развитие логического мышления мл. шк. на уроках русского языка - Ольга Викторовна Киренко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ пояснительные записки ФГОС
 ▫ рабочие программы 1 класс УМК `Школа России`
 ▫ рабочие программы 2 класс УМК `Школа России`
 ▫ рабочие программы 3 класс УМК `Школа России`
 ▫ рабочие программы 4 класс УМК `Школа России`
 ▫ внеклассная работа
 ▫ математика
 ▫ контр. раб. 2 кл.
 ▫ контр. раб. 3 кл.
 ▫ контр. раб. 4 кл.
 ▫ ГИА 4 кл.
 ▫ метод. папка
 ▫ литература
 ▫ самост. раб. 2 кл.
 ▫ самост. раб. 3 кл.
 ▫ самост. раб. 4 кл.
 ▫ ГИА 4 кл.
 ▫ самост. раб. 1 кл.
 ▫ окружающий мир
 ▫ итоговая аттестация
 ▫ рус. яз.
 ▫ самост. раб. 3 кл.
 ▫ самост. раб. 4 кл.
 ▫ ГИА 4 кл.
 ▫ КИМ 4 кл.
 ▫ итоговая аттестация
 ▫ самост. раб. 2 кл.
 ▫ притчи










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Ольга Викторовна Киренко

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

какой же ты извлёк урок...
портрет


 развитие логического мышления мл. шк. на уроках русского языка




Педчтения по теме «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»

 

       Задачи предметной области «филология», определённые Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), реализуется на уроках литературного чтения и русского языка. Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.             

     В законе об образовании говорится: «Содержание должно быть ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание   условий для её самореализации» (ст. 14. п. 1.).    «Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме» (Конвенция о правах ребёнка).

           Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления. Развивать логическое мышление школьников – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.

     С самого начала школьного обучения учитель стремится к тому, чтобы ребёнок вместе с усвоением нового слова усваивал и новое для него понятие, знакомясь с его объёмом и содержанием. Так, например, знакомясь с новым понятием «имя существительное» ребёнок узнаёт, что это слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? Неточное выявление существенных признаков в отдельных случаях ведёт к неправильному расширению или сужению объёма изучаемого понятия, а, следовательно, к логическим ошибкам. Правильное усвоение научных понятий с самого начала является одной из важнейших задач всего школьного обучения и выступает как предпосылка и результат развития логической культуры. Учитель добивается от учащихся логичности в рассуждениях и доказательствах, точности в определениях, поправляет их, если они допускают противоречия, вкладывают разный смысл в одно и то же понятие. В результате учащиеся практически овладевают навыками анализа   и синтеза, абстракции и конкретизации, научаются сознательно применять индукцию и дедукцию в умозаключениях, правильно оперировать понятиями.            

           Анализируя логические ошибки в рассуждениях и доказательствах учащихся, учитель показывает важность соблюдения законов логики. Развитие точного, последовательного, непротиворечивого и доказательного мышления, т.е. мышления, отвечающего законам логики, ведёт к успехам в учёбе, овладении знаниями, в подготовке к жизни.

           В младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные упражнения.

       В любом акте учебной деятельности одновременно сочетается несколько методов обучения, они взаимопроникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем сказать в данный момент об использовании определённого метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе.

           Каждая дисциплина вносит свой вклад в развитие выше названных умений. Большими возможностями в этом процессе располагают уроки русского языка.

       К числу путей, способствующих интенсивному развитию логического мышления детей во время изучения русского языка, относятся упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и приобретение знаний, умений и навыков по русскому языку. Эти упражнения составляются на основе языкового материала, соответствующего изучаемой теме, и используются на этапе закрепления, а также при повторении ранее изученных тем.

    Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учётно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, физкультминутки). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в первом классе вводится новый – мобилизующий.

      Развитию логического мышления способствует введение в 1 классе мобилизующего этапа урока. Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребёнка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребёнка: или наглядно-действенный, или наглядно-образный, или словесно-логический.

        Задания, направленные на развитие словесно-логического мышления, не предусматривают непосредственных операций ни с буквами, ни с их мысленными образами. Они заставляют ученика оперировать условными обозначениями букв. Такого рода задания формируют у детей умение чётко, последовательно, доказательно выражать свои мысли. Например: на доске записано задание. Учитель читает его один раз.

(слайд 3) В домик с какой буквой может прыгнуть зайчик, если он находится в домике с буквой А, при условии, что зайчик прыгает от домика к домику наискось через дорожку? Охарактеризуйте буквы и звуки, которые они обозначают. Какой буквы не хватает? (ы)

       Учитель: Буквы А и Я    живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причём буква А не живёт в низком домике. В каком домике живёт каждая буква?

        Дети: Мы знаем, что две буквы А и Я живут в двух домиках: высоком и низком. Если буква А  не живёт в низком домике, значит она живёт в высоком домике.

         Учитель: Дайте характеристику буквам А и Я .

           Дети: А и Я – буквы алфавита. Они обозначают гласные звуки. Буква «а» обозначает твёрдость согласных звуков, буква «я» – мягкость согласных звуков. С буквы «а» начинается алфавит, буквой «я» – заканчивается.

      Решение таких заданий требует выражения в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью слов воспроизводить ход мысли, называть результат. Направлены такие задания на развитие словесно-логического мышления, формирует умения оперировать образами, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

        (слайд 4) На минутке чистописания происходит   формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов. Учащиеся с помощью специально разработанных приёмов самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма. Далее учитель пишет на доске цепочку букв и предлагает детям очередное задание.   Дети записывают в тетради начатый ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца строки и ориентируясь на алфавит.

Например: учитель пишет на доске слова: яблоко, каток, океан, ракита.

Учитель: Найдите общее в этих словах. (В каждом слове есть буква к).

Учитель: Охарактеризуйте звук, который обозначает буква «к» в данных словах. (согл., глух., парн.; в словах яблоко и каток – тв., а в словах океан и ракита – мягк.).

Учитель: Определите порядок следования букв в данном ряду: Кка   Ккя   Кке Кк… (заглавная К, строчная к, гласная буква с начала алфавита чередуется с заглавной К, строчной к и гласной с конца алфавита).

Учитель: Продолжите эту запись, ориентируясь на алфавит.

Или:  внимательно посмотрите на это изображение. Скажите, какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания? Она встречается чаще, чем другие. Какая буква? Сколько раз?

       Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, сообразительность, аналитико-синтетические способности и др.

        (слайд 5 В словарно-орфографической работе также можно развивать логическое мышление. Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом.   Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. Например: «Новое   слово, с которым вы сегодня познакомитесь, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку (клмнстткавгдщшранхзсбвжппдашннккфлрпгнт), найдите в ней слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы узнаете слово» (карандаш). Что такое карандаш? Произнесите хором, определите, на какой слог падает ударение. Посмотрите правописание слова в словаре, запишите».

   Или:   сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них. (медведь) (кто такой..? что означает это слово – это крупное животное с длинной шерстью и толстыми ногами. Какой м. в сказках? Что знаете о его жизни? В каком ещё смысле употребляется слово м.? – неуклюжий человек слово произошло от - мёд едящий какую букву надо запомнить?)

      Один из способов введения нового слова в активный словарь детей    - исключение лишнего слова из трёх возможных – способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации.

       Эффективное стимулирование развития логического мышления в значительной мере обеспечивается за счёт расширения сферы использования 1) поискового, 2) частично-поискового, 3) проблемного методов изучения нового материала. Их внедрение начинается при ознакомлении с первыми грамматическими понятиями, орфографическими, пунктуационными и другими правилами в начальной школе при изучении русского языка.

          В начальных классах для изучения нового учебного материала применяется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Чётко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

        В 3-4 классах начальной школы вполне оправданно и результативно применение проблемного метода. Он предполагает создание учителем проблемной ситуации, исследование её учащимися и формулирование ими вывода.

Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний, низкий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной учащимися для решения, и степенью помощи со стороны учителя. Проблемная задача (ситуация) на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем – 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на некоторые учащиеся приходят к нужному выводу. Например, при изучении темы «Мягкий знак в конце имён существительных после шипящих» возможны три уровня.

             (слайд 6)    Высокий уровень. Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.

       До чь, вра ч, ти шь, шала ш, ро жь, но ж.

    Средний уровень. Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.

               до чь                             вра ч

               ти шь                            шала ш

               ро жь                             но ж

Низкий уровень . Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова:

               до чь                            вра ч

               ти шь                           шала ш  

               ро жь                            но ж

Ответьте на следующие вопросы:

- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Определите род имён существительных первого и второго столбиков.

- Какие согласные буквы стоят в конце имён существительных обоих столбиков?

- В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

      (слайд 7) Или: Число имён существительных (изучение нового материала)

         - Прочитайте написанные на доске слова (флаг, страна, поля, флаги, поле, страны).

         - Какой частью речи они являются? (им. сущ.)

         - Разделите данные имена существительные на две группы. Какие имена существительные вы бы отнесли к первой группе? (флаг, страна, поле)

         - Почему именно эти имена существительные вы объединили в одну группу? (обозначают один предмет)

         - Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Какие имена существительные вошли во вторую группу? (флаги, страны, поля)

        - По какому признаку вы объединили эти существительные в одну группу? (каждое из этих сущ. обозначает несколько предметов)

          - Имена существительные, обозначающие несколько (много) предметов, находятся во множественном числе.

                     Запись на доске:

единственное число                          множественное число

           флаг                                            флаги

           страна                                        страны

            поле                                           поля

Прочитайте написанные в столбиках слова парами (флаг – флаги, страна – страны, поле –поля).

        - Как в данном случае изменяются имена существительные? (по числам)

       - Изменение по числам – это второй грамматический признак имён существительных.

Выделите окончания в именах существительных единственного и множественного числа.

           - Что меняется в именах существительных при изменении их по числам? (при изменении по числам в сущ. меняются окончания)

           - Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Как изменяются имена существительные?

2. В каком числе они употребляются?

3. Что обозначают имена существительные в ед. числе?

4. Что обозначают имена сущ. во мн. числе?

5. Что изменяется в им. сущ. при изменении его числа? (им. сущ. изменяются по числам. Они употребляются в ед. ч. и мн. ч. Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, во мн.ч. – несколько предметов. При изменении сущ. по числам в нём меняется окончание.)

         - Какую схему вы бы составили к нашей теме?

                                  Изменение существительных по числам

       единственное число                               множественное число

             один предмет                      несколько или много предметов

      Для работы над решением проблемной ситуации учитель определяет группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая новой темы, он раздаёт каждой группе отдельную карточку с написанной в ней проблемной задачей. Учащиеся работают с карточками, решают задачу, формулируют вывод. Проверка результатов их деятельности осуществляется с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком. После этого учитель формулирует правило в соответствии с вариантом учебника.

             Использование исследовательских методов позволяет детям становиться активными участниками процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.

          На этапе изучения нового материала во втором и последующих годах обучения предпочтение отдаётся частично-поисковому методу. Работа направлена на углубленное осмысление нового материала, когнитивную переработку и активное запоминание в процессе обобщения и формулирования вывода. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала используются разные виды обобщения.

       Первый вид – обобщение учащимися изученного по заранее составленному плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые, учащиеся формулируют новое правило.

         (слайд 8) Второй вид – использование обобщающих таблиц со знаковым кодированием. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал. Например, при изучении темы «Правописание приставок и предлогов» учащиеся формулируют вывод на основе такового вида таблицы:

        

       это

часть

       пишется

С                   ?

С другими                           ?

       служит

Образования новых

связи                       в

Вставить вопрос или

между                   и                             ?

между                                 и              ?

 

       Степень осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание и развитие логического мышления учащихся усиливается при использовании третьего вида – самостоятельного составления ими обобщающих схем. Ученики приступают   к работе над ними после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщён, а его когнитивная переработка углубляет и систематизирует приобретённые знания. Эта деятельность может первоначально носить коллективный характер, далее групповой и индивидуальный.

        Таким образом,    формулирование вывода с опорой на план, таблицу или схему полностью становится делом учащихся. У учителя остаётся организационная и контрольно-корректирующая функции. Это позволяет значительно расширить роль учащихся в организации учебной деятельности и в определённом смысле вывести их мышление на уровень, предусматривающий использование отдельных логических операций.

     (слайд 9) Физминутки: Я буду называть слова, а вы, если услышите одушевлённое сущ. – машите руками, неодушевлённое – садитесь.

Малина, воробей, сорока, горох, земляника, месяц, ученик, дежурный, урожай, помидор, медведь, улица, картофель.

           Дальнейшее развитие вышеуказанных процессов осуществляется на этапе закрепления вновь изученного материала, где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление.   Учащиеся овладевают такими категориями абстрактного мышления, как понятие и суждение не только в практическом, но и в первично-теоретическом плане. У них вырабатывается представление об уровнях абстрагирования свойств и качеств разных предметов и явлений. В связи с этим школьники овладевают понятиями: род-вид, вид-род, часть-целое, последовательность, причина-следствие и т.д.

         (слайд 10) Первый путь – формулирование заданий повышенной трудности к лексико-орфографическим упражнениям, выполнение которых требует от учащихся мобилизации их интеллектуальных качеств на более высоком уровне, чем на предыдущем году обучения. Например, при изучении темы «Изменение глаголов по числам» задание может быть следующим: «Прочитайте перечисленные ниже слова, поочередно исключите лишние по какому-либо признаку так, чтобы осталось только одно слово; причину исключения каждого слова обоснуйте.

   Ночует, наливает, пчела, бегут, подпиливает, объединяет.

          (слайд 11)  Второй путь – увеличение количества лексико-орфографических упражнений со знаковым кодированием, обеспечивающим дополнительное осмысление изучаемого материала и его когнитивную переработку.

          Например, при изучении темы «Части речи» задание: «Прочитайте предложения, напиши их в соответствии с шифром; вставьте нужные буквы; раскройте скобки.

1.            Густели ранние д(е,и)кабр(ь,-)ские сумерки.-4

2.            В (а,о)р(а,о)б(ь,-)и ч(и,е)рикают (около) тёмных скир(т,д).-5

3.            Небо з(а,о)стилает ровной пел(е,и)ной св(е,и)нцового света.-3

4.            Белые ч(я,а) йки (с) криком н(а,о)силис(ь,-) (над) (Д,д)оном.-2

5.            (А,о)леет край неба».-1

                                   Шифр

пред-ложения

Существи-тельные

Прилага-тельные

глаголы

предлоги

      1

            2

         -

       1

        -

      2

            3

         1

       1

        2

      3

           3

          2

        1

        -

      4

           1

         2

        1

        -

      5

            2

         1

         1

       1

 

        ( слайд 12) Третий путь – увеличение количества слов (словосочетаний) в упражнениях комплексного характера, в которых, наряду с другими качествами интеллекта, осуществляется развитие какого-либо вида памяти: зрительной, слуховой, смысловой и т.д.

           Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»: «Внимательно слушайте словосочетания; постарайтесь их запомнить; ориентируясь на первые слова, ещё раз повторяемые учителем, напишите вторые слова словосочетаний по памяти в строчку; подчеркните орфограмму, с которой мы познакомились сегодня   на уроке.

скорая помощь             острый нож

дорогая вещь                 тяжёлый багаж

железный обруч            тёмная ночь

верный товарищ         колючий ёрш

глазной врач                ночная тишь  

     Определите, какое из написанных слов является лишним.

     Справка: лишнее слово – вещь , так как только в нём все согласные звуки мягкие».    

            (слайд 14) Четвёртый путь – более широкое, чем на первом году обучения, применение лексико-орфографических упражнений. Этот путь даёт большое разнообразие сочетаний развиваемых логических операций.

            Например, задание в рамках изучения темы «Части речи»: «Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу одно и то же слово.

как в … канул;                                … век;                                      не… в обиду;

толочь … в ступе;                          … осень;                                   … маху;

решетом … черпать;                      руки;                                      … слово;

много … утекло;                           … дно;                                       как пить …;

выйти сухим из …;                       сулить … горы;                       не … спуску;

тише … ниже травы;                   … мастер;                                  не … не взять.

Слова для справок: дать, золотой, вода.

          К каждому слову для справок подберите слова этой же части речи из всех групп фразеологизмов».

      Таким образом, уроки русского языка призваны осуществлять развитие логического мышления младших школьников на более высоком уровне. Прежде всего, он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному   осмыслению детьми учебного процесса. Сквозными направлениями в нём проходят работа с понятиями на разных этапах урока, призванная уже в этом возрасте закладывать предпосылки логического мышления. При этом учитель использует такие приёмы и формы деятельности, которые заинтересуют детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами, наполняют её игровыми моментами. Это в свою очередь возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

Литература:

  Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 1 класс. М.: Владос, 2004г.

  Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 2 класс. М.: Владос, 2004г.

  Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 3 класс. М.: Владос, 2004г

  Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТ, 2004г.

  Вахрушева Т.В., Попова Е.В. Сборник упражнений по русскому языку. М., 1998г.  

  Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994г.

  Гетманов А.Д. Логика. М.: Добросвет, 1999г

  Жалдак Н.Н. Развитие личности мышления у младших школьников.// Начальная школа, 2000 №7.

  Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981г.

  Лайло В.В. Повышение грамотности и развития мышления. М., Дрофа 2002г.

  Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000г

  Менчинская Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников. М., 1961г

  Моисеенко Е.С. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. // Начальная школа, 1991г. №3

  Никитин Ю. Весёлые уроки. Смоленск, 2002г.

  Пасяева К.З. Дидактический материал по развитию внимания, логического мышления на уроках обучения грамоте.// Начальная школа, 2001г. №9

  Радюпова Л.А., Савина Л.П. Задания по выбору учащихся и некоторые приёмы их составления. // Начальная школа, 1999г. №11

  Ратанаева Т.А, Способы актуализации познавательной деятельности школьников.// Вопросы психологии, 1990г, №5    

  Реан А., Розум С., Бородовская Н. Психология и педагогика. СПБ.: Питер, 2004г.

  Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М.:Просвещение,1976г.

  Тихомирова Л. Ф. Басов А.В.Развитие логического мышления детей. ТОО «Трио», 1995г

  Тихомирова Л. Ф. Басов А.В.Развитие логического мышления детей. ТОО «Трио», 1995г.

  Чуракова Р.Г. Система начального образования.// Начальная школа, 2000г. №8

   Шардакова М.Н. Мышление школьника. М.: Учитель, 1963г

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Татьяна Павловна, забыли еще одного, самого цитируемого в СССР, самого почитаемого и вечно живого Ленина В.И.. Вон сколько томов у него в ПСС. Не было ни одного военнослужащего, кто бы не конспектировал его работы. Ленин - наше ВСЁ! Был! Сегодня наше ВСЁ - Пушкин! Но он не апрельский! Нина Николаевна, у Шекспира на сегодня сразу две даты - День Рождения и День Смерти в одном и том же городе, в одном и том же доме и даже в той же самой комнате!
6535724-a151550 Мариночка! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! Всего самого наилучшего!Исполнения мечты! Приходи! Не забывай нас!
Апрельский лес манит красотою, запахами и съедобными подарками, словом, полон чудес! А сколько их еще впереди! Вдохновения Вам, Бронислав Петрович! Похоже, отведали грибочков не в мечтах, а на самом деле! Доброго вечера!
Мне очень нравится роман Ефремова `Таис Афинская` . Прочла его уже в зрелом возрасте и была поражена как глубоко и ярко прописаны его герои, с каким мастерством и убедительностью описаны исторические эпизоды из жизни Эллады. Удивительно, как мало изменился мир со времен Древней Греции и как многому мы обязаны античности. Наши понятия о государстве, красоте, любви - все это берет начало в том мире. ✅ Главное, на чём стоит человек, - это не оружие, не война, а нравственность, законы поведения среди других людей и всего народа. -✅ Прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своем славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо и выпить вина! - ✅ Чем ниже падает нравственность и достоинство в народе, тем сильнее старается он доказывать своё превосходство перед другими, унижая их. И мн.др. Захотелось перечитать этот роман с целью сконцентрировать свое внимание именно на философских цитатах, а не на развитии самих событий, коими была охвачена при знакомстве с книгой. Картины художницы миниатюрной лаковой живописи Светланы Беловодовой: Таис Афинская и её подруга Эгесихора. 6813477-a151550 6478692-a151550 Спасибо, Анжелика Федоровна! Татьяна Павловна! Ждем Георгия Михайловича. Не забываем, что сегодня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ самого таинственного ГЕНИЯ мировой литературы УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА (23.04.1564) Поздравим!
Да, особо впечатлительным надо смотреть с осторожностью. А дети сейчас... Максимум, покрутят пальцем у виска.
Понравились романсы! Особенно в исполнении Руслана Богатырева `Моя хрустальная печаль` Спасибо, Алиночка! Мне еще очень нравится романс на стихи В.Набокова Позволь мечтать... Ты первое страданье и счастие последнее мое, я чувствую движенье и дыханье твоей души... Я чувствую ее, как дальнее и трепетное пенье... Позволь мечтать, о, чистая струна, позволь рыдать и верить в упоенье, что жизнь, как ты, лишь музыки полна... ХХХ Нравятся стихи, написанные таким слогом . У него их много, один другого краше, не хватит здесь места, чтобы ими поделиться... Перечитала на днях его биографию...многие факты открылись для меня впервые Ну например: За год до смерти предсказал свою судьбу , так описал. он перифраз от Гумилева: `И умру я не в летней беседке от обжорства и от жары, а с небесной бабочкой в сетке на вершине дикой горы.` (Н) 💓💓5653760-a151550 https://proshkolu.ru/user/goncarova/file/6767871/





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/