Раздел 2.
Ожерелье Красивой Мечи
Пролог:
Разлилась над Мечой соловьиная песня,
Прилетела кукушка рассветы считать,
Нарядилась река, как на свадьбу невеста,
Ну, а мне остаётся гулять и мечтать.
Здесь Жар-Птица парит, загорается
день,
Открываются тайны заветные,
Бродит Каменный Конь, расцветает
сирень,
И встречают луга самоцветные.
Скоро, скоро года досчитают кукушки,
Поседеют все камни из сказки моей,
Панихиду отслужат донские лягушки,
Но Мечу не покинет родной соловей.
Приглашаю читателей в путешествие! Покажу
драгоценности, вплетённые в синее ожерелье красавицы, которые смог отыскать, а
другие – ищите сами.
Вместо рецензии 2-го раздела
«Сказка из
камня»
,
от Котова Николая Фёдоровича, писателю Лебедянского края, Скуратову
Николаю»
:
Год за годом проходят столетья,
Всё изменчиво в мире, друзья,
Видел батюшка-Дон лихолетья –
Забывать это время нельзя.
Все тропинки исхожены были,
Каждый холмик и мил и знаком,
Здесь на зорьке мы рыбу ловили
И бежали домой босиком.
И луга, и речные пороги,
Зазывали нас, тайны храня,
Не случайно расщедрились боги,
В мир волшебный поэта маня.
Он лежит за деревней забытый,
Просто камень – обычный голыш,
Весь ветрами, дождями избитый,
А Никола увидел в нём мышь.
А вот там, на зелёной поляне,
Только кустик рябиновый тронь,
Где когда-то плясали цыгане,
На дыбы взвился Каменный Конь.
Змей-Горыныч уснул в своём ложе,
Притаившись в овраге на дне,
Вы не бойтесь, он каменный тоже,
Но летает не только во сне.
Открывая красоты природы,
Приглашает художник в свой храм,
Свой дворец он построил из мёда,
Словно сказку, даря его нам.
23 марта 2017 года. Лебедянь.
2-1. Река Красивая Меча
Не могу припомнить, чтобы где-то на Земле
река носила такое определение: Красивая! Величать её стали справедливо – в
своём нижнем течении Меча выглядит завораживающе и хранит сказочную тайну.
Красивая в квадрате
В
документах прошлых веков Меча именуется то Красной, то Красивой. В старой
русской лексике эти слова – синонимы, поэтому в картах писали просто: «Кр.
Меча». Споры о происхождении названия идут давно, версий высказано достаточно.
Названия рек бывают говорящими, часто вещают на языках народов, населявших их
долины ранее. Перевод «мича» с языка коми-кыв прямо и без сомнений означает
«красивая». Коми относятся к угорской группе. Во втором тысячелетии до новой
эры киммерийцы вытеснили их на Крайний Север. В дальней стороне язык не попал
под влияние других, а многие древнейшие названия сохранились в нашем крае.
Тогда получится «красивая-красивая», то есть красивая в квадрате, что вполне
справедливо и объяснимо. Встречаются названия даже в кубе. Возьмите известный
пример с рекой Чусува, где каждый слог переводится как «вода, река» с разных
языков. Русские и туда пришли последними, прибавили привычное окончание «я» и
трансформировали на удобопроизносимое Часовая. В булгарских летописях 14 века
пишется «Кызыл Мча», с ударением на «и», а «кызыл» – это красная. Получается,
что русские и татары использовали древнейшее первородное название от коми, и
добавили к нему переведённое на свой язык. Сам факт перевода все давно
позабыли, а слова слились в оригинальный блок.
Красный идол
Световид
Река
Меча – красивая, кто бы сомневался? Однако есть реки ещё красивей. Что за
эстеты давали в древности такие восторженные оценки?
Суть определения стала понятной
после открытия в Красном Буераке красного великана – языческого четырёхликого
Световида, на которого возлагалась роль бога, дающего свет посредством красного
солнышка. Великан имеет рост более пяти метров и коллаж из четырёх лиц
диаметром около одного. Идол распластан в глубине оврага. Песчаниковая
платформа выступает из северного склона, и не вся видна на поверхности. В её
торцевой части представлено самое большое лицо, изображённое в фас, на котором
уместились ещё три. Оно приподнято вверх и перекошено как бы от боли. Роли
солнечного бога подробно расписаны выше, в главе «Открытие статуи Световида».
По воле природы, на Красном холме обитают
самые оригинальные нерукотворные изваяния самых древних богов. Восторженные
кочевники дополнили этот древний пантеон, сочли за честь похоронить в кургане
Волотова Могила вождя и поставили каменные бабы на высоком берегу Мечи.
Неслучайно, в честь всех этих болванов и чурбанов, береговой участок Красного
холма называли «Чуровым».
Красный холм в устье Красной Мечи, село
Красное за холмом – всё от красного цвета этой статуи. Почему тогда холм не
называется по-другому? Он ведь полгода в зелёной траве, а полгода белый под
снегом. Растеклось это понятие по Донскому водному пути вдоль древнейшей
Столповой дороги по всему славянскому миру и стало религиозной всеобщей
традицией. На огромной территории, заселённой славянами, часто встречаются
Красная гора, Красная поляна, Красная долина – все эти наименования
унаследованы от языческого культа. Возьмите обычай называть «красным углом»
место, где висят иконы. А у большевиков был идеологический «красный уголок». От
языческого культа происходит подмена точного перевода «мича» – красивая, с
языка коми-кыв на языческое русское – красная, как синоним «красивая». Отсюда
река Красивая Меча – красивая по-русски, и ещё раз красивая на языке народа коми,
и получится – Красавица! Кто же станет спорить?
Где неловкий
хан выронил меч
Старожилы называли реку «Краснай Меч», и ещё
совсем недавно произносили: «Сливаюца Дон и Меч» – отсюда и произошла
трансформация от «ми» к более привычному «ме». Диалект не учитывал никаких
правил грамматики. Народ в своей массе ещё в начале двадцатого века был
неграмотным, косноязычным. На старинной карте города Ефремова название реки
искажено неимоверным образом: «Река Красивой Мечъ». А уж простому народу было
простительно.
О том, как неловкий татарский хан обронил в
реку красивый меч, вам расскажет любой житель долины. Якобы во время долгих и
безуспешных поисков название закрепилось в русском мире, оправдывая народное –
«Краснай Меч», и породило легенду, которую легче всего запомнить. Простаки до
сей поры продолжают нырять, с надеждой найти ценный раритет.
Наиболее популярная, но самая корявая и
сомнительная версия выводится от удмуртского слова «метьс» – лесная река с
высокими берегами. Четыре века тому назад Романцовский, Бруслановский,
Дрысинский, Слободской и другие леса покрывали речную долину сплошь, а берега и
в наше время остались высокими. Был ли повод так отмечать именно эту? Лесных и
гористых рек у нас и без неё хватает.
В русской летописи о Куликовом поле сказано:
«Было поле то тесное между Доном и Мечёю»
– с явным ударением на втором слоге, а не «Мчей», как в современном
справочнике, с надуманным ударением на первом. Попробуйте просклонять два этих
варианта – я знаю, где вы сломаете язык. Народная речь всегда стремится к
лёгкому произношению.
По одной из версий реку стали звать «красной»
из-за микроводорослей, богатый урожай которых иногда созревает. Водоросли
содержат повышенную концентрацию солей железа, поэтому приобретают красный
оттенок – вода кажется красной. Известно, что недра Липецкой и соседних с ней
областей богаты залежами железной руды. Последний раз покраснение наблюдалось
летом 2008 года, о нём сообщало Липецкое радио, а экологи били тревогу и искали
виновника. Версия неплохая, но есть сомнения. Насколько часто происходило такое
явление в древности, чтобы люди отметили его в названии?
Устье Красивой
Мечи
Устье Мечи – притягательное место. С любой
точки высоких берегов можно любоваться сразу тремя живописными протоками. По
Дону плывёт группа заросших лозинником островов, населённых бобрами, а берега
завалены поверженными и обглоданными деревьями. Водится в этих местах и
ондатра, неплохо клюёт рыба. Русла здесь глубокие с коварными песчаными
перекатами и бездонными ямами, а бурное течение покоряется только хорошим
пловцам. Приезжие этого не знают. Трагические случаи бывают часто.
А вы знаете, что донская вода теплее?
Контрастность чувствуется, когда пересекаешь линию слияния потоков, и попадаешь
в прохладные воды Мечи. Речка короткая, поэтому родниковая вода не успевает в
ней прогреться.
На речной глади видны буруны от двух огромных
валунов, которые лежат на дне у правого берега Дона немного ниже зоны слияния.
На вершине одного из них под слоем воды скрывается глубокая впадина, похожая на
круглую миску до полутора метров в диаметре, а на другом – ложка овального типа
такого же размера. Валуны несут свою легенду, в которой рассказано о
создателях. Якобы в этом месте трапезничали всемогущие великаны и решали, куда
направить водные потоки. С находкой в Красном Буераке статуй людей и животных,
стало понятно, кто пировал и, кто сотворил эти реки, от чего произошла легенда.
Продолжение 2-го
раздела «Каменной сказки» следует в «Главе 2-2. Серенады Подонья».
Николай
СКУРАТОВ
Фотоочерки из
"Каменной сказки" опубликованы на сайте автора
http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennaja_skazka_verkhnego_podonja_kniga_2016/0-82
Тэги:
река Красивая Меча