Учебные проекты их классификация.
Метод проектов — система
обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и
выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов. Ртот метод
становится всё более популярным у учителей-предметников.
Основные требования к проектам:
социальная значимость проблемы, четкие цели
проектной деятельности, продуманная структура проектной деятельности. При
работе над таким проектом необходимо придерживаться логики научного
исследования, предполагающей аргументацию актуальности темы, выявление
противоречий и осознание проблемы, выдвижение рабочей гипотезы, определение
объекта исследования, методов и способов решения проблемы и т.д.
Классификация
проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их
разработки и исполнения в жизнь, месту реализации, размерам используемых
ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности.
Классификация проектов имеет следующие основания:
В·
Классификация по
предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного
предмета), межпредметные, внепредметные.
В·
Классификация по
продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько
уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть).
В·
Классификация по месту
выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе,
домашние, смешанные.
В·
Классификация по числу
участников: индивидуальные, групповые, классные.
1.Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,
микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия
для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить
реальность использования продукта на практике и его способность решить
поставленную проблему.
2.Рсследовательский проект РїРѕ
структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование
актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное
выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.
При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический РѕРїСЂРѕСЃ Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Рсследовательские проекты - РѕРґРЅР°
из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.
3.Рнформационный проект направлен РЅР° СЃР±РѕСЂ
информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и
представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются
публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может
быть и создание информационной среды класса или школы. Такие проекты часто
интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
4. Творческий проект предполагает
максимально свободный Рё нетрадиционный РїРѕРґС…РѕРґ Рє оформлению результатов. Рто
могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения
изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
5.Разработка и реализация ролевого
проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли
литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого
проекта остается открытым до самого окончания.
По комплектности выделяют два
типа проектов.
1. Монопроекты. Проводятся в
рамках одного предмета или одной области знания, т.е. выполняется на материале
конкретного предмета. Но могут использовать информацию из других областей знания
и деятельности. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной
области или области деятельности человека. Рнтеграция - РЅР° этапе подготовки
продукта Рє презентации: например, компьютерная верста РїСЂРѕРґѓРєС‚Р° проектной
деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
2. Межпредметные(интегрированный) проекты. Выполняются исключительно во
внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных
областях знания. Рто РјРѕРіСѓС‚ быть небольшие проекты, затрагивающие РґРІРµ-три
предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы
(темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта.
Рнтегрированный проект предоставляет возможность использования знаний РІ
различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает
применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Надпредметные --
целью таких проектов является организация продуктивной деятельности учащихся в
группе, формирование навыков групповой работы. Они применяются в основном в
воспитательной работе.
Проекты
различаются и по характеру контактов между участниками:
– внутриклассные;
– внутришкольные;
– региональные;
– межрегиональные;
– международные.
По продолжительности
выполнения:
Краткосрочные - продолжительность от одного до
нескольких уроков.
Средней продолжительности - срок выполнения такого
проекта может быть РѕС‚ недели РґРѕ месяца, темы более обширные. Ртот проект, как
правило, внеурочный, и педагог должен предусмотреть для учащихся возможность
получить консультации по определенным темам.
Долгосрочные - от месяца до нескольких месяцев;
необходимо для большей эффективности процесса разбить проект на отдельные
логически завершенные этапы, после выполнения которых учащийся должен
обязательно отчитаться.
Таким образом, разнообразие типов проектной
деятельности позволяет выбирать и использовать наиболее подходящий и
эффективный проект для той или иной ситуации. В связи с этим метод проектов
стал очень широко применяться в образовательном процессе школы.
|