Очень важно приступая к преподаванию предмета, четко определить и точно сформулировать его цель. Цель, которой будет подчинено все в совместном пути с учащимися и которая будет компасом, указывающим направление движения и не позволяющим с него сбиться. Знания сами по себе являются не целью преподавания, а средством, необходимым для достижения более важной и высокой цели. Предмет «Искусство» - это предмет искусства, а не науки, и на его уроках следует «говорить языком самого предмета», выражая своеобразие его сущности, и цель преподавания должна быть сформулирована в соответствии с его особенностью, с его сутью.
Размышления о цели преподавания предмета «Искусство» приводят к противопоставлению: с одной стороны, художественная культура как предмет науки, что для нее неестественно, с другой -художественная культура как предмет искусства, что естественно. Обоснование правомерности этого утверждения можно найти в философии.
С философской точки зрения существуют два основных способа познания человеком мира. Первый - постижение объективных законов бытия, их сущности, и второй - постижение мира в его отношении к человеку, когда человек сам определяет, какую ценность представляет предмет для него или для общества. Соответственно выделяют два типа человеческой деятельности: познавательную, или научно-познавательную, и ценностную, или эстетическую, которые, находясь во взаимодействии, отражают черты единой духовной деятельности человека, его способность глубоко, многогранно постигать мир. Свое концентрированное выражение эти типы деятельности находят: первая -в науке, вторая - в искусстве. Любой предмет, вещь, явление могут постигаться с одной из этих двух позиций: либо теоретически изучаться, либо присваиваться через переживание.
При научно-теоретическом изучении предмет рассматривается как бы вне человека - как чужой, изучается его суть, структура, а в искусстве - как свой, близкий человеку, связанный с отношением к нему. Усвоить полноценно, органично такое знание о мире, которое составляет одно целое с отношением к нему человека, возможно лишь путем переживания.
Например, представление о патриотизме только тогда будет настоящим, если оно станет одновременно и эмоцией, понимание нравственной необходимости какого-то поступка - истинным и действенным, когда человек будет ощущать его красоту и возвышенность. Почувствовать мироощущение, которым проникнуто произведение искусства, соотнести его со своим, согласиться с ним или нет - вот что главное при восприятии художественного произведения. Неслучайно ученые называют освоение жизни через переживание еще и духовно-практическим, т. е. таким, в результате которого человек получает для себя духовную пользу, приобретает духовные ценности.
В педагогике традиционно называют познавательной деятельность на всех школьных уроках. С одной стороны, с этим нужно согласиться, так как такой термин подчеркивает единство человеческого познания: на любом уроке происходит познание мира и, значит, формируется познавательная деятельность. Но с другой стороны, если понимать познавательную деятельность так, как понимает ее философская теория познания - как научно-познавательную, трудно до конца принять этот термин, поскольку он подчеркивает своеобразие формируемой у школьников деятельности лишь на уроках научного цикла. На уроках же художественной культуры нужно стремиться к формированию деятельности, характерной для искусства, -эстетической.
Речь идет о доминировании эстетической деятельности на уроках искусства, так как в реальном преподавании разделить познавательную и эстетическую деятельности, являющиеся двумя сторонами единого человеческого сознания, невозможно, хотя теоретически это сделать необходимо. Итак, начиная преподавание художественной культуры как искусства, а не как искусствоведческой или культурологической дисциплины, поставим перед собой цель, исходящую из природы самого искусства, и определим ее, как определяет педагогика искусства: формирование у школьников эстетической активности, эстетического отношения к действительности.Эстетическое отношение можно назвать отношением гармонии человека с жизнью, счастливого равновесия с миром. эстетическое отношение человека к человеку - как к «другому "я"», когда человек может поставить себя на место другого, проникнуться его чувствами и переживаниями, воспринять чужую боль, как свою. Еще одна важнейшая характеристика эстетической деятельности: это деятельность творческая, в которой участвуют все механизмы психики человека, но ее ведущим рычагом является воображение. Именно воображение позволяет человеку увидеть невидимое, услышать неслышимое, по-новому смотреть на обычное, примелькавшееся, оценить его как прекрасное или как безобразное. Эстетически воспитанный человек способен к деятельности по законам красоты, к свободному творческому созиданию. Зная основные характеристики эстетической деятельности, выделенные наукой, можно упростить и конкретизировать эту формулировку: развитие в процессе преподавания художественной культуры духовного мира, нравственности и творческого начала у учащихся. Цель преподавания определена. Она благородна и высока. Говоря словами психолога С.Л. Рубинштейна, мы взялись за строительство «человека большого плана», за воспитание духовности - «высших уровней человеческой жизни».
Теперь следует выделить три основные задачи преподавания, исходя из данной методики.
Первая (конечно же, с этого начинается все в предмете искусство) - организация восприятия учащимися художественных произведений, в процессе которого, благодаря возникшему духовному общению школьников с героями художественных произведений и их создателями, только и может произойти их обогащение духовными ценностями, содержащимися в художественной культуре: представлениями о добре и зле, жизни и смерти, смысле человеческого существования, счастье, дружбе, любви, отношениях человека к природе и др.
В результате восприятия учащимися многих художественных произведений какой-либо определенной эпохи у них складывается обобщенное представление о художественной культуре данной эпохи, другими словами - ее художественная картина: многообразная, состоящая из большого количества художественных произведений разных видов и жанров, наполненных различным идейно-эстетическим содержанием, но имеющая своеобразные черты искусства этого времени.
Вторая задача заключается в формировании у школьников способности и умения устанавливать взаимосвязи между различными произведениями художественной культуры с целью определения в них черт общих и своеобразных, а также перекидывать «мостики» между художественными произведениями прошлых эпох и нашим днем, собственной жизнью учащихся. Это способствует возникновению у школьников художественной картины мира каждой из эпох, а затем и целостной художественной картины мира.
Третья задача - развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетически-творческой деятельности, которая заключается в создании школьниками собственных произведений-рисунков и иллюстраций, сочинений разных типов, сценариев и других творческих работ.
Задачи преподавания предмета «Искусство» сформулированы в соответствии с этапами эстетического роста учащихся, постигающих предмет «Искусство»: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений (это первая ступенька, на которую становятся школьники в своем развитии, - на ее достижение направлена первая задача преподавания), через постижение ими целостной художественной картины мира (вторая ступенька - вторая задача) к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству (третья, вершинная ступенька эстетического роста - третья задача).
Эстетическое развитие учащихся одновременно станет и их нравственным ростом: от постижения жизни через конкретные произведения искусства до осознания обобщенной картины ценностей каждой эпохи, а также вечных проблем человечества, духовных ценностей на все времена. Такое познание, несомненно, поможет подросткам рассматривать свои собственные жизненные проблемы в русле проблем многих людей, ощутить себя частицей большого мира, свою причастность к жизни человечества, поможет поверить в свои собственные силы и возможности.
Тэги:
Искусство