Береговой участок
Красного Холма называется «Удрики», возвышается над Красивой Мечой на правом
берегу рядом с устьем и служит отличной наблюдательной площадкой. Приехал я
сюда на прогулку в июле 2009 года, и в Красном Буераке открыл древнейшее
языческое святилище, населённое каменными изваяниями, среди которых
мифологический и сказочный Конёк-Горбунок, он же летописный и казачий Каменный
Конь. Эти статуи были забыты, про них никто не писал больше ста лет. Почему так?
Лебедянь футболили из одного региона в другой по два раза в столетие, в течение
всей обозримой истории. Историки оставались на прежних насиженных местах, а
новые в суть дела вникать не успевали.
Моя работа над историей
Каменного Коня началась сразу же после его открытия. Информация немедленно пошла
от эрудированных людей. Первая мысль промелькнула в книге писателя Б.Н.
Григорьева «На берегу Красивой Мечи». Борис Николаевич не знал и не ведал, где
стоит оригинальный памятник, однако понимал: где-то недалеко от устья и,
описывая чудесную природу Мечи, на странице 28 высказал гипотезу, что за
Каменного Коня наши предки считали каменные Кураповские скалы, бегущие над
быстрой рекой, а древняя пристань могла быть только ниже скал и порогов, из-за
которых Меча никогда не была судоходна.
По моей просьбе, корреспондент
«Лебедянских Вестей» Новожилова Татьяна легко нашла в сети Интернета
исторические документы о Сторожевой службе разных годов, в которых Каменный
Конь представлен весьма подробно. Но не всё так просто. Самые древние документы
отлично вязались к Коню в устье Мечи, а более поздние совсем не подходили и всё
запутывали. После выхода в Интернет и публикации первой статьи, пришли
помощники, которые отыскали и прислали массу документов. Несколько лет разбирал
эту великую путаницу, в итоге разложил по полочкам всю найденную информацию. В
исторической действительности Коней на берегах Мечи оказалось два: лебедянский,
в устье Мечи, известный из документов исторического периода до Смутного времени,
и ефремовский, в 50 верстах от оригинала, тоже на берегу Красивой Мечи, но на
левом, отмеченный после Смуты. Шустрые недобросовестные туляки
воспользовались исторической заминкой, перетащили к себе всю информацию, а
Горбунка «прилепили к козьей стенке». Липецкие историки ещё не родились. Из-за
их некомпетентности история России понесла невосполнимые потери.
Рукописи и летописи не горят, и правду говорят!
Самые весомые сведения о
лебедянском Каменном Коне содержатся в Указе о Сторожевой службе, подписанным Иваном
Грозным 16 февраля 1571 года:
«11-я сторожа на Мечи у Турмышского броду, а
сторожем на ней стояти из Донкова, да из Епифани, да с Дедилова шти человеком,
из города по два человека, а беречи им направо от Турмыша до Коня вёрст с семь,
а налево до Брысинского броду вёрст с шесть» (9).
И.Д. Беляев в книге «О сторожевой службе…», 1846 года издания,
перечислил сторожи, входившие в зону ответственности Старого Данкова:
«7-я на Дону на Ногайской стороне, усть
Скверны, против Романцовскаго лесу; 8-я вверх Скверны; 9-я вверх Кобельши
Ягодны; 10-я вверх Ряс; 11-я на Мечи усть – Мышковскаго броду; 12-я на той же
Мечи меж Зеленкова и Семенцова брода; 13-я на Вязовке повыше Вязовскаго устья
на Дрычинской дороге; 14-я вверх по Вязовке на Турмышевской дороге» (7).
Историк полагал, что 11-я
сторожа контролировала отрезок от устья Мечи до Мышковского (Турмышского)
броду. Как не переставляй слова и знаки пунктуации в этой фразе, её смысл не
изменится.
Старый Турмышский
(Мышковский) брод падает на Мочилки, до которого от Коня ровно 7 вёрст (11,2
км), а Брысинский (Дрысинский) брод – в Сергиевское, до которого от Турмыша – 6
(9,6). Семенцовский брод находится на устье речки Семенёк (старое название
Семенец), а до Зеленковского надо отсчитать 15 вёрст (24 км). В этой точке на
левом берегу Красивой Мечи находится посёлок Запрудненский, а напротив него в
реку впадает балка Тармыш.
Расстояния региона
от Старого Данкова до устья Красивой Мечи в документах о сторожевой службе 1571
года и в Книге Большому Чертежу 1627 года измерены в расчёте: в одной версте
750 саженей. Чтобы получить расстояния в километрах, вёрсты надо умножать на
1,6. Некоторые расстояния одного региона указаны с умножением на 2,16. После
реформы 1649 года перешли на 500 саженей, поэтому стали умножать на 1,063.
Многие поселения
Бруслановского стана Елецкого уезда стояли в Дрысинском лесу, который
простирался к северу от реки Семенёк. Дрысинский брод находился на Дрысинской
дороге, к югу от этого леса.
Турмышская дорога шла
от Старого Турмыша на север, пролегала мимо Слободки и через 14-ю сторожу,
служившую где-то в верховье реки Вязовки, уходила в сторону Епифани. Возможно,
на месте Слободки, в узловой точке древних дорог стояла летописная крепость
Хэлэк (с татарского - погибшая, то есть городище).
О городище и о Дрысинской дороге
говорится в книге академика
В.П.
Семёнова – «Россия», 1902, Т.2, с. 413:
«Верстах в трёх северо-восточней Сергиевского
у с. Слободки находятся остатки древнего вала. Между Сергиевским и
расположенным в 8 верстах выше него по Красивой Мече с. Кузьминской (Кузьминой
Гати), близ так называемой татарской Дрыченской или Дрысинской дороги,
соединительной между Муравским и Ногайским шляхами, в 1380 году целый месяц
стоял с войском Мамай, поджидая Дмитрия Донского».
Современные исследователи не
увидели первого Коня в устье Красивой Мечи, зато знали про его двойника у села
Козье в Ефремовском районе. Древнейшие сведения из исторических документов туда
не вяжутся, не сходятся ориентиры и расстояния между тамошними бродами – попробуйте
сами прикинуть. Но это не помешало В.П. Загоровскому прилепить 11-ю и 12-ю
сторожи к ефремовскому Коню. Это историческая ошибка.
Свидетельские показания Ивана
Беляева из далёкого прошлого вы только что прочли. Летом 2017-го в мой дом пришёл
Юрий Звягин, самый активный историк
современности, автор книги «Загадки Куликова поля», и лично вручил главный
документ из архива РГАДА «Дела Крымские» №2, страницы 515-621, 894-921:
«№60. 1499, марта 16. Посольство от великаго
князя Ивана Васильевича в Кафу и к турецкому султану Баязету с Александром
Голохвастовым.
1. Лета 7007, марта 16 день, отпустил князь
великий гостей Доном на низ в судах; а с ними отпустил в Кафу к Баазит
салтанову сыну к Шигзоде салтану, да и во Царьгород к Баазит салтану к турьскому
с грамотами Олешу Голохвастова, да с ним послал подъячего Илейку, Юшкова
шурина; а клалися в судно на Мече, у Каменово Коня. А толмач с ним Михал.
№81. 1502, апреля 29. Посольство от великаго
князя Ивана Васильевича к кафинскому султану Махмет-Шихзоде с Александром
Яковлевичем Голохвастовым.
Посольство от великаго князя в Рязань о
проводе кафинскаго посла до Дона.
А как его князь великий отпустил, и он под
них подо всех дал подводы до Мечи, а послал с ними людей проводити их до Дону,
а на Дону дал им судно, да и корм им дал до Азова».
Написано древним, но
понятным русским языком: провожали посла до Дона, суда подали с Дона,
погрузка происходила на Мечи у Каменного Коня. Пристань была в устье Мечи, куда
приходила торговая дорога Древней Руси – Столповая.
Стойло Каменного Коня было в Красном Буераке,
на расстоянии 1200 метров от устья Мечи, на её правом берегу в Чурове. К Чурову
относятся Удрики с каменными половецкими истуканами-чурбанами и курганом
Волотова Могила, и ещё Красный буерак, населённый нерукотворными скульптурами-чурбанами.
В древних мифах славян Чур – божество-берегиня, хранитель собственности,
а на практике столб или чурбан, чаще – межевой знак на полях. Весь исторический
комплекс устроился на восточном береговом участке летописного Красного холма. Берег
на отрезке от устья до Коня в древности представлял собой каменную скалу,
трудно преодолимую, поэтому этот участок патрулировать не имело смысла.
Столица Бруслановского стана –
Верхнее Брусланово, расположено в пяти верстах от Каменного Коня, на дороге,
приходящей от Чурова брода. В топонимике «бруслан» рассматривается как
производное от русского «брус» – камень и татарского «арслан» – лев, а точнее,
татарский Каменный Лев, на которого более всего походило изображение на валуне,
который у русских значился Каменным Конём. Отсюда и стан можно называть
«Коннокаменным».
Не сомневайтесь, первый Конь стоял в Лебедянском уезде!
Кроме показанных выше экспертов,
за историческую правду и достоинство лебедянского Коня вступилась элита российской
исторической науки прошлого.
Смотрим «Большой
энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона», 1897 года издания, том 11, на
странице 38, в статье
Леонида Вейнберга
«Дон, река в Европейской России» читаем:
«В древности на Дону были известны только 4
пристани: у Каменного Коня, или Конь-камня (на устье Красной Мечи ниже г.
Лебедяни) …».
Несомненно, Беляев и Вейнберг
изучали документ №60 и отлично понимали, где стоит лебедянский Каменный Конь.
Фотограф и любитель природы Андрей
Шаталов нашёл книгу «Донская Беседа…» Воронеж. 1896 (переиздана в книге «В
поисках древностей…» А.Н. Бессуднов, Е.Ю. Захарова. Липецк. 2007), в которой
Евгений Марков на странице 238
размышляет:
«Игнатий (писарь в экспедиции 1389 года – примечание
Н. Скуратова)
точно также не упоминает о
некоторых других очень заметных и известных в старину урочищах Донского берега.
Так, например, он проехал, ничего о них не упомянув, мимо Волотовой могилы,
немного выше устья Красивой Мечи, мимо «Каменного Коня», у устья той же Мечи,
мимо Галичьей горы и т.п. Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы
или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое
божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена».
Любознательная дама Лидия Либгот
отыскала «Адрес-календарь Тамбовской губернии», 1903 года издания, в котором
Алексей Норцов опубликовал своё мнение на
странице 986:
«
Лебедянский уезд. Река Красивая Меча.
В старину на реке находилась пристань. Когда
в 1499 году был отправлен посол к Баязиду, в свите было много купцов, ехавших в
Азов и нагрузивших барки у «Каменного Коня», на Красивой Мечи».
Ключевое слово:
«
Лебедянский уезд», а не Ефремовский.
История
тульского «козьева» Коня отражается в переписных книгах Елецкого уезда (Елецкий
уезд. Земельный реестр. 1629 год). Валун представлен меткой границ Дубовотского починка
у села Козье:
«Починок Сапронов, что была пустошь на реке
Мече в Вязове поляне. № 892. За Василием Яковлевым сыном Сапроновым, за ним же
жеребий в починке Дубовотском в Желтоновской поляне, жеребий пустоши в поляне
Козьей Бородке. Починок Дубовотский в Желтоновской поляне на реке Мече к
Гостилову лугу у Коня Камени, что была пустошь».
Землемеры
справедливо подметили, что здесь стоит обычный камень и выступает в роли коня –
«
у Коня Камени». Только казаки по
старой традиции, принесённой с Нижней Мечи из старых Зеленкова и Турмыша,
упорно продолжали именовать местный простой валун Каменным Конём, и ефремовскую
речку Сменку переименовали в другой Семенёк.
Сторожевая служба данковских казаков, 1623
год:
«7-я сторожа в Зеленкове, а сторожей на ней стоит из Донкова 2
человека, с Епифани 2 человека; а от Донкова 50 вёрст, а проезд на обе стороны,
на право до Семенцова броду 30 верст, а на лево до Каменного Коня 8 вер.
8-я сторожа у Тырмышсково броду на речке на
Мечи, от Донкова 40 верст, а сторожей на ней стоит от Донкова 2 человека, с
Епифани 3 человека, а проезд на обе стороны на право к Коню Каменному 10 вёрст,
а на лево вниз по Мечи к Дрысину броду 10 верст».
Сторожевая служба данковских казаков, 1630 год:
«Седьмая сторожа, съезжая – в Зеленкове на
речке Меча, на Крымской стороне. От нового Данкова 40 верст, а проезд на обе
стороны: направо до Семенцова броду 30 верст, а налево до Каменного коня 8
верст. На сторожу послано из Донкова сторожевых казаков 2 человека: Киреев
Фаустька, Кононов Герасимка. Также по росписи указано стоять на той стороже 2-м
человекам из Епифани.
Восьмая сторожа, съезжая – от Турмышского
броду на речке Меча, на Крымской стороне. От нового Донкова 30 верст, а проезд
от нее на обе стороны: направо к Каменному коню 10 вёрст, а налево вниз по Мече
к Дрысину броду тоже 10 вёрст.
Расстояние между сторожами Зеленковской и
Турмышской 10 верст».
Документы
тульского Коня не подходят к лебедянскому, и наоборот. Почему так? Надо
чётко разделять эпохи до Смутного времени и после. В период Смуты население
перебежало из многократно растерзанного Лебедянского уезда вверх по Мече и
перенесло в новые места обитания старые названия – практика обычная, частая,
повсеместная. Причины на то были очень вескими. Обратите внимание, переехали
только населённые пункта, а дороги, разумеется, не перетащили. В главе
«Междоусобица» показаны документы и раскрыты обстоятельства того периода http://kamenny-con.narod.ru/index/mezhdousobica/0-60
Даже простое сравнение фотографий даёт ответ:
где здесь выразительная статуя коня, от которой произошло название, а где
простой валун, стоящий на трёх камнях, механически унаследовавший исторический
термин.
Туляков, беспардонно подтасовавших документы,
не вникая в суть дела, поддержал воронежский историк В.П. Загоровский и
липецкий – А.Н. Бессуднов.
Каменные Кони в истории
данковского казачества являются яркими знаками – первыми пограничными столбами
Руси, от которых вели отсчёт патрули.
Статья «Ефремовский
Каменный Конь» в полном объёме опубликована в моей книге и на сайте http://kamenny-con.narod.ru/index/efremovskij_kamennyj_kon/0-61
Геология, предания, летописи, мифы
Конька-Горбунка и пару коней из
его стада вместе с другими персонажами на берег Красивой Мечи принёс ледник и
сбросил в овраг, промытый в Удриках. В дополнение к ним, кочевники поставили на
высоком берегу несколько каменных баб и насыпали курган Волотова Могила. По
этим божественным чурбанам-статуям место названо «Чуровым».
Сведения об
истуканах взяты
Алексеем Норцовым из
«Памятной книги Тамбовской губернии за 1866 год» (Россия, С.-Петербург, 1902
год, том 2, стр. 412) и опубликованы в «Адрес-календаре» 1903 года:
«Село
Волотово. На устье Красивой Мечи, в 5 верстах от села, возвышается огромный
курган Волотова (т.е. богатырская) Могила. На вершине кургана в начале 19 века
стояли каменные бабы, брошенные владельцем села в реку».
Курган
впервые представлен в «Книге Большому Чертежу» от 1627 года:
«С
правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь,
от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река
Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».
Красный буерак оказался над
Чуровым бродом, через который прошла древнейшая торговая дорога Руси –
Столповая, известная из булгарских летописей:
«Из Балынской (Суздальской) Булгарии на юг
вели две дороги: Балская (Столповая, так как «балбал» значит «столп, памятник,
скульптура»), которая вначале шла к Ширу (Дону), затем вдоль его берега и
заканчивалась в Сарычи (не Волгограде), и Морайская (Муравский шлях), которая
шла к Балтавару (Полтаве), а от него – в Джалду (Крым)».
В
летописи «Задонщина» прямо говорится:
«У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у
реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей
расстаться нам во славу».
В этом месте, одновременно у Дона и у Мечи, то
есть в самом её устье, на Красном холме, стоял Мамай перед Куликовской битвой,
и пас коней на отрезке
«между Чуровым и
Михайловым». Летописный Фома Кацибей сидел в дозоре
«на реке на Чурове» и наблюдал за ним.
Мифы древних славян собрал профессор
Андрей Кайсаров и опубликовал в 1810 году. Напомню только одну
цитату:
«Мифологическое существо Полкан или Полуконь.
Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или
богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д.
По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он
невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т.д.). В метафорическом
смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов),
говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении
добра».
Дополните сведения от Андрея Кайсарова мнением
Евгения Маркова и сравните с ефремовским валуном.
Скульптуры и детали от них составили собирательные
портреты сказочных персонажей. Нерукотворные статуи видели многие
путешественники, удивлялись, сочиняли мифы и сказки, и разносили по белому
свету. Потрясение порождало суеверные фантазии, которые завершились обожествлением
и копированием богов с этих каменных оригиналов.
Что порушено в устье Красивой
Мечи?
Осенью 2009-го именитые вандалы
исковеркали ландшафт языческого святилища, подрыли валуны – подготовили к тотальному
вывозу. С дозволения невежественных чиновников и с одобрения липецких историков
на Кудыкину гору продали самую оригинальную скульптуру – Каменного Коня.
Я возмущался и докладывал Президенту Дмитрию
Медведеву
http
://www
.proshkolu
.ru
/user
/NikolaiSkuratov
/blog
/75289/
В итоге вандалы – нынешние
бутафорские казаки и лукавые чиновники, предали древнейший символ данковского
казачества, а меня размазали мордой по родной земле, со словами: «Там
ему будет лучше, больше народу увидит». Сорванный с исторического места
памятник потерял своё значение, его превратили в пошлый сувенир. Смотрите
статью «Хромая Лошадь» в Интернете, где показаны все документы по этому
вопросу. Вандалы, как и тысячу лет назад, губят истоки русской
истории, уничтожают языческие памятники и насаждают христианские. Бригадир
вандалов, оборотень, а в миру художник, получил медаль «За заслуги перед
Лебедянью».
Всё гораздо серьёзней: уничтожен
величавый знаковый памятник Древней Руси!
Что
осталось?
С момента открытия Каменного Коня в Красном Буераке
прошло десять лет. Нет счёта экскурсиям, проведённым мной в порушенное
языческое святилище. Иностранцы видят статуи Световида, Велеса, Перуна, Дивии,
Змея-Горыныча, Колобка, Чаши с плодами, первородную Свастику, бога Хорса и недоумевают:
«Если бы у нас такое…!».
Это
Россия! Детка! Греческое язычество славим, русское – топим!
Документальная история подробно изложена в исторической монографии
«Свет забытой Непрядвы» - 2020, которая опубликована на сайте автора http://kamenny-con.narod.ru/index/svet_zabytoj_neprjadvy/0-178
Примечания, источники
информации:
http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Последняя редакция в апреле 2020 года.
Николай СКУРАТОВ.
Каменный Конь – фото, карты, схемы user/NikolaiSkuratov/folder/144549/
Тэги:
Каменный Конь,
Конёк-Горбунок,
Язычество,
сторожи на Красивой Мече,
Красивая Меча,
Красный Буерак,
Лебедянь,
Зеленковская дорога,
Турмышская дорога,
Дрысинская дорога,
Столповая дорога,
Турмышский брод,
Дрысинский брод,
Зеленковский брод,
Семенцовский брод,
Троекурово,
Тютчево,
Мочилки,
Большой Верх,
Сергиевское,
Иншаковка,
Перехваль,
Дон,
Красный Холм,
Удрики,
Кураповские Скалы,
Кураповские пороги,
Кузьминки,
Данков