искусства. На
этом этапе главной задачей педагога является подготовка и создание диалогического
контекста процесса знакомства учащихся с текстом культуры.
Ключевой задачей педагога является формирование в учащихся способности к
сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге – и любому другому
человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда
они способны выразить самих себя через произведение искусства.
Взаимодействие ученика
и любого
вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства
достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно
воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень
важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного
произведения.
В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать учащимся
задания по сбору исторического материала, характеризующего время, описанное,
изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий,
касающихся создания произведения, обсуждение с учащимися
спорных мест в произведении, непонятных
ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более
глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для
дальнейшей работы над произведением.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания как важнейшему средству формирования
духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и
умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне
развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов,
психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский)
формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для
этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей
создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает
непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает
мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности
призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система
воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели,
Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического
воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все
внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет,
каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической
культуры и личности школьника».
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается.
Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство:
музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды
художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и
Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным
содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое
явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в учащихся
эстетическое отношение к действительности
наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках искусства.