ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
по повышению мотивации деятельности учащихся
1.
Американский философ Г.Оверстрит: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания».
Вывод: Опирайтесь на желания!
Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя.
Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.
Нужно подталкивать ребёнка к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.
2.
Необходимо учитывать интересы и склонности учащихся!
Широта интересов характеризует нормально развивающегося человека: он должен успеть всё испробовать, ощутить, примерить к себе.
Однако от 20 до 50% подростков либо вообще не имеют познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны, т.е. относятся к эпизодическим, репродуктивным, требующим постоянного возбуждения.
В трудных случаях надо идти от формы к содержанию, от эмоций к логике - тогда у учителя появляется больше шансов заинтересовать учеников своими усилиями.
3.
Д.Карнеги: «Среднего человека интересует его собственное имя гораздо больше, чем все другие имена во всём мире вместе взятые».
Школьники с маниакальным упорством, несмотря на всевозможные запреты, оставляют свои имена где угодно: на партах, деревьях, в транспорте.
Можно использовать эту страсть в качестве стимула! Написать крупными буквами, красиво на классной доске, на плакатах, на стендах имена чем-то отличившихся ребят, это увеличит шансы заинтересовать их своей персоной и своим предметом.
Кстати, психологи утверждают, что исписывание парт в школе характеризует нормально развивающую личность ребёнка. Он таким образом осваивает пространство.
4.
Нужно поощрять желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний.
Психологи утверждают, что 75% школьников обладают повышенной тревожностью. Они ждут одобрения, сочувствия, а не только новых замечаний и порицаний, поэтому задача учителя- помочь ребёнку обрести уверенность в себе.
5.
Конечно, надо одобрять успехи учащихся! Д.Карнеги: «Всегда предпочтительнее хвалить, чем критиковать!»
Нельзя скупиться на комплименты, признание достоинств ученика, аванс положительных сдвигов. Тогда у ребёнка будет больше возможностей стать таким, каким мы хотим его видеть.
Д.Карнеги: «Давайте другому, что вы хотите получить от него».
6.
Нужно постараться сделать работу на уроке более привлекательной.
Помощь в этом могут оказать даже ошибки учащихся, а точнее наше отношение к ним. Можно извлечь максимум стимулов из ошибок учащихся. «Прекрасная ошибка!», «Ошибка, которая ведёт к истине!», «Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но оно даёт пищу для размышлений» и т.д.
7.
По возможности, надо использовать ситуацию, а лучше ловить момент. Стимулы часто подбрасывает сама жизнь, развитие событий, просто необходимо суметь заметить их, оценить их возможности, быстро сориентироваться в них и обратить на пользу дела.
Можно использовать метод «запрета» на выполнение работы, страстно желая в душе, чтобы она была выполнена быстро и качественно.
Вспомните эпизод, как Том Сойер красил забор или общеизвестную истину: «Запретный плод всегда сладок».
8.
«Игрушки управляют миром»- так утверждал и действовал Наполеон:
a)
Щедро награждал всевозможными знаками отличия своих солдат и генералов;
b)
Знал имя каждого солдата и офицера своей армии, т.е. использовал «маленькие человеческие слабости»- награды и знание имен.
Каждому приятно быть замеченным и отмеченным, носить знак, наглядно
подтверждающий эту честь.
9.
Правильным будет и обращение к самолюбию учащихся.
Нет людей, согласных всю жизнь ходить в неудачниках; нормальному человеку свойственно стремление улучшить своё положение. Это стремление следует поощрять и активизировать, взывая к самолюбию,
подчеркивая возможность улучшения достижений.
Каждый школьник прекрасно понимает, что занимается недостаточно и мог бы улучшить свою успеваемость. Ему не хватает толчка: одного сознания мало. Такой толчок может сделать учитель или родители, а лучше вместе, опираясь на уже существующее у школьника внутреннее стремление.
Установка ученика при этом должна быть: «И я не хуже других».
Надо, чтобы ученик почувствовал озабоченность учителя и поверил ему. Ученику надо показывать его достижения и радоваться вместе с ним.
10.
Обязательно нужно хвалить ученика. Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать, её нельзя назначить, как по расписанию. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной.
11.
Иногда и критика идёт на пользу, например:
подбадривающая критика. «Ничего в следующий раз сделаешь лучше. А в этот раз не получилось».
критика- упрёк: «Ну, что же ты! А я так на тебя рассчитывала».
критика- аналогия: «Когда я была такой, как ты, я допустила точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего учителя».
критика - надежда: «Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше» И т.д.
12.
Желательно дать ученику возможность спасти свой престиж! В 99% люди себя ни в чём не упрекают, как бы ни правы они не были.
13.
Нужно уметь создавать хорошую репутацию своим ученикам! Это чрезвычайно важно!
Например,
особенность воспитания детей в еврейских семьях- это
выражение одобрения за малейший успех, за удачу. Еврейская мать, отец семейства не скажут никогда, что их ребёнок ленив, неспособен или неряшлив. Они хвалят его постоянно, создавая тем самым комплекс превосходства, заставляя ребёнка тянуться к вымышленному идеалу.
В еврейских школах педагоги стремятся создавать своим ученикам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
В этом и состоит секрет воспитания, которое в большинстве случаев достигает успеха.
Поощрения, которые применяются в наших семьях и школах, более скупые, невыразительные и прямолинейные.
Главное, что они редко осуществляются публично, а как бы украдкой, мимоходом. А ведь, некоторые ученики так ждут признания, что сделают всё, что угодно, лишь бы оказаться замеченными.
Как сказал один знаменитый футболист, посмотрев на тренировку наших спортсменов:`я понял, в чем разница: у нас развивают достоинства, а вы - искореняете недостатки`.
Может, увидим достоинства в наших детях? ;)