Гомбожап Цыбиков как зеркало XX века - Юлия Юмжаповна Шоймполова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Юмжаповна Шоймполова

Папка "Доклады учащихся"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Любимые игры нашей улицы в 60-70 годы прошлого века
История улуса в названиях его улиц
Анализ раскулачивания


 Гомбожап Цыбиков как зеркало XX века





Гомбожап Цыбиков
как зеркало XX века
 Выполнила: Цыремпилова Сэсэг, 
Оглавление
  1. Введение 3
  2. Основная часть 4-8
  3. Заключение 9
  4. Список использованной литературы 10
  5. Приложение 11
Введение
В наше время, на перепутье столетий, время, когда много развлечений и новых тех-
нологий, множество людей забывают свои корни, свое происхождение и родословную. А ведь это очень важно – знать, кем были твои предки. История повторяется в потомках и нам важно знать свое происхождение и родословную, не стать «манкуртами » (Айтматов). Меня заинтересовала личность двоюродного брата моей прабабушки - Гомбожапа Цыбикова. Почему Гомбожап Цыбиков? Да потому что его жизнь длиной в 102 года воплотила все потрясения прошлого века (революция, коллективизация, война, плен, лагерь, возрождение духовности, потеря близких). Меня удивляет и то, что, пройдя через все эти испытания, он прожил целое столетие. Человек несломленной судьбы, не только не разочаровался и не потерял интерес к жизни, сострадание и сопереживание к окружающим, наоборот, испытания судьбы обострили эти чувства, и все, что он пережил в ссылке и в плену, усилило стремление выжить (как говорят, ценишь жизнь только тогда, когда она на волоске от смерти).
У большинства молодых людей моего поколения нет цели, им не интересен мир, в котором они живут и поэтому они употребляют наркотики и спиртные напитки. Я думаю, что его судьба - духовный ориентир для нынешнего поколения, мерило человеческого достоинства и мудрости души. Такие люди, как Дэрхуу-амбай очень ценят жизнь и живут до последней капли, до последней минуты.
Цель моей исследовательской работы продолжить поиск и обработку материалов связанных с жизнью и деятельностью нашего знаменитого земляка - долгожителя, прожившего 102 года.
Основная часть
hоодор-боо, старший сын Борсоя, широко известный в округе, выходец из рода Хуасай имел троих сыновей. У hоодора-боо была жена Алта Буурал эжы из села Шаргалжан, нынешнего Кяхтинского района. Когда она умерла, её похоронили на месте Хара хунхэр близ Шибертуя, говорили старые люди.
Сын hоодора Дамба-боо обладал сверхъестественными магическими способностями. Старший сын Сэдэна-боо Бата (Муудай) был богатым человеком, имел много золота и скот, и сын его Шагдар тоже был богатым. У Шагдара было 5 детей, жена его из села Добо Худай из Мухоршибиркого района. У них родился сын и четверо девочек. Жили они счастливо, пока не умерла жена Шагдара.
Дочерей Надмид и Дулгар отдали родне на воспитание. Старшая дочь вышла замуж в Шанагу, и дома остались моя прабабушка (мать Гэсэгмы) с братом Жорхо. Бабушка Балма – младшая сестра отца Дэрху – нагса, Дэрху-нагса и моя бабушка Гэсэгма – двоюродные, все они потомки hоодора – боо. Дэрху – нагса, что в переводе с бурятского – дядя, по документам числился как Цыбиков Гомбожаб (духовное имя – Дамби-Нима, известен более как Дэрхуу-амбай). Мать его, Бумбээ, дочь Наман-дина,родила двух сыновей и двух дочерей. Это- Дондок, Даадай, Гомбожаб, Дулгаржаб. Когда умерла Бумбээ, дед их женился на Гэсэгме, дочери Дылыкова Бааhата. От второго брака у них родились сын Борхой и дочь Намжилма.
Старший брат Гомбожапа, Жорхын Дондок в 1927-1930 г. г. был председателем крестьянского комитета. Под его руководством был построен мост через Шибертуйку, который простоял до 1950-х годов. За участие в мятеже 1930 года Дондок был арестован и сослан в Канск. Там он и скончался, дожив до 80 с лишним лет.
Отступление 1 . Письменные воспоминания односельчан о событиях 1930 года, написанные ими в 80-е годы оценивают их как кулацкий мятеж. Историография конца 90-х расценивают эти события как вооруженное выступление крестьянства (в частности, Д.Л.Доржиев). Мартовское восстание 1930 года подготовила подпольная повстанческая организация, возглавляемая крепким середняком М. Г. Тюрюхановым (с.Бичура) и в Шибертуе, т.е. Заганском сомоне организаторами были А. Конечных, Г. Антонов, Ж. Дамбаев, Чимытов (в вышеприведенном исследовании допущены неточности , наша школа названа Заганской школой).Отсюда, участие председателя кресткома Жорхын Дондока ,брата нашего героя в мартовских событиях 1930 года
допускаем вполне возможным .В то же время, отмечая суровость времени, констатируем мягкость наказания.
Гомбожап родился в 1900 году в состоятельной по тем временам семье. Когда ему было 1,5 года, умер его отец. Тринадцати лет от роду он был отдан в Хохюртинский (впоследствии Амгалантуйский) дацан послушником (хувараком).
Отступление 2 . В традициях того времени было обязательно отдавать одного сына в хувараки, чтобы он получил образование.
В 1832 году 15 мая был возведён дацан «Дашалхундублин» в селе Хохюрта, ныне Амгалантуй Бичурского района. Дацан обслуживал население правобережья реки Хилок, начиная от села Бада Читинской области до села Судутуй Бичуркого района.
В начале века вокруг главного дацана были ещё четыре больших дацана, которые обслуживали около 300 лам и хувараков во главе с ширетуй - ламой габжа Абидой Будаевым, но в 1930-е годы были репрессированы и отправлены в лагеря и тюрьмы России.
Строения всех пяти дацанов и дома лам были вывезены в колхозы района и в районный центр село Бичура. Богослужебные имущества, буддийские книги, статуи, инвентарь дацана в сумме 7552 руб. 30 коп. конфискованы.
Отличавшийся острым умом в изучении трактатов буддизма с четырьмя сверстниками из Дабатуя и Амгалантуя 13 числа нового 1918 года Гомбожап был направлен в Цугольский дацан Агинского района, куда они прибыли через двое суток после посадки из Петровского завода. В то время в этом дацане служили 1200 лам.
В Цугольском дацане, вплоть до 1932 года, проводились службы (молебны) и Гомбожап вместе с другими ламами служил здесь.
В 1845 году при дацане была открыта цанитская школа (цанитский факультет). Именно в Цугольском дацане впервые среди других дацанов стала изучаться и издаваться буддийская философия. При освоении первых четырёх ступеней ламам присваивались саны: « гэбшэ », « hаарамба», « габжа ». В цанитских дацанах после окончания учебы присваивались саны « гэбшэ » и « габжа ». Только после глубокого изучения и словесного спора – экзамена ламам присваивался сан «габжа»
Отступление 3 . Весьма любопытным является прошение (черновик) о создании в Бурятии буддийской академии с указанием количества зданий, учителей и названий предметов, которые должны были изучать студенты будущей академии. Притом названия этих предметов написаны по-тибетски и подразделяются на две группы:
первая из них состоит из трёх предметов (Лам-рим – «Путь к достижению мудрости», сочинение основателя ламаизма Цзонхавы; Ло-чжон – логика; Дул-ва –
Ганчжура, трактующий о дисциплине буддистов), а вторая – из четырнадцати (Да-риг – грамматика, Дэб-чжор – поэтика и т. д.).
Гомбожап Цыбиков имел сан «гэбшэ», это считалось достаточно большим образованием. Когда начались смутные времена, очевидно деление на белых и красных, Гомбожапу, в то время находившемуся в Цугольском дацане было очень тяжело, приходилось и голодать.
. Если бурных революционных, событий 1917 год Бурятии не принес, а пришёл как постепенное изменение в социальном положении бурятского крестьянства: появление тозов, артелей по обработке земли, то гражданская война, расколовшая общество на красных и белых коснулась дацанов, коллективизация и раскулачивание вызвали сильный резонанс в бурятском обществе. Составной частью этих событий была антирелигиозная кампания, которая, так или иначе, отразилась на судьбе нашего героя.
В 1932 году – из сорока дацанов закрыты все сорок.
Начались репрессии, тогда один старый лама, посоветовал молодому Гомбожапу уйти из дацана. В 1933 году дацан закрылся. А Гомбожап в 1932 году приехал в Улан –Удэ и поступил на работу на речной завод, где проработал около двух лет. Хотел уехать в Монголию, но знакомый по имени Цырендоржо отсоветовал, сказав, что проверка будет жёсткая, и могут арестовать.
И в 1934 году забрав мать, которая жила в это время в Улан-Удэ как раскула-ченная, и племянника Буду Гомбожап уезжает в Канск к старшему брату. Приехав в холодный суровый Красноярский край, Гомбожап работал в совхозе.
Буряты, высланные в этот суровый край, испытали все тяготы, холод и голод, унижения ссыльной жизни. И чтобы облегчить жизнь своих земляков, дать им какую-то надежду в далеком, чужом краю, Гомбожап читал молитвы и мантры, используя все те знания, которые получил в Цугольском и Хохюртинском дацанах.
Наступил 1941 год. Началась Великая Отечественная война. И Гомбожап 15 марта 1942 года был призван Канским военкоматом и отправлен в 767 артиллерийский полк стрелком. В июле этого же года в тяжелом кровопролитном бою под Ростовом-на-Дону наши войска вынуждены были отступить, и попали в плен к немцам. Попавшие в плен советские солдаты были отправлены на принудительной работы в Германию.
« Нас привезли в германский город Галле,- вспоминал ветеран.
Работали на железной дороге, укладывали рельсы. Это еще легкая работа. Самая трудная – в рудниках и каменоломнях. Выжили мы за счет того, что рядом был винный завод, куда вагонами возили на переработку картофель. Напрячешь, бывало, в большой карман (специально пришил) или в гачу картофельной шелухи и товарищам стараешься принести. Охранники, пожилые немцы, нас сильно не гоняли. Мои друзья – Иван, Васька и Мишка – все моложе меня. Умирали в лагере как мухи. Нас же заставляли грузить покойников на одноколку, бастриком придавят – и в ров. Пережил и бомбежки, и резиновые палки, и многочасовые стояния на плацу. К концу войны погнали в глубь Германии. Наши и союзники уже били по пяткам. Освободили американцы. Прошел фильтрацию – домой вернуться не разрешили. Отрабатывал плен на Украине, в Днепропетровской области. Сюда вывезли из Германии завод металлических изделий.
Проверочно – фильтрационный лагерь – ещё одна чёрная страница истории нашей Родины. Эти лагеря были неизбежны для всех военнопленных, которые остались живы.
В 1946 году Гомбожап был освобожден, реабилитирован и вернулся в тот же Канск, к матери и брату и не застал в живых свою мать, которая умерла, так и не дождавшись сына, ушедшего на войну.
Отступление 4. Его приезд в Канск Н. Д. Коробенкова объясняла тем, что он скрывался от репрессий. После войны он опять же возвращается в далёкий Канск, что не характерно для бурят. Они обычно возвращались домой. По этому мы придерживаемся версии, что боязнь репрессии на Родине преследовала его и после войны.
В военном билете записано: Цыбиков Гомбожап, 1900 года рождения, стрелок, с марта по июль 1942 года. Находился в плену с июля 1942 года по май 1945 года, уволен как репатриант 11.05.1945г. Призван аннским РВК Красноярского края, зачислен в стрелковый полк 15.03.1942 г. С 13.07.1942г. по 22.07.1945г. в Отечественной войне, 767 стрелковый полк, стрелок. Нижнеднепропетровский завод металлических изделий, рабочий, монтажник с июля 1945 г, в декабре 1945 года уволен по болезни.
Хоть и был в плену, Гомбожап тоже внес толику в Великую Победу. Он награжден орденом Великой Отечественной войны, многими медалями.
Вернувшись в Канск, с января 1947 года работал старшим конюхом, затем – на маслозаводе. С 10 февраля 1959 года работал скотником и вплоть до выхода на пенсию- бригадиром. За успехи в труде был отмечен наградами. Женился на русской, которая родила ему сына и двух дочерей. Похоронив жену, Гомбожап решил вернуться на родину с детьми и обустроился в селе Цолга Мухоршибирского района.
В это время уже начали возрождаться дацаны, и Гомбожап стал помогать нуждающимся мирянам. В Бичурском районе он известен как Дэрхуу-амбай, а в Мухоршибирском его знают как Дамби-Нима-амбай.
В 1998 году в возрасте 98 лет решил вернуться в родное село Шибертуй на попечение своей внучатой племянницы Цырегмы. Гомбожап длинными зимними вечерами рассказывал Цырегме, что, находясь в чужом краю, вдали от родины, он всегда с теплотой вспоминал свою родину, село, родственников. Отец у него умер рано, и мать вывела его на широкую дорогу жизни. Детство Гомбожап провел на нынешней Заречной улице. Тоонто его возле скалы, у быстрой речушки, берущей начало на Заганском хребте. Прожил он сто лет, подытоживая прожитую жизнь, размышляя о жизни.
У Гомбожапа Цыбикова была большая душа человека, прожившего 100 лет. Он любил и понимал людей, жалел их, желая добра всем людям. На своем веку он перевидал разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, честных и лживых, завистливых. За сто лет он узнал и радость, и горе и слова его учения схожи с вечной клятвой. Гомбожап был философом. Он знал о жизни, о помыслах людей. Говорят, что человек, родившийся на этой прекрасной земле, имеет только ему предначертанную судьбу. Гомбожап, перенеся все тяготы жизни в ссылке и в плену, прожил 102 года. Он был всегда уважаемым, добрым, порядочным человеком, человеком, который помогал людям обрести душевное равновесие, жить в мире с самим собой.
Заключение
Изучение биографии Дэрхуу-амбай помогло мне понять, что он очень любил людей. Он всегда был выше мелочной суеты, это не значит, что он был равнодушным, он был мудрым человеком.
Его готовность помочь людям, выслушать их, сопереживать с ними сделали его психологом. Он очень хорошо знал людей и жизнь, и я думаю, что одна из причин его долголетия – его желание и способность помочь людям обрести душевный покой.
Он был духовно богат и считал, что на земле все преходяще. Именно поэтому он не озлобился, не отвернулся от той системы, от которой претерпел унижения. Вся его жизнь как зеркало отразила в себе противоречивый 20 век. Его судьба похожа на судьбы сотен тысяч его современников и в то же время она неповторима и единственна.
Список использованной литературы:
1. Архив Бичурского РВК.
2. Голубев Е. Герои рядом с нами. Улан- Удэ, 199
3. Доржиев Д. Л. Социально- политический протест и вооружённые выступления крестьянства в Бурятии на рубеже 1920-1930-х гг. Улан-Удэ, 1996.
4. Из личного архива Дармаевой С.Д.
5. Коробенкова Н. Д. Чёрное крыло плена. Челябинск – Улан-Удэ,2000.
6. Петров Ю.А., Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И. История Отечества. ХХ – начало ХХI века.- М.,2003.
7. Тамарханов Е.Е. История Бурятии, ч.II. – Улан-Удэ, 2000.



Автор: Цыремпилова Света



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Красота и доброта. Если провести простенький тест на тему: Где поставить запятую в предложении Эту страничку продолжить нельзя закрыть , то , думаю, 100% -ное одобрение получит запятая после продолжить )))) Ведь это разговор не только о розах, хотя она, безусловно, царица цветов. А шикарный пир для очей пионов, а элегантность тюльпанов, а очаровательная вислоухость ирисов, а спокойствие и уют васильков, а завораживающее многообразие цинний, а фееричность космеи, а нежность и наивность незабудок, а а а.. Можно продолжать до бесконечности. Потому что это разговор о КРАСОТЕ, которая и есть связующая нить между душами людей., потому что красота рождает желание поделиться с ней с кем то, а это в свою очередь рождает доброту, а добрая душа не может быть злочинной. А ведь красота, она повсюду, и во взаимоотношении людей (романтика, любовь), и в музыке, и в живописи, и в общении, и в природе, и в речевом общении, если за ним стоит добросердечие , но нет места ёрничеству, фанфаронству Там, где не правит красота, Там как цветок завянет слово, Ведь для него одна основа Полёт фантазии, мечта Там, где не правит красота, Унынье там царит и хаос, Там сострадание и жалость Съедает будней маета Там, где не правит красота, Зло возникает беспричинно Идей рождение злочинных, И оглушает пустота Когда ж в душе есть красота, К ней не пристанет грамма дряни, Она к добру и свету манит , Как истина бесценна и проста... Но к сожалению, сейчас весь мир находится в возбуждённом состоянии, и КРАСОТА где-то потеряла свою приоритетность, но будем надеяться , что станут пророческими строки Э.Асадова: Впрочем, сколько человек не бегает Средь житейских бурь и суеты, Только сердце всё равно потребует Рано или поздно КРАСОТЫ Хочу предложить ещё одну картину Риты Бекман Колючка. Казалось бы репейник, ну что с него возьмёшь А вот ночь, серебро Луны и мастерство художника что сделали!!! Кустик как будто светится каким то внутренним светом, уж и Луна не такая яркая, озорные ночные облака-непоседы, гоняясь друг за другом, прикрыли её, но репейник будто бы успел впитать тот волшебный лунный свет, которым одарила его Луна в начале ночи И вот он дарит теперь это серебро всем, кому не спится в этот час. Это ли не волшебство, которое дарит нам КРАСОТА! 6813336-a3298085 Бежит себе, как будто в никуда, Пыля под жарким Солнышком дорога, А по обочинам лопух и лебеда, Колючками репей цепляется за ноги Невзрачный, Приставучий, как репей Иной раз о зануде скажут люди, Искать в нём красоту, всего скорей, Никто, пожалуй что, не будет Но отгорит малиновый закат, Сгустятся сумерки, и звёзды засверкают, Цикад вечерних песни отзвучат, И выйдет к людям спутница ночная Вот заливая мир весь серебром, Послав привет всем тем, кому не спиться,, Колючку обласкает вдруг лучом, И та в царицу ночи превратится Вот-вот взойдёт она несуетливо На подиум моделью длинноногой, В наряд одета лунного пошива, Пленяя взор красоткой-недотрогой. Так красоту не надо где-то там искать, Она во всём, и царствует повсюду, Лишь только надо душу открывать Всему простому, как большому чуду И всегда при мыслях о красоте и доброте вспоминается наша Валя Толкунова, слушать которую можно до бесконечности. Вот очень красивая песня В омут головой, которую я нашёл только в студийной записи. 6813335-a3298085
Светлогорск тоже чудесный город и море рядом, и до Калининграда совсем близко. Ищите в жизни плюсы, жизнь будет веселее.
Алина Александровна, спасибо за чудесные строки) Говорят о любви: Ирина Трохимец: С годами становишься мудрее и вкладываешь в это понятие совсем другое значение, нежели в молодости. Для меня любовь это, в первую очередь, крепкое мужское плечо рядом и надежность. А также доверие, взаимопонимание и моральная поддержка. https://zelwa.by/dlya-menya-lyubov-eto-chuvstvo-uvazheniya-ko-vtoroj-polovinke-zelvency-rasskazyvayut-chto-takoe-nastoyashhaya-lyubov/
Спасибо за картотеку. Возьму на заметку.
Очень интересный и нетрадиционный мастер-класс.
Интересный и доступный мастер-класс для детей. Спасибо.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/