Юлия Юмжаповна Шоймполова - Сельская школа как фактор сохранения этноэкологических традиций
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Юмжаповна Шоймполова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

История математики монгольских  народов

Проект `Добровольное сетевое сообщество`
Историческое лото
История страны Ая-ганга
Математический КВН
Без названия

 Сельская школа как фактор сохранения этноэкологических традиций




Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Только зарегистрированные пользователи могут жаловаться модератору.




 

Сельская школа как фактор сохранения этноэкологических традиций.

В современных условиях развития общества, в контексте модернизации образования, и особо на данном этапе, когда республика вошла в число регионов по эксперименту новой системы оплаты труда педагогов, национальная школа должна выступить как фактор сохранения этноэкологических традиций. Как утверждает мудрая народная поговорка « Хлэг болохо унаган hа , хн болохо бага h аа”. Основы личности, его духовность, национальная культура закладываются в детстве.

До процесса модернизации образования наша школа наряду с Харлунской и Киретской имела статус национальной. В школе все годы сохранялся приоритет в преподавании бурятского языка и литературы, сохранялись бурятские классы. Это позволило в свое время разработать программу развития школы под названием «Диалог двух культур». В трудное кризисное десятилетие школа не изменила своим традициям. Более того, в поисках дополнительных финансовых источников была возобновлена деятельность подсобного хозяйства и школьного производственного лагеря. Была разработана экспериментальная программа развития школы. В результате школа получила статус районной экспериментальной площадки агроэкологического, фермерского направления. Ранее разработанная программа школы «Диалог двух культур» стала составной частью последней и основой одного из направлений.

Приоритетными направлениями развития школы на данном этапе являются агро, этно, экологизация учебно-воспитательного процесса. Рассматривая школу как фактор сохранения этноэкологических традиций, мы исходили из следующих принципов:

1.Необходимости введения в содержание образования основ традиционной культуры (народной педагогики, обычаев, фольклора);

2.Целесообразности сохранения преподавания бурятского языка и литературы в формате родного языка на всех ступенях образования наряду с преподаванием его как государственного;

3.Расширение образовательного пространства, ориентированного на этнопедагогику, составной частью, которой является этноэкология;

Не ушли в бытность еще те времена, когда наш родной бурятский язык был обиходным языком только для сельской местности, в городе, так мы называли свою столицу Улан-Удэ, бурятским языком разве что изъяснялись только приезжие бабушки из деревни. Остальная часть бурятского населения города сплошь говорила на русском языке, порой пусть на плохом, но русском. Были времена, когда наш родной язык был не востребован даже своим народом – носителем этого языка. Немногочисленная сельская интеллигенция, во что бы то ни стало, хотели, чтобы в условиях билингвизма их дети учились в так называемых русских классах. Сегодня языковая государственная политика изменилась. И нам стыдно осознавать свое невежество в знании родного языка. Когда эту проблему мы подняли в коллективе и вышли на широкое обсуждение на район, у некоторых коллег это вызвало недоумение: «Оказываются дети – буряты не только плохо говорят на русском, но и путем своего не знают!…». Обиходным бытовым языком, каковым владеют носители языков, наши дети владеют. Речь идет о красоте, многообразии, многозвучии, глубине языка – это, к сожалению, чувствуют и знают только те, кто изучал этот язык. В этом отношении мы ущербны. Задача наших учителей сделать эту красоту доступной и востребованной для своих учеников. Поэтому четвертый год на базе нашей школы работает районный постоянно действующий семинар по проблемам этнопедагогики и этноэкологии в современных условиях, целью которого является создание в районе механизма устойчивого развития системы образования, ориентированного на взаимодействие и взаимопроникновение национальных традиций, освоения этнической культуры и формирование национального самосознания. В рамках семинара учителя района совместно с нашими учителями разрабатывают стандарт по бурятскому языку (таковой в республике, оказывается, не разработан), работают над программами и совершенствованием учебно-методического комплекса по бурятскому языку как государственному в условиях двуязычия. Годы совместной работы показали не только жизнеспособность семинара, но и его востребованность. Арсенал учителей района пополнился новыми методическими наработками, упорядочена сама система преподавания бурятского языка как государственного, значительно расширилось языковое пространство в районе, где проживает всего 9% представителей коренной национальности. По примеру нашей Потанинская школа ввела преподавание в одном из двух параллельных классов преподавание бурятского языка и литературы как родного. В настоящее время мы обеспокоены проблемой возникшей с введением в общеобразовательных учреждениях подушевого финансирования в результате, которого неминуемо сокращение часов НРК, от 4 часов бурятского языка и литературы мы перейдем к 2 часам, и не будет уже параллельных бурятских классов. В предстоящем учебном году в первый класс придет 14 малышей, в том числе 9 детей бурят. Какие их ждут перспективы: язык, на котором они привыкли думать уйдет на второй план, всего два часа в неделю, остальные предметы все будут преподаваться на русском языке. Эти дети будут ущербны как мы в свое время не изучавшие родной язык. Мы не требуем приоритета для бурятского языка и литературы, а хотим паритета с русским языком как отдельным школьным предметом.

Нельзя не отметить деятельность образцового детского ансамбля «Аянга», как носителя народной культуры. Именно национальная культура, как совокупность национальных ценностей, должна давать нашему подрастающему поколению устойчивость в положении для общения с внешним миром, обеспечить историческую преемственность. Фольклорная группа ансамбля передает этнокультурные традиции через воспроизведение ритуалов народных обрядов: «Обоо тахилгаан», « Басаганай бэрын за hал», «Ехоор наадам» и др. Вокальная группа ансамбля изучает особенности звучания, разучивает не только бурятские песни, но и русские народные, итальянские народные песни. Таким образом, формируя национальное самосознание, деятельность ансамбля создает условия и для воспитания толерантного отношения к культуре других народов.

Немаловажная деталь нашей деятельности – это воспитание в родителях наших учащихся такого же видения перспектив родного языка, как главного фактора развития духовности их детей. Воспитание в них, как и в их детях необходимости знания родного языка - основы национальной культуры. Только сформировав спрос, мы сможем реализовать свое предложение. В этом нам видится одна из основных задач коллектива.

Следующим аспектом является возрождение традиционной культуры через преподавание на занятиях кружков «Умелые руки», «Хозяюшка», т.е. в системе внеурочных курсов основ национального прикладного искусства: работа с природным материалом, с костью, по дереву, народные способы обработки материалов.

Мы считаем, что только таким образом можно вырастить поколение людей, осознающих, соблюдающих духовные и нравственные ценности своего народа, способных передать следующему поколению. Все педагоги, ведущие те или иные спецкурсы, стараются показать этноэкологические особенности национального самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. –Улан-Удэ,1993.
  2. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. –Улан-Удэ, 1996.
  3. Байкальская международная конференция. Сборник докладов. – Улан-Удэ, 2004.

 

 

 

 

 



Автор: Шоймполова Ю.Ю.


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Нина Николаевна, картины чудесные. Владимир Николаевич, в этот день у меня племянница родилась, Лена, названа в честь прабабушки, затмевает. А если серьезно, то В.И.Ленин все-таки в первую очередь не литератор.
Так не хочется расставаться со страницей о красоте, о цветах Нина, может продолжим наш диалог о хризантемах, к примеру? О романсе про хризантемы? Для души А здесь ведь и наша история!! Осень 1918г. Хутор Тихорецк. Идёт свадьба А.Козачинского и С. Гонсеровой. Склонившись над клавишами рояля и напевая, сидит приглашённый на свадьбу красивый, интеллигентный, своим обаянием рождающий интерес и симпатию молодой человек. И особенным вниманием он пользуется у женщин, у невесты и её сестры, с которой пришёл на свадьбу ухажёр, ротмистр, барон Бонгартен. Видимо, позавидовав успеху молодого человека у женщин, во время вспышки злобы, Бонгартен вызывает его во двор, поговорить Ничего не подозревая, тот встаёт и идёт во двор впереди барона. И вдруг барон выхватывает револьвер и в упор стреляет в молодого человека, убивая его на месте. Так был убит Николай Харито, автор одного из лучших русских романсов. Отцвели уж давно хризантемы в саду .Полиция успела спасти барона от расправы друзей Николая, а в дальнейшем он практически ушёл от наказания, поплатившись только разжалованием. А Николай Харито вошёл в сонм тех, о ком писала М.Цветаева: Уж сколько их упало в эту бездну, Развёрстую вдали Пушкин, Лермонтов, Григорьев, Харито, Есенин, Рубцов, Тальков. Сколько их, ушедших, едва сверкнувших талантом, но словно комета, оставивших огненный след в истории и культуре России. Биография Н.Харито чрезвычайно насыщена противоречивыми поступками, продиктованными лихорадочно меняющейся ситуацией тех лет. Это и служба у Деникина, и дружба с П.Войковым Но одно было в нём неизменно интеллигентность, тактичность, коммуникабельность с любыми встреченными людьми. Так к примеру, романс Отцвели уж давно был написан им, с его же текстом, и он же был первым исполнителем. Но в редакции попросили подкорректировать текст, что помог сделать Василий Шумский, который затем просто поставил себя автором текста. Харито не только не обиделся, но долгое время дружил с Шумским, и писал музыку на его тексты. Родился Н.Харито в 1886г. в Ялте, в семье горного инженера и его гражданской жены гречанки по фамилии Харито, поэтому и носил он эту фамилию. В интернете очень подробно освещена биография Н.Харито, написавшего около 50 романсов за семь лет, среди которых и Астры осенние, и Кончилось счастье и другие, являющиеся гордостью и историей нашего русского песенного искусства. 6813500-a3298085 Романс в исп. известной певицы начала прошлого века Эмской М.А. (1881 1925) и ведь тоже ушедшей всего в 44года. 6813499-a3298085 Коллаж с картиной Риты Бекман Хризантемы Отцвели уж давно хризантемы в саду, (с) Осень дышит сырою прохладой, Андромеда рассыпала звёзд череду Мирозданью церковным окладом Умирающих листьев полёт в тишине, Словно исповедь перед прощаньем, Звук романса в слегка приоткрытом окне, Догорающей свечки мерцанье, Что горит пред неведомым этим певцом, Чтоб добиться звучанья бельканто, ** И напомнить романсом об авторе, том, Что погиб лишь сверкнувши талантом Подарив в своих песнях и светлую грусть, И надежду под тенью разлуки, Лишь таким дано право в вечность шагнуть, Коль расправу свершат богомерзкие руки. Ведь не ведомо этим, обуянным злом, Друзьям зависти и фарисейства. И готовым идти по дороге с грехом, Не гнушаясь смертельным злодейством, Что века оставляют в памяти тех, Лишь прекрасных в любви и страданьях, Что не клянчат вниманье, дешёвый успех, Их найдя в красоты созидании. Откровеньем романсы сквозь время идут, Вновь трепещет в волненьи душа И пусть вечно цветут хризантемы в саду Страстью, негой, любовью дыша ** - во времена моды на бельканто певцы отрабатывали технику перед горящей свечой, добиваясь отсутствия волнения пламени.
Нет, Владимир Николаевич, В.И. Ленин не был, он есть и будет. Это временщики приходят и уходят.
Спасибо, Нина Николаевна. Лес апрельский интересен: После зимы в нём, как известно, Что оживает, что поёт, Что зеленеет, что цветёт. Грибы ж эти, чтоб усвоить, Ещё нужно приготовить. Но проблем и с ними нет: Всё подскажет интернет.
Татьяна Павловна, забыли еще одного, самого цитируемого в СССР, самого почитаемого и вечно живого Ленина В.И.. Вон сколько томов у него в ПСС. Не было ни одного военнослужащего, кто бы не конспектировал его работы. Ленин - наше ВСЁ! Был! Сегодня наше ВСЁ - Пушкин! Но он не апрельский! Нина Николаевна, у Шекспира на сегодня сразу две даты - День Рождения и День Смерти в одном и том же городе, в одном и том же доме и даже в той же самой комнате!
6535724-a151550 Мариночка! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! Всего самого наилучшего!Исполнения мечты! Приходи! Не забывай нас!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/