Статья: Методическая разработка. - Валентина Юрьевна Кухарская
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Валентина Юрьевна Кухарская


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Валентина Юрьевна Кухарская / Блог / Статья: Методическая разработка.


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


18 декабря 2018, 11:38, автор - хозяйка блога
Валентина Юрьевна Кухарская

Статья: Методическая разработка.

Статья: Роль уроков искусства в эстетическом воспитании школьников.

Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, – живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство – это своеобразный учебник жизни.

 

 

Были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания мира. Вот почему оно так притягательно для нас; с одной стороны, мы находим в нём ту чистоту помыслов и то величие духа, которые не всегда сохраняются в современной жизни, с другой – освобождение от суеты и житейских забот. Ведь люди одинаковы во все времена – они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти. И мы с вами, современные люди, с   техническими достижениями, большими городами промышленными шумами всё равно остаёмся людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому нам тоже нужно искусство, которое поддерживает душу, укрепляет силы.

 

На основе двух ощущений – слуха и зрения все виды искусства делятся на пространственные, временные и пространственно-временные, или синтетические.

 

Изучение предмета «Искусство» в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, своеобразным пропедевтическим этапом, готовящим школьников к изучению мировой художественной культуры в старшей школе. Программа курса «Искусство» (Г.И.Данилова) в основной школе представлена спецкурсами и образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры. Для учителя программа является ориентиром в определении содержания образования, путей и способов формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Главные приоритеты изучения искусства в 8- 9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) учащимися произведений мировой художественной культуры, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

Между тем, урок - это не единственная форма знакомства учащихся   с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают школьникам реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.

 

Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на учащихся. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия».

 

Театр - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и учащегося , развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

 

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития школьника, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

 

В современных условиях образование стало одним из ведущих векторов развития общества в целом и становления "экономики знаний", в частности. На систему образования ложится важнейшая задача -- воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.

 

В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, привить им уважение к вечным ценностям и традициям.

 

На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, побудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.

 

Немаловажную роль играет разбор технических средств и приемов, используемых художником, но это должно быть подчинено главной задаче – постижению внутреннего мира художника, его героев, а также своего собственного. Особое место занимает процесс восприятия учениками произведения искусства. На этом этапе главной задачей педагога является подготовка и создание диалогического контекста процесса знакомства учащихся с текстом культуры.

 

Ключевой задачей педагога является формирование в учащихся способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге – и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить самих себя через произведение искусства.

 

Взаимодействие ученика   и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

 

В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать учащимся задания по сбору исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий, касающихся создания произведения, обсуждение с учащимися   спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.

 

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

 

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

 

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в учащихся   эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках искусства.

 




Тэги: эстетическое воспитание



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться











  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2019. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Искала на всех сайтах песенки,, не могла найти,, спасибо большое за подборку
Спасибо за Ваш труд!!!
Интерактивные доски и ноутбуки такой же инвентарь, разве что на нём не намалеван краской инвентарный номер, ну чтоб народ не смешить. Это та же собственность школы, ответственность за которую вы подтверждаете своей подписью. И всего лишь!
Ну тогда вот ещё: Актуальное Будущее (по фантазиям Ж.Фреско) http://www.youtube.com/playlist?list=PLGcsNtxgs6jXomSHFugMNAUQ0uZU4SKGJ
Вы молодец! Спасибо за труд!
Огромное спасибо за нужный материал!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/