Казачий фольклор - Наталья Павловна Чекминева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Наталья Павловна Чекминева

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Портрет
Школа №20
Школа дорожных наук.

Без названия
Казачий фольклор

 Казачий фольклор




Открытый урок кубановедения в 3 классе

Казачий фольклор

Цель:

-Познакомить с казачьим фольклором

 

Задачи урока:

·          способствовать развитию интереса к произведениям народного творчества;

  • воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.

Оборудование: проектор (презентация).

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

 

    Здравствуете ребята. Сегодня у нас с вами гости давайте поприветствуем их. ( дети поворачиваются и здороваются головой ).

Ты зимой чудесен,          

Летом – щедр, как в сказке.

Край стихов и песен,

Край наш Краснодарский.

Виктор Подкопаев

 

2.Повторение изученного.

    Мы с вами узнали много интересного о традициях нашего народа. Давайте вспомним

- что такое традиции?

(Традиции   — множество представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в   поколение,)

- Кем создавались традиции?  (Народом.)

- Какие традиции нашего народа известны вам?  (Исполнять на рождество колядки, на масленицу щедровки, танцевать, петь и т.д.)

 

3.Объявление темы урока.

Всё это и песни и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом –  ФОЛЬКЛОР.

Само слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

 

     Устное                             народное                          творчество

из уста в уста                        автор-народ            создано в результате труда

Фольклор - бывает музыкальный, танцевальный и словесный.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа,  КУБАНСКИМ КАЗАЧЬИМ ФОЛЬКЛОРОМ.

         Один из составляющих фольклора являются пословицы и поговорки.

1)      У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа.

Обратите внимание в чем особенность пословицы и поговорки.

Пословица

  • краткое, мудрое суждение о жизни

  • содержит поучительный смысл

  • законченное суждение

  • характеризует поступки человека, их образ жизни

  • украшает нашу речь

Поговорка

  • меткое суждение

  • часть суждения, незаконченное предложение

  • дает оценку поступкам человека, но не поучает

  • выражает чувства

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

         -без атамана казак сирота

         -ушел с поста – пропустил врага

         -казаков мало не бывает

        

А) А сейчас давайте поиграем.

         Игра: "Подбери пословицу" (слайды 6, 7)

  • Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все.  (По секрету – всему свету)

  • Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша.  (У семи нянек – дитя без глаза)

  • Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.  (Любишь кататься – люби и саночки возить)

  • Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов.  (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

-К какой составляющей фольклора мы его отнесём?   (Словесной.)

 

2) А теперь поговорим о песни,   как сказал М. Шолохов

Песня - это не писаная,

а спетая история народа.

Песни, если они сложены народом,

 никогда не отступают от правды.

 -  Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.

 - Ребята, а как вы думайте, когда на Кубани пели?  (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)

Молодцы!

 -  Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода. До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Интересен и самобытен казачий фольклор.

- Песни надо петь и слушать.  Давайте послушаем одну из кубанских казачьих песен.

Звучит запись песни.

         «Распрягайте, Хлопцы, Коней»

         -О чем поется в песни? (о казака)

          

К какой составляющей фольклора  мы его отнесём?   (Музыкальной.)

    - Верно, песни поют, и чаще поют под музыку. Да и сама песня это тоже музыка, идущая из души.

 

3) А теперь перейдем к следующей составляющей фольклора

 

Прочитайте его название. ( «Плясовые припевки».)

- Суть этого жанра кроется в самом названии.

-Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки.  (Пели и танцевали.)

- Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например:

         Сербияночку танцую,

         Сербияночку пляшу,

         Кто лучше, меня пляшет,

         То, пожалуйста, прошу.

 

 

  -Вот и я вам предлагаю   исполнить одну такую припевку в виде   физминутки.

4.(Физминутка.)

 Послушайте слова и запомните  движения.

На носок, на каблучок

Так танцуют казачок. -2 раза

И кружитесь, не ленитесь,

Когда надо, поклонитесь.

 (Дети поют и танцуют.)

- Теперь садитесь.

- Ребята, мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести?   ( Может и к музыкальной, и к танцевальной?)

- Какое слово в этом словосочетании главное?   (Припевки.)

- Значит это какая составляющая? ( Музыкальная.)

 

4). У вас на партах лежат розовые листы.

     - Прочитайте.

Читают по рядам .

1.В саду выросла берёза –

 Белая пребелая.

 Я девчонка молодая

 И к тому же, смелая.

 

 2. На окошке два цветочка

Синенький да аленький,

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький.

 

       3.Если б не было луны,

   Не было б и неба,

   Если б не было земли,

   Не было б и хлеба.

 

         4. Говорят, что я певунья         

    Это правда, не таю.

    Много песен я пропела

    Еще больше пропою.

 

5. Мы частушки вам пропели,

    И старались от души

    Хороши наши частушки

    Чем же мы не хороши?

 

- Что это за стихи?   (Частушки.)

- Как исполняют частушки?   (Их поют.)

 

  - Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.

   -Пропойте их в пол голоса друг другу.    

  - Кто хочет попробовать спеть частушки. Выходите от каждого ряда по одному ученику.

  - Сначала без музыки.

  - А теперь под музыку. (Поют)

Так, что же мы делали с частушками?   (Пели.)

  - Значит, какая это составляющая фольклора?   (Музыкальная.)

5 ) А теперь давайте поговорим о сказках.

Все вы выросли на сказках, которые рассказывали ваши родные люди, бабушки и мамы.

Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. ( Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)

         Послушайте  сказку.

Казак и птицы.

         Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко.   Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый   урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая.   Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти.

 Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

         Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.

         С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно   сыпать. Так   весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился  и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

         Вот пришла пора посевной.    Глядит   Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.

         Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

         А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.

Прослушав сказку ответьте:

- почему Сашко удалось собрать богатый урожай?

-почему птицы помогли Сашко?

-К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.)

         6) Есть еще танцевальный фольклор.

- Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па.  Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой  и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.

А сейчас мы посмотрим танец  в исполнении хореографического ансамбля «Казачий спас».

- Какой танец мы увидели?   (Казачий пляс)

- Как вы догадались, что это казачий танец?   (По движениям, по музыке, по костюмам:  папахи, расшитые рубахи.)

К какой составляющей фольклора отнесём танцы?   (Танцевальной.)

5. Итог урока.

         Ребята, а теперь подведем итог нашего урока.

- Кто запомнил, что такое фольклор? (Устное народное творчество)

- О каком фольклоре мы говорили на уроке?   (О казачьем фольклоре.)

- Что относится к музыкальной составляющей фольклора?   (Песни, частушки,   плясовые припевки, сказки, пословицы, поговорки.)

- Что относится к танцевальной составляющей?   (Танцы.)

- Что относится к словесной?   (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)

6.Индивидуальная работа.

- Возьмите голубые листы.

- Соедините  отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.

 

Хоть с хаты тикай                                                           Сказка

 

Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае.                               Плясовая припевка

 

Где кто родился – там и пригодился.                             Поговорка

 

Трам, там, тада – рада,

Танцевать красиво надо.

Топну так, топну так, -

Так танцуют наш гопак.                                                  Загадка

 

Давным – давно началась эта история.

Жили в нашем селе два брата. Один весёлый,

да дельный, другой - … .                                                 Пословица

 (проверьте свои ответы) Слайд!

                                      

7. Рефлексия.

Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно работать с вами.

- На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.

- Прикрепи цветок на доску

- Посмотрите, какая получилась у нас красивая, яркая поляна совсем как казачий фольклор -  колоритный, живой, задорный.

 

8. Домашнее задание. Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье. Спасибо за урок!!!





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Всё хорошо
спасибо
Я присоединяюсь к таким словам: Ольга Маслова Пусть будет мир Как надоели вОйны на свете, Гибнут солдаты и малые дети, Стонет земля, когда рвутся снаряды, Матери плачут и плачут комбаты. Хочется крикнуть: Люди, постойте, Войну прекратите, живите достойно, Гибнет природа и гибнет планета, Ну неужели вам нравится это ??? Война это боль, это смерть, это слёзы, На братских могилах тюльпаны и розы. Над миром какое-то время лихое, Где прАвит война, никому нет покоя. Я вас призываю, нам всем это нужно, Пускай на земле будет мир, будет дружба, Пусть солнце лучистое всем нам сияет, А войн НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!
Какое сердце огромное и золотое) Спасибо, друзья!
Частушки к празднику мам, а не кадетские...
Здоровья крепкого еще на 50 лет!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/