Лаврентьева О.А., воспитатель
Влияние экспериментирования в детском саду на развитие познавательной активности дошкольников
Детство – удивительный период жизни каждого
человека. Именно в этом возрасте ребёнок представляет собой маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и
удивительный мир. Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее
идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
И эта миссия возложена на нас, педагогов. В своей практике многие педагоги
сталкиваются с проблемой: интеллектуальной пассивностью детей. Исследования
показывают, причины этой проблемы лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений,
интересов ребенка. Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.
П. Усовой и других, можно сделать вывод о необходимости создания и
включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой
они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и
различия. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения
и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная активность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Ребёнок-дошкольник активно стремится
узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой
активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная
деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам
обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут
обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им
возможности приобретать знания самостоятельно.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного
возраста является экспериментирование, которое рассматривается как
практическая деятельность поискового характера, направленная на
познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей
явлений. Дошкольная экспериментальная деятельность направлена на выработку
самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих
способностей и логического мышления, объединяет и дополняет знания полученные в
ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным
проблемам.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли
исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир,
используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе
экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Дети
учатся во время
эксперимента
ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять
их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление малыши испытывают
от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от
проделанной работы.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для
успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий,
активности самих детей.
В процессе
экспериментирования ребенку
необходимо ответить на следующие
вопросы:
-Как я это делаю?
-Почему я это делаю именно так, а не иначе?
-Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в
результате?
Экспериментирование
в детском саду можно организовывать с раннего возраста постепенно расширяя и
усложняя действия например:
·
Со второй группы
раннего возраста (2–3 года)
дети
начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях.
Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам
обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
·
В младшей группе
(3–4 года)
познавательно-исследовательская
деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить
эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся
понятны ранее скрытые
свойства
изучаемых объектов
.
·
Экспериментирование
в средней группе (4–5 лет)
имеет цель
сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте.
Для опытов активно используются все органы чувств.
·
Используя
экспериментирование
в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на
самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых
свойств явлений и предметов.
·
В
подготовительной к школе группе (6-7 лет)
познавательно-исследовательская
деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа,
но и выбор оптимального способа ее осуществления.
В процессе детского
экспериментирования дети учатся
v
Видеть
и выделять проблему
v
Принимать и ставить цель
v
Анализировать объект или явление
v
Выделять существенные признаки, связи
v
Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
v
Отбирать материал для самостоятельной деятельности
v
Делать выводы
Опыты
и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и
демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные
(объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей
наблюдать, анализировать, делать выводы.
Чтобы у ребёнка
поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить
непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендую
и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Детское экспериментирование является хорошим средством
познавательного развития дошкольников
,
оказывает
положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих
способностей и на укрепление здоровья за
счёт повышения общего уровня двигательной активности.
|