В процессе подготовки с детьми учебно-исследовательских работ , подготовки к конкурсам и после участия в НПК в который раз задумываюсь о степени участия взрослых (родителей, учителей, руководителей кружков) в подготовке детских работ. Часто приходится наблюдать, как побеждают "детские недетские" работы, как юный "автор" доклад вызубрил, но не способен ответить на самые элементарные вопросы, потому что он эту работу и не делал, ему дали и велели "хорошо прочитать", готовил же работу учитель или родитель, часто она просто скопирована полностью из интернета. А потом удивляемся, откуда берутся "плагиатские" диссертации.
Я веду кружок в школе, с учительницей сработались, друг другу помогаем. Сегодня была НПК среди начальных классов, мы и готовили детей мини-группами. Во 2-ом классе подготовили 7 работ, без участия родителей вообще. какой личный вклад вложили второклашки?
1. Выбрали себе тему, которая им интересна (например, девочки насобирали летом на улице камушки, вот про них и стали писать работу), другая группа решила наблюдать за луком.
2.Дальше я сделала небольшую подборку по каждой теме и распечатала её с цветными иллюстрациями (хорошо, что у меня дома есть цветной принтер и я сама его заправляю). Маленькие дети, да еще если класс слабый, сами материал не найдут. Эту часть работы ( подобрать 2-4 страницы текстового материала, картинки и всё это распечатать) могут и должны сделать родители. Потом побеседовать по материалу с детьми, помочь им прочитать сказки, выучить стихи, объяснить смысл пословиц, это задача родителей.
3. Несколько дней после уроков дети читали этот материал. Дальше мы дали им задание: написать реферат: каждый человек из группы пишет от руки свою часть, 4-6 предложений, аккуратно и красиво на тетрадном листочке.
Например, по теме работы "Проращивание лука в разной воде" (5 человек) были такие части реферата: "Лук в художественной литературе, в фольклоре, в поэзии", "разновидности и сорта лука репчатого", "Лук и здоровье человека". Тетрадные листочки, написанные от руки неустоявшимся детским почерком(некоторые переписывали, чтобы исправить ошибки и помарки), мы приклеили на листы бумаги А 4, скрепили, вот и получился неплохой реферат, самостоятельный уже на 89 %! Эту часть работы лучше выполнить с учителем.
По работе про лук: дети прочитали сказку Чиполлино, выучили загадки и пословицы о луке, стихотворение Ю Мориц "Зеленеет лук в воде", узнали о месте лука в ботанической классификации, сравнили острые, полуострые и сладкие разновидности лука, узнали, что есть лукоуборочный комбайн и что лук богат витаминами и выделяет Фитонциды, которые заставляют нас плакать, но убивают микробы. Из всей этой информации выбрали главное и записали, иногда меняя предложения. Для второклашки, даже не из обычной школы, а из гимназии, это большой труд!
4. К прочитанному сделали рисунки, рисовали сами, в классе и дома, без родителей. Понравился детский рисунок к сказке Чиполлино, где все люди-луковицы были разных сортов: Чиполлино острого сорта, мама и сестры - белые и фиолетовые луки, Чиполлоне - переросшая и уже размягшая луковица неопределенного сорта.
Дети, особенно маленькие, должны рисовать о прочитанном, вести читательский дневник в альбоме, делать рисунки, приклеивать картинки, записывать там свои впечатления, мысли, причем можно часть словами, часть -картинками.Если дети не читают, они и не знают, о чем рисовать, а при выполнении работы хорошие идеи в головах появляются. Пусть рисуют, приклеивают, придумывают. Обязанность родителей: помочь прочитать сказки, рассказы, каждый день читать 30-40 минут ребенку и вместе с реденком, выучить стихи и обеспечить ребенка бумагой, разными красками, карандашами, фломастерами. Часто родители считают, что обеспечивать этим должен учитель (наверное на методические 100 рублей. Бутылочка чернил для принтера - 140).
5 Одновременно с узнаванием нового в классе дети посадили луковицы (одного сорта и размера) в разную воду: сырую, кипяченую, талую, фильтрованную и из уличной колонки, начертили от руки таблицу и измеряли линейкой рост корней каждый день. Посадку и наблюдение за луковицами в идеале хорошо бы каждому ребенку из группы продублировать и дома, с родителями заполняя такую же таблицу, как в классе. Вот и будет уже не 5 луковиц, а 25, интересно потом сравнить данные. Тут тоже работа и учителей, и родителей.
А вот печатать текст работы пришлось мне, дети, даже старшие, 5-6 класс, все же редко могут это сделать сами. Презентацию тоже делала сама, детям показывала немного, как это делается. В идеале, учителя могут объяснить это родителям, а потом нужно печатать родителю вместе с ребенком, обучая его этому.
Выводы:
1. Взрослые должны помогать детям, но не делать вместо них.
2. И родители, и учитель, и руководитель кружка должны работать совместно и вместе к каждому конкурсу или НПК наметить план совместной работы с творческой группой детей (или с ребенком, если работа индивидуальна).
3. Такой план также может наметить организатор конкурса в положении и ввести в критерии оценки такое понятие, как "Соответствие плану совместной работы" вместо сегодняшнего формального критерия "самостоятельность" .
Я написала всё это и как свой опыт, и как практическое руководство для совместной работы родителей, учителя, руководителя кружка и ребенка.
В реальной жизни, и все это знают, учителя заставляют писать миллион разных справок, совместная работа учителя и руководителя кружка считается преступлением, за которое могут лишить зарплаты. А один учитель с конкурсами просто не справляется, ведь все же он должен прежде всего научить чтению, письму, счету. Родителям же очень часто мордобой по телевизору гораздо интереснее и важнее, чем ежевечернее чтение ребенку сказок, к тому же у очень многих детей дома месяцами не покупаются краски, пластилин, карандаши и альбомы.
Это пишу тоже вечером вместо телевизора, после "второй" работы, которая после "основной на 1,5 ставки". Зачту это как "работу с родителями в сетевом сообществе".
Тэги:
участие родителей в детских работах