Как странно, мне всегда казалось, что эти два понятия неразделимы: учить и воспитывать!
Но, к сожалению, жизнь заставила посмотреть на них с другой стороны. Мне часто встречались люди совершенно не воспитанные, но имеющие два высших образования. Которые, не упустят случай не порисоваться этим: « Вот я какой, я все знаю»…а сам стоит, разговаривает, поучает и…ковыряет в носу. ФУУ! И как ему, такому умному и взрослому человеку сделать замечание? К сожалению, образованные тоже бывают подлецами…Так, что же на первом месте, с чего начать?
Конечно, встречаясь с детьми в первом классе, понимаю, что ребенок уже получил
какие-то навыки образованности и воспитанности, но все чаще дети умеющие читать, считать и т.д. совершенно не умеют себя вести. Такой ребенок клянчит деньги у другого или еще хуже вымогает, может залезть в чужой портфель и забрать яблоко (очень захотелось, не важно, что оно чужое). А если сверстники обидели его, не задумываясь, может просто убежать из школы. Нет разграничения ПЛОХО или ХОРОШО, ДОБРО или ЗЛО, нет понятий ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ,для него главное Я ХОЧУ!
Зачем кого-то защищать? Когда я спросила ребенка: «Почему ты не разнял дерущихся, ты же дружишь с Давидом и Никитой?» «А зачем? Это не моя семья» - последовал ответ. «Тебя разве не учили защищать слабых?» «Мне мама сказала, что не надо, это же не наша семья. Вот, если бы был кто-то из семьи….» Мне стало страшно: может случиться так, что будущий мужчина никогда не встанет на защиту более слабого, просто пройдет мимо…Кто из него вырастет? Какое уж тут чувство ТОВАРИЩЕСТВА?! А мальчик-то отличник! Попробовала поговорить с мамой и получила: «Не надо меня воспитывать! Я знаю, как воспитывать своего ребенка!» А когда на классном часе ,не называя детей, стали с детьми разбирать подобную ситуацию…То, был звонок завучу: «Ваша Ольга Александровна, вместо уроков проводит нелицеприятные беседы, которые ущемляют достоинство моего ребенка. Пусть уроки ведет, а не воспитывает!» И я понимаю, что перед семейным воспитанием я бессильна. Хотя, может я все же достигла желаемого: ребенок рассказал дома маме о беседе, засомневался прав ли он?
Тяжело идти против семейного уклада, политики воспитания. Вот если бы все родители были бы идеальными! А тут еще телевиденье, пресса, интернет, окружающая среда…А попробуй воспитать ограниченного ребенка. И такое было в моей практике: Малыш расшаркивал ножкой, пропускал девочек вперед, отпускал комплименты направо и налево, выдавал заумные изречения,… а учиться не хотел, и в тетрадях появились определенные отметки. Ребенок привыкший, что им постоянно восхищаются, умиляются: «Какой маленький, а какой воспитанный!» Не понимает, что его навыков не достаточно, чтобы на уроке получить поощрение,он не понимает,что надо приложить усилия: слушать, запоминать,анализировать,сравнивать и т. д. Жалко такого воспитанного мальчугана,он улыбаясь смотрит в глаза…а они(глаза) пустые. А результат как всегда на лицо: «Плохая у Вас учительница,не сумела объяснить…» Вот,чтобы не было такого я и начинаю с того, что учу детей слушать и одновременно воспитываю.
Считаю,что все же это возможно: учить и одновременно воспитывать! Правильно составленный урок, все равно какой: математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, технологии, может и должен воспитывать в наших детях ДОБРОТУ, СОСТРАДАНИЕ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, БЛИЖНИМ,К БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ … и прочее. Дети – это наше будущее, конечно легче воспитывать умного ребенка. Но нельзя только воспитывать, не обучая! Выходит для родителей, учителей получилась заповедь: УЧИ, НО НЕ ЗАБЫВАЙ ВОСПИТЫВАТЬ! ВОСПИТЫВАЙ, НО НЕ ЗАБЫВАЙ, УЧИ! И все же эти два понятия НЕРАЗДЕЛИМЫ!!!
Тэги:
учи,
но не забывай и воспитывать