Анализ раскулачивания - Юлия Юмжаповна Шоймполова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Юмжаповна Шоймполова

Папка "Доклады учащихся"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Амгалантуйский дацан    в истории хилокских хоринских бурят
Любимые игры нашей улицы в 60-70 годы прошлого века
История улуса в названиях его улиц

Гомбожап Цыбиков  как зеркало XX века

 Анализ раскулачивания




Анализ кампании раскулачивания
в Шибертуе через судьбы репрессированных.
Выполнил: Султумов Доржи , ученик 9 класса
Шибертуйской средней школы
Оглавление:
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 10
Сноски 11
Список использованной литературы 12 Приложение
Введение
Актуальность данной работы определяется требованием осмысления процесса раскулачивания и его социально- политических последствий. Корни бедственного положения современной деревни во многом кроется в событиях семидесятилетней давности, являются его негативными проявлениями. Раскулачивание оказало существенное влияние на социально-демографическую ситуацию в стране, нарушило веками устоявшиеся морально-этические традиции и предпринимательства. Актуальна также попытка, раскрыть моменты исторических переломов через повседневность. Так как именно « поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируется под влиянием быта, и в то же время особенности и формы обыденной жизни человека являются выражением присущих ему социально-культурных ориентиров восходящих к историческим устоям общества. (И.Лебина.)
В данной работе становится цель рассмотреть процесс раскулачивания через историю раскулаченных односельчан и последовавшие социальные последствия. В соответствии с этой целью в работе ставились задачи:
- Раскрыть формы и методы кампании раскулачивания крестьянства в нашем селе
- Исследовать влияние этого процесса на судьбы раскулаченных, что и является предметом нашего исследования;
- Выяснить, сколько семей было раскулачено в Шибертуе;
- Уяснить: действительно ли наши раскулаченные земляки были кулаками;
Кроме исторических очерков, журналистских статей мы отнеслись к таким источникам, как архивные материалы, устные источники. Исследование проводилось следующими методами: анализа исторической литературы, обобщения сбора устной информации - путем опроса, сопоставления фактов. Мы благодарны детям и внукам раскулаченных односельчан, которые любезно предоставили нам документальные свидетельства о трагических событиях 30-х.
1 .Раскулачивание как метод сплошной коллективизации.
Коллективизацию, т.е., коренное социальное переустройство села, ломающее многовековые устои крестьянской жизни попытались осуществить мерами «революционного» подавления. Не было, сколько нибудь серьезной ни социальной, ни психологической, ни материальной подготовки предпосылок массового обобществления крестьянских дворов, земли, скота, инвентаря.
Откровенно репрессивный карательный характер кампании вылился в развернувшуюся кампанию раскулачивания. Описание кулацкого хозяйства было дано в постановлении СНК СССР от 21 мая 1929г. «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться кодекс законов о труде».
Кулацкими считались те хозяйства, которые попадали хотя бы под один из следующих показателей:
-если хозяйство систематически применяет наемный труд;
-если в хозяйстве имеется мельница, маслобойня, сушилка и другие промышленные предприятия при условии применения механических двигателей;
-если хозяйство сдает внаем отдельно оборудование помещения под жилье или предприятие;
-если члены хозяйства занимаются торговлей ростовщичеством, коммерческим посредничеством или имеет другие нетрудовые доходы (в том числе служители культа).
Постановление постановлением и раскулачивание как отдельные акты конфискации имущества тех, кто противился вступлению в колхоз, было заменено официальной государственной крупномасштабной политикой «ликвидации кулачества как класса к началу массового раскулачивания в деревне после всех разделов хозяйств имелось не менее 26,0млн. крестьянских дворов. К концу кампании осталось 23,3млн.,2,7млн. хозяйств, т.е., более 10% общего числа исчезло с лица земли(по В.Тихонову), по материалам из газеты от 10 до 15% крестьянских дворов раскулачено, что по статистике В.П.Данилова составляет 600тыс. хозяйств. Он основывался на данных судебной статистики, но она не полна. Дело в том, что по предложению специальной комиссии бывшего наркома земледелия Яковлева подлежащим раскулачиванию крестьяне были разбиты на 3 группы:
-«контрреволюционный кулацкий актив». Их надлежало судить и по решению суда либо отправлять в лагеря, либо лишать жизни.
-зажиточные кулаки. Для них была уготована высылка вместе с семьями в отдаленные края для работы на лесозаготовках, в карьерах, шахтах, рудниках или на других менее тяжелых работа. Отдельным из них также пришлось отправиться в лагеря. Все остальные кулаки и «подкулачники». Они лишились имущества, вместе с семьями выселялись из своих деревень в специально отведенные для поселения места в данном районе либо за его пределами.
С первой группой кулаков разделывались по решению судов, и учет их отражается в судебной статистике. Были решения судов и относительно части крестьян, попавших во вторую группу. Очевидно, именно эти материалы и послужили источником для выводов В.П. Данилова.
Преобладающее большинство раскулаченных второй группы и полностью третья группа выселялись по решению местных органов власти. Отчеты об их раскулачивании направились в партийные органы и эти материалы не все высвечены.
Отсюда идет разнобой в цифрах. Сталин, например, в одной из своих бесед с У.Черчиллем, в начале 1942г., вспоминал, что период коллективизации был труднее, чем в 1941г. Пришлось в той или иной форме подвергнуть репрессиям не менее 10млн. человек. П.Волобуев утверждает, что за всю кампанию коллективизации в стране было раскулачено от 12 до 13% крестьянских хозяйств (3,0-3,5млн. хозяйств).
Бурятия к районам « сплошной коллективизации» не относилась. По ошибке обкома ВКП (б) (декабрь1929-январь1930гг.) Западные аймаки Бурятии объявлены «районами сплошной коллективизации», что способствовало превращению раскулачивания в масштабную настоящую кампанию. Им по выражению Ербанова «увлеклись» до такой степени, что когда одному из уполномоченных по коллективизации задали вопрос, «как у него с коллективизации?» он ответил, что «заниматься этим вопросом ему еще было некогда, ибо пока он занят раскулачиванием, что по определению Ербанова превращено в « самоцель».
Следует отметить, что доминирующей формой республиканских «операций по изъятию кулачества» были, в основном, выселения. В Шибертуе этой процедуре подверглись 21 человек (Приложение 4). Той полноте определения кулаков, каковая дается, выше никто из них не подходил: жили эти люди очень зажиточно, никто из них не занимался ростовщичеством, прикармливали, а еще, вернее содержали обедневших односельчан в качестве батраков. Сегодня это называется создание дополнительных рабочих мест, но без социальных гарантий. Гонениям такие хозяева не подвергаются, более того поощряются администрацией. Все наши односельчане – подкулачники подверглись репрессивным мерам в 1933-1934 годах, что свидетельствует из документов (приложение 1-3). Их послали на поселение: кому повезло больше: те – в пределах Бурятии, Иркутской области, Читинской области, а остальные – в далекие Нарымские края, Магадан.
Герой нашего повествования Дульзинов Бальжир – Бадмаев Дульзин жил со своей семьей – женой Чимитовой Долгор Чимитовной и сыном в улусе Шибертуй. Неустанные Долгор и Дульзин своим трудолюбием создали свое крепкое хозяйство: добротный дом, двор, амбар. Обзавелся скотиной: лошадь, овцы, коровы. Да и в доме была необходимая утварь и пошитая хозяйкой дома одежда, одеяла, шэрдэки и т. д. Все трудились, жили в достатке.
Из записей Зандраевой Н. Д.- дочери Убашеева Д.У.(раскулаченного в 1933 году- протокол №2 ) со слов отца ни в одной семье не было меньше 2-3 коров, десятка-полтора овец. Имели сезонных работников, с которыми рассчитывались по окончанию работ баранами, деньгами. Но и сами трудились от зари до зари. Имели пашню, инвентарь, рабочий скот.
Беда пришла, откуда не ждали. Стали в улусе раскулачивать зажиточных крестьян. Приезжала из района «тройка» по раскулачиванию в составе секретаря райкома ВКП (б), председателя РИКа, начальника ОГПУ, читала постановление об изъятии кулака. На сбор семье дали 2 дня, брать с собой разрешили минимальное количество самых необходимых личных вещей, повезли их в Верхнеудинск, оттуда погрузили на товарный поезд и повезли на специальное поселение в глухую тайгу Западной Сибири. Сколько их было, Дульзин не считал - много. Из этого «много» не все выдержали дорогу. Довезли до Томска. Потом на барже по реке Обь. Тех, кто умирал от голода, холода, болезни выбрасывали прямо в реку. Оставшихся высадили на пустынном берегу Оби, в глухой Нарымской тайге. Жилых поселков поблизости не было. В первую ночь почти никто не спал, жгли костры, разговаривали, пили обжигающий кипяток. Во вторую ночь всех разбудил страшный рев медведя. Спасло то, что людей было много, они подняли шум, отпугнули зверя огнем. На ночь стали устанавливать дежурство.
Новосибирские архивы сохранили душераздирающий документ, посланный в мае 1933года инструктором райкома партии Нарыма в Западно-Сибирский крайком. Он касался судьбы ссыльных. Вот отрывки из этого ужасающего свидетельства: «…прибывший и Томск этот контингент деклассированных элементов был пересажен на баржу. В пути люди находились в крайне тяжелом состоянии: скверное питание, скученность, недостаток воздуха, массовая расправа рад самыми слабыми. В результате высокая смертность, порядка 35-40 человек в день. Жизнь на баржах оказалась роскошью по сравнению с тем, что постигло потом. После высадки на берег на 4 или 5 день прибыла ржаная мука, которую начали раздавать труд поселенцам по несколько сот грамм.. Получив муку, люди бежали к воде и в шапках, портянках, пиджаках и штанах разводили болтушку. При этом огромная часть не просто съедала, падала и задыхалась от удушья.»
Потихоньку начали обустраиваться, строили времянки, шалаши, кто что мог. В тайге нашли мужики остяцкие поселения (название ханты). В таких условиях выжили только молодые и здоровые. А их спасала река, где водилась всякая рыба, и тайга, куда они ходили добывать дичь, ягоду, грибы, орехи. Не перенеся тягот и лишений, скончалась жена Дульзина Долгор. Через год, а может больше, перевели ссыльных в Нарым и заставили работать на рыбозаводе.
В результате всего из 6100 человек, выбывших из Томска и плюс к ним 500-700 человек, переброшенных на Нарымские участки из других комендатур, на 20 августа осталось в живых 2200человек.
Местное население - нарымские относились к ссыльным благожелательно, но были и такие которые относились к ним с презреньем. Ссыльные выполняли самые тяжелые работы: валили лес, работали на кузнице.
Нарымский край в те времена был очень глухим: болота, непроходимая тайга, бездорожье. Летом - речной путь по Оби, зимой санный путь по той же замерзшей реке. Однако из-за сильных морозов 42 -45 градуса ниже нуля собираться в дорогу было рискованно, бежать из тех мест было невозможно. Летом людей мучил гнус, тучи комаров могли заесть человека до смерти, спасались с помощью марлевых пологов. Продукты завозились большими партиями на баржах. Запасались на зиму. Разводили только коров.
Среди ссыльных были единицы, которые жалели об утерянном, конфискованном имуществе. Такие долго не жили – умирали от тоски.
Ссыльным, которые не успели обзавестись хозяйством, каждый день выдавали пайку (так называли паек-норму) размер, которого зависел от объема выполнения работы.
Спецпоселенцы работали в тех же бригадах что, и «вольные рабочие». При такой ситуации, в конце концов, стерлась граница между теми, кто имел специальный статус, и свободными работниками.
В силу экономических обстоятельств вчерашние раскулаченные снова стали частью общества, в котором никто не знал, что будет дальше и кого это общество отторгнет в следующий раз.
Тосковали по малой родине. Снились горы, Шибертуйка с желтой водой . Вера в возвращение домой помогали выжить в этих неимоверно тяжелых условиях. Сын Дульзина Бальжир нашел там свою верную спутницу жизни, женился, у них родились 5 детей. Все дети носили фамилию матери Кабановой Марии Абрамовны т.к. родители жили гражданским браком и только в 1963 году, после возвращения в Бурятию зарегистрировали свой брак. О житье в Парабельском районе Томской области на спецпоселении Бальжир Бадмаевич вспоминать не любил, при расспросах сразу мрачнел и замыкался. Вспоминал вслух очень редко «за рюмочкой», и эти воспоминания восстановила и записала его дочь Дыршикова А.Б., которая родилась и выросла в тех краях.
Документ, точнее справка о реабилитации, свидетельствует о том, что Дульзинов Бальжир Бадмаевич, 1912 года рождения, снят с учета спецпоселения 16 мая 1949 года (сообщение УВД Томской области №454 от22 мая 2000) на основании пункта «в» статьи 3 закона РСФСР от18 октября 1991 года «о реабилитации жертв политических репрессий».
Герой нашего повествования выжил благодаря своей молодости, здоровью и жизнелюбию.
Тысячи других по стране постиг трагический конец. Печальная статистика фиксирует в голодном 1933году 151601умерших в спецпоселениях из 1142022подсчитанных на 1января 1933года, что составляет13,3%-в 1933году.
В архиве района, музее школы не сохранился ни один документ, свидетельствующий о том, что жить в селе стало хуже, оттого что были высланы крепкие хозяйственники. Частные беседы с людьми жившими в то время и их мнение об обстановке в селе после раскулачивания отдельных односельчан не несет трагических окрасок. Но в душах оставшихся царил великий страх, сосед боялся соседа: в гости друг к другу не ходили. Они считали, что так надо. Какой была бы жизнь села, если бы не было раскулачивания: об этом они не задумывались, может, нет тех, кто думал иначе.
Бывший министр торговли и пищевой промышленности СССР Д.В. Павлов спросил ближайшего сотрудника Сталина о его отношении к тому, что миллионы крестьян были отправлены в ссылку и лагеря, земля лишилась, самых деятельных людей все вы знаете, что это пагубно отразилось на экономике страны. Можно ли считать оправданным такое насилие над миллионами судеб? Молотов ответил вопросом: «А вы хотели бы, чтобы остались кулаки и продолжали эксплуатировать крестьян? Тогда зачем нужна была борьба за свержение капиталистического строя?».
Заключение
Итак, в нашем улусе, как и повсеместно, подлежащие раскулачиванию крестьяне были разбиты на 3 группы: 1) «контрреволюционный кулацкий актив». Их надлежало судить и по решению суда либо отправлять в лагеря, либо лишать жизни. Таковых в улусе Шибертуй не оказалось. 2) Зажиточные кулаки. Для них была уготована высылка вместе с семьями в отдаленные края для работы на лесозаготовках, в карьерах, шахтах, рудниках или на других менее тяжелых работа. Отдельным из них также пришлось отправиться в лагеря. Основная масса раскулаченных улуса подпадала именно в эту категорию: их отправили вместе с семьями на лесозаготовки - в далекие Нарымские края, Магадан. 3) Все остальные кулаки и «подкулачники». Они лишились имущества, вместе с семьями выселялись из своих деревень в специально отведенные для поселения места в данном районе либо за его пределами. Кому повезло больше: те – в пределах Бурятии, Иркутской области, Читинской области.
Основной удар компании по раскулачиванию был нанесен по экономически крепким, но отнюдь не по кулацким крестьянским хозяйствам, что привело к разрушению, как традиционной структуры, так и мощности возможности дальнейшего развития сельского хозяйства. Отчуждение крестьян от собственности на землю и орудия производства привели, в свою очередь, к атрофированию чувства хозяина и заинтересованности в результатах своего труда. Может, это положило начало кризисным явлениям в сельском хозяйстве, которые длятся до сегодняшнего дня.
Всего в нашем селе подвергнуто раскулачиванию 21 человек. Из числа этих людей под определение кулака, которое дается в начале работы, подпадали все, только потому, что использовали наемный труд, носящий несистематический характер и жили в хорошем достатке. Нетрудовых доходов ни одна из семей не имела, все доставалось умением рачительно хозяйствовать и трудолюбием членов семьи, ни один из которых не проводил время праздно. Бадмаева Дульзина никак с этих позиций и в то лихое время нельзя было отнести к категории кулачества, как семью Убашеева Доржи. Только в 1991 году эта ошибка была исправлена уже в процессе реабилитации «жертв политических репрессий». Цена этой ошибки страшно высока. Вернулись в Шибертуй не все, а лишь 5 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что раскулачивание в масштабах страны оказало существенное влияние на социально-демографическую ситуацию, в то время как в нашем селе этого явно не признавали, несмотря на то, что в ссылках погибло миллион людей детородного возраста, в том числе и наших односельчан.
Данная работа была попыткой раскрыть особенности истории нашей страны начала 30-х годов через судьбу наших раскулаченных односельчан. Исследование показывает, что события 30-х годов повлекли за собой невосполнимые потери целого поколения нашего народа.
«Колесо истории проходит не только там, в Москве или в Америке. Оно проходит по жизням и судьбам людей наших односельчан». (Н.Д. Зандраева)
Сноски:
1. Человек в истории. Россия 20-й век. стр.7
2. Раков А. «Социальный портрет раскулаченного», стр.4
3. Тихонов В. «У истоков», стр.69
4. Тихонов В. «У истоков», стр.71
5. Раков А. «Социальный портрет раскулаченного», стр.6
6. Доржиев Д.Л. «Социально политический протест и вооруженные выступления крестьянства в Бурятии на рубеже192030-х годов», стр.53
7. Из воспоминаний Убашеева Д.У.
8. Данилов В.П., Красильников С.А. «Спецпереселенцы в западной Сибири», стр.81
9. Данилов В.П., Красильников С.А. «Спецпереселенцы в западной Сибири», стр.89
10. Данилов В.П., Красильников С.А. «Спецпереселенцы в западной Сибири», стр.92
Литература:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Т., История России 20-й век. - М:. Просвещение, 2002.
2. Данилов В.П., Красильников С.А. Спецпереселенцы в западной Сибири.- Новосибирск, 1993- 1 том.
3. Доржиев Д.Л. Социально политический протест и вооруженные выступления крестьянства в Бурятии на рубеже 1920-30-х годов.- Улан-Удэ, 1996.
4. Доржиев Д.Л. Крестьянские мятежи и восстания в Бурятии в 20-30-х годах. - Улан-Удэ: 1993.
5. Земсков В.Н. Кулацкая ссылка в 30-е годы. – М.: Социологические исследования №101991г.
6. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. - М.:1994.
7. Раков А. Социальный портрет раскулаченного. – М.: //История №27.2001.
8. Солопов А. Кого считали кулаком в 1924-25-е годы. – М.: Трудные вопросы истории .1991.
9. Хаптаев П. История Бурятской АССР. - Улан-Удэ: 1959.
10. Черная книга коммунизма. под. ред. Ч. Ронсака. -М : Три века истории.2001г.
11. Человек в истории. Россия 20-й век. – М :. Мемориал.2000г.
12. Погружение в трясину. Анатомия застоя. – М :. Прогресс.1992г.

Автор: Султумов Доржо



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



http://youtu.be/Tay5bcDKokc
А зачем менять? http://film.arjlover.net/film/ и смотрите всё что нравится. Меня вот тоже от современного воротит, Только там и отдушина.
ВИКА СТАРИКОВА - День Победы (Д.Тухманов, В. Харитонов) http://youtu.be/sswuNS6DJ28
6525994-a3974049
6723429-a3421254
Там, где наша школа - ОНИ ушли тоже не один год назад. Нет Их... А в городе - несколько человек. Совсем немного оталось... Время - неумолимее войны. ============ Вспоминаю: когода я учился классе в 3-4-м (а это года 1982-1983) - мы пригласили в школу ветерана. Он воевал ещё и в Финскую. Прошёл Великую Отечественную. Мы спросили: - А страшно было? Не знаю: наверное, мы ждали ответа о храбрости и геройстве тогда. А он ответил: - Страшно, ребята. Было СТРАШНО. Тут я, тут рядом финны бегут, мы стреляем... Так поразил тогда этот ответ... Почему - я понял чуть позже. Когда немного подрос и стал взрослее. А ещё хорошо помню: мы стоим в почётном карауле на параде. Он - в честь 40-летия Победы. 1985 год. Как сейчас перед глазами: улица, мы в белых рубашках с пионерскими галстуками. Как ни пододевали свитера - после этого многие прихворнули. 9-е мая в Карелии - ярко, но... холодно. Только озёра вскрылись, сугробы ещё по округе. Память и Слава!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/