Ловля рыбы загоном - Николай Прокофьевич Скуратов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Кураповские Скалы в фотографиях
 ▫ Красный Буерак
 ▫ Логово Тяпки
 ▫ Хаос Вязовой Вершины
 ▫ Старый Данков
 ▫ Бобровая Лебедянка
 ▫ Дурные Камни
 ▫ Пасека. Откачка мёда
 ▫ Поход на Подвесной мост
 ▫ Река Сквирня
 ▫ Ласковая Лагута
 ▫ Воргольская Русь
 ▫ Заветные камни Семёнова-Тян-Шан- нского
 ▫ Речка Птань - суетливая синяя пташка
 ▫ Зуевский Кобель
 ▫ Стрельцы
 ▫ Красивая Меча
 ▫ Красный холм
 ▫ Царевна-Лягушка из Курапово
 ▫ Лебедянская Лунница
 ▫ Свет забытой Непрядвы
 ▫ Две Непрядвы
 ▫ Березуй
 ▫ Дорожная карта
 ▫ Могилы Куликовской битвы
 ▫ Древнейшие памятники Куликовской битвы
 ▫ Каменные топоры




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Николай Прокофьевич Скуратов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Николай Прокофьевич Скуратов / Блог / Ловля рыбы загоном


ЗАПИСЬ #62

КОММЕНТАРИИ (4)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 апреля 2018, 04:53, автор - хозяин блога
Николай Прокофьевич Скуратов

Ловля рыбы загоном

6519948-a27dcbe64115cee4.jpg
Река Дон в 1968 году.

  Самый древний и простой способ ловли рыбы и раков голыми руками – известен всем, однако при этом необходимо иметь сноровку и опыт. Со стороны оно смотрится просто: ходит человек по неглубоким заводям, проверяет подводные норы и коряги, где обычно прячется живность, хватает всё подряд и складывает в сетку. В селе Большое Попово водились ныряльщики, которые таскали крупную рыбу с глубины из-под больших камней. Самый большой мастер этого способа, по прозвищу Балалай (Рассказов Николай Филиппович, 1947 года рождения), перестал нырять совсем недавно, когда стал стареть. Ему везло. Доставал столько, что предлагал на продажу.

  Лебедянский край заселялся со времён неолита, тысячелетия тому назад. Славяне – переселенцы с берегов Днепра, обживали нашу местность с третьего века. Народности периодически сменялись, и простые приёмы охоты и рыбалки заимствовали друг у друга, а каждая обособленная популяция людей изобретала их заново. Способы добывания пищи оптимизированы с древнейших времён. К примеру, загонным способом рыбачат аборигены Океании. Они пускают лодки цепью, бросают в воду камни, при этом испуганная рыба бросается в расставленную сеть. Похожим методом древние охотники направляли зверей в ямы-ловушки. Старинный народный промысел жители моей улицы практиковали вплоть до 1972 года. Мы загоняли рыбу прямо в сеть, и автор –  непосредственный участник.

   Орудием лова служила снасть высотой до метра и длиной около двух. Чтобы сетка плотно лежала на дне, и рыба не уходила, понизу привязывали грузила, а сверху – пробковые поплавки. Боковые края крепили к шестам. Установщики, чаще всего взрослые мужчины, брали снасть за шесты, упирали нижние концы в речное дно. В моё время эту роль выполняли Ванёк и Кутеп. Они же руководили всем процессом. Загонщиков в Скуратово набиралось от восьми до двенадцати человек, обычно, мальчишек. Солидные, степенные люди в этом не участвовали – у них было много другой, более важной работы. Жители других улиц села выходили на берег поглазеть на странное необычное дело.

  Опытные командиры оценивали состояние погоды, собирали всех желающих, выводили бригаду на исходные позиции и ставили сеть поперёк реки «в борозду». Есть такая черта, где песчаное дно смыкается с подводной частью берегового грунта, обычно, в двух-трёх метрах от береговой линии воды. В этой зоне скапливается речной планктон, привлекающий рыбу на кормёжку. После очередного прогона установщики отступали вниз по берегу на дистанцию метров в пятьдесят, а загонщики продолжали этап за этапом последовательно перемещаться по дну реки. Всегда учитывались особенности берегового рельефа и русла. Скорость течения Дона под Скуратово бурная, до одного метра в секунду. Мальчишки, чтобы не замёрзнуть, надевали ветхую одежду, чтобы не поранить ноги – обувались, выстраивались поперёк реки с интервалом около метра друг от друга, и занимали до трети её ширины. Они шуровали вправо-влево двухметровыми шестами, вертикально зажатыми в руках, хлопали ими по поверхности, стучали и скребли по речному дну, с хохотом и шутками цепью двигались вниз по течению, постепенно охватывая и скругляя гон. Шесты вспенивали воду, поднимали со дна песок и прочие отложения, обрывали водоросли – рыба шарахалась от этой пугающей шумной лавины и уплывала вниз по течению, прямо в поставленную сеть. Командиры, державшие снасть, корректировали действия загонщиков и ногами шуровали с краю, не давая рыбе обойти западню. Тёмные косяки пескарей хорошо просматривались в прозрачной воде на фоне светлого донного песка. Если собиралось много участников, то пару самых маленьких с палками ставили по краям от снасти, для дополнительного заграждения. Постепенно круг загонщиков смыкался, рыба била по ногам, пытаясь вырваться, а мы работали шестами всё энергичней, заталкивая её в сеть. И вот, наступал ответственный момент. Несколько человек поднимали снасть, сворачивали в куль, и всю добычу вытаскивали на берег. Если попытка приносила хороший улов, мы от радости дурачились, улюлюкали и плясали с шестами на берегу, будто дикари с копьями. Помню самый рекордный заход, который получился в Дону напротив сельского клуба. За одну попытку вытащили на берег столько пескарей, что они не уместились в мешок под завязку. Тащили всем сообществом –  боялись, сетка лопнет. Часто загоняли и более крупную рыбу: голавлей, окуней и даже налимов. Когда рыба гуляла при хорошей погоде, операция могла длиться полдня. Обычно начинали от Больше-Поповского моста и прогонов за тридцать достигали устья Красивой Мечи. Иногда заходили и на саму Мечу, но она была неудобной для этого дела, из-за глубокого русла в нижнем течении. Вплавь мало что загонишь. Метровая глубина реки считалась оптимальной.

  За лето совершали до десятка выходов на операцию, и каждый приносил от двух до десяти вёдер рыбы. Если мне доставалась доля в половину ведра, то это считалось большой удачей. Рыба разнообразила наше меню. Улов делили по количеству участников, плюс пай на сеть, которая принадлежала Скуратову Ваньку, потомственному рыбаку. Его отец, Никита Селивёрстович, по прозвищу Купец, был профессионалом. Имел лодку и все снасти, ловил рыбу сетями регулярно, торговал ей или менял на самогонку. Помню, как он однажды утром приплыл на лодке заполненной крупной отборной рыбой на треть.

  Такой способ ловли, по большому счёту, является браконьерством, но кто тогда об этом задумывался. Какому юристу-законнику придёт в голову, что загонным способом, в наше время, кто-то станет ловить рыбу в реке? Вы видели где-нибудь такой способ браконьерства прописанный в законе?

  Ловля загоном прекратилась по ряду причин. Деревни стали вымирать, мальчишки выросли и разъехались по городам. В настоящее время этим способом нельзя воспользоваться чисто физически – к речной воде стало трудно пробиться. Берега рек буйно заросли лозинками, после того, как исчезли стада коз и овец в местных селениях, которые раньше объедали, будто сбривали всю растительность. Пескари перевелись совсем. Уничтожили их вовсе не мелочные браконъеры-загонщики. В результате глобального загрязнения речной воды исчезли водоросли, пропала паутинообразная речная травка, которой питалась рыба. В советское время реку губили стоки с животноводческих комплексов. В Большом Попове мощный тухлый ручей стекал в Дон выше моста. Вымерли сами комплексы, пришла пора интенсивного земледелия. Алчные новоявленные помещики бьют по-крупному, и в реки пошли химикаты с полей. Они просачиваются сквозь почву в водоносный пласт, образуя устойчивые ядовитые соединения. Если раньше ручьи текли от ферм прямо в реку, то теперь загрязнение глобальное – заражена вся панорама и грунтовые воды, которые мы пьём. Природоохранные структуры всегда в соглашателях, закрывают на всё глаза и устанавливают удобные «предельные» нормы, пишут сертификаты подтверждения безвредности ядов. Фермеры собирают огромные урожаи сахарной свёклы и зерна – все радуются. В наше время вода Мечи и Дона имеет коричневый оттенок, несёт бурые хлопья, которые устилают речное дно, убивают водоросли. Концентрация химикатов такая, что лёд на реках не замерзает совсем, даже в лютые морозы. От этих ядов пропадают пасеки. Дикие леса, садовые деревья и кустарники, незримо побитые, стали болеть всеми болезнями и погибать. В эту весну не прилетели жаворонки. Всё просто: им улететь не дали - в прошлое лето отравили всех на полях химикатами вместе с вредной мошкарой. А, люди? Ничего, вытерпят, привыкнут…

Рассказ из книги "У моих родников" 2018 года издания.                 

  Николай СКУРАТОВ.  Последняя правка в апреле 2018 года.



Тэги: ловля рыбы, Дон



ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Леонидович Ус2018-04-13 11:33:38 - Александр Леонидович Ус
Спасибо, Николай Прокофьевич! ЗдОрово!

Вспоминаю походы `по раки` на озере Пайкъярви (Северное Приладожье). В середине 80-х озеро изобиловало рыбой и прочей водной живностью. Слишком крупное для того, чтобы считаться лАмбой (lAmba - лесное озеро, карельск., финск.) и слишком маленькое, чтобы относиться к крупным озёрам - оно имело у южного берега пологое песчаное дно. Более топким, но тоже пологим, был и северный берег. А вот `боковые` берега представляли собой большей частью круто уходящие в воду скалы.

Наш городок располагался как раз по южному берегу, а от окон нашего дома до озера не было и 100 метров.

Для охоты на раков мы мастерили остроги. первая разновидность - весьма грозное `промысловое` орудие.
У металлической лыжной палки отрезался наконечник. В просвет трубки загонялась металлическая вилка (особо ценные варианты орудия предусматривали не алюминьку, а настоящую нержавейку!).
Всё это дело заполющивалось. Зубья у вилки разводились. Так что снасть получалась действительно рабочей и опасной.

Второй тип остроги `острогой` называть, скорее всего, не следовало бы. Это была длинная палка, расщеплённая на конце. В расщеп вставлялась спичка. Такая `острога` обеспечивала щадящий режим охоты: добыча лишь сжималась с боков. Да и то с усилием, достаточным лишь для удержания.

Улов - раки, налимы. Мелочь, конечно. Я заострожил как-то даже щурёнка сантиметров на 20! В него острогу пришлось метать. Он выплыл погреться на мелководье на солнышке и встал впритык к бревну пирса водозаборной станции, проходившему частью под водой. Острога `пришпилила` щурёнка к бревну.

Бродя по мелководью (тут надо оговориться: у нас не особо-то побродишь голышом, пока не наступит серьёзное лето и не станет более-менее комфортно. Впрочем, вода нагревалась выше градусов 12-15 у нас очень редко... Так что без снаряжения, резиновых сапог - особо не побродишь: холодно), мы и добывали немного на жарёху или кошкам.

Ловили раков и с мостков (основание их осталось ещё от финнов, с 30-х годов. Они были разнесены на 25 м - заодно и дистанция для плавания. Гораздо позже, в конце 90-х, наверное, дощатый настил снесли. Но сейчас, как видел на фото - один из мостков восстановлен. Хоть размерами и формой он стал меньше, чем это было при финнах).

В щели настила хорошо было видно дно, затенённое настилом. С полосами пробивающегося света... незабываемая картина! Глубина не более 2 м, всё прекрасно видно. Вода прозрачная. Озеро - питьевое до сих пор!

А ещё мы ныряли, отыскивали рака и `здоровались` с ним: клали палец прямо в раскрытую клешню)
Рак, конечно же, пытался палец перекусить. А мы, начиная вопить ужЕ под водой, выскакивали на поверхность с болтающейся на пальце добычей))

В те времена на озере жили выдры Одну мы даже кормили рыбой - она подходила, выбирала себе покрупнее из тех, что мы кидали на берег (рыбача по пояс в воде в паре метров от берега и перекидывая пойманных рыбёшек на сушу).

Сейчас этого нет, к сожалению. Да и раки повыводились.
=====================
... Просто волны воспоминаний... Спасибо, Николай Прокофьевич!
Александр Геннадьевич Покаевский2018-04-13 11:43:22 - Александр Геннадьевич Покаевский
Интересный рассказ!
Вот что с отравителями делать?!
Марьяна Федоровна Рженичева2018-04-13 13:17:52 - Марьяна Федоровна Рженичева
Интересно. Спасибо.) Навеяло...)
Вспомнила, как наши мальчишки голыми руками
ловили раков и рыбешку. Есть хотелось.))
Пропадали мы на берегах небольшой речки Соть
в Ярославской области. Нам она казалась
огромной в те времена.

Река Соть. Река детства и юности.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Николай Прокофьевич Скуратов2018-04-13 14:23:32 - Николай Прокофьевич Скуратов
Да, Александр! В Дону исчезли раки, пескари, ерши. Ничего тут не поделаешь. Цивилизация губит природу.
Мне казалось, что в Карелии чисто и пусто вокруг озёр и рек. Даже не верится, что и там...

Александр Геннадьевич! Это они думают, что с нами делать, и когда же мы вымрем, чтобы не маячили под носом? Их покрывают власти.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/