РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЁРСТВА - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Материалы из опыта работы по заявленной теме, где автор
утверждает, что один из перспективных путей развития современной сельской школы
является социальное партнёрство.
Ключе
вые слова:
социальное партнёрство, педагогический совет,
сельский социум, социальная зрелость
В образовательном пространстве Украины весомое место занимает
сельская школа, так как она
представляет собой часть
сельского социума и не может развиваться в отрыве от него.
Ситуация в
украинском селе на данном этапе сложная. Село сегодня представляет собой особую
среду обитания, для которой характерны невысокий уровень жизни населения,
низкие доходы преобладающей части семей. Сложная социально-экономическая ситуация
привела к тому, что колхозы, бывшие некогда «миллионерами», разоряются, люди
активного возраста не работают годами. Из-за отсутствия рабочих мест многие сельские
жители выбирают алкоголь, деградирует.
Нет средств на нормальное существование - нет перспективы для дальнейшей
полноценной жизни. Многие сельские жители вынуждены мигрировать с мест, которые
не только являются их исторической родиной, но и экологически чисты.
Сегодня надо
твердо понимать, что перспективы сельской школы зависят от развития
сельскохо-зяйственного производства и социокультурной сферы села. Это
единственный
путь, следуя которым сельская школа
сможет решить весь сложный комплекс задач. Как известно, социальное партнёрство
является одним из стратегических направлений модернизации современного
образования.
Речь идёт о построении гражданского общества, главная задача которого
состоит в том, что государство не должно в одиночку нести ответственность за
образование. Более важную роль начинает играть социальное партнёрство, которое понимается,
как баланс интересов, достигаемый сторонами социального взаимодействия на
основе компромисса; наиболее действенное условие для стабильного развития
общества.
Наша Седовская образовательная школа
І – ІІІ
ступеней Новоазовского района
типична для сельского образовательного пространства Украины,
поэтому я хочу
на примере своей школы обосновать роль социального партнёрства и обновленную миссию сельской школы.
Педагогический коллектив
школы
понимает социальное сотрудничество как с
пециально
организованное взаимодействие, направленное на развитие учебного заведения.
Происходящие в Украине преобразования
создали предпосылки и условия для активного и тесного сотрудничества органов
местного самоуправления и школы на основе взаимных интересов.
Цель
и основные задачи такого партнёрства:
разработка, принятие и осуществление совместными силами
прогрессивных мер по развитию населённого пункта и учебного заведения на территории поселкового
совета. Важным фактором формирования социального
партнёрства является активность. Особую роль в жизни небольшого населённого
пункта играет школа, педагогический коллектив.
В связи с перестроечными процессами, происходящими в
государстве, школа в посёлке Седово является
стабильной и многочисленной
организацией, поэтому социальная жизнь посёлка связана с учебным
заведением. Уже с уверенностью можно
говорить о том, что школа заняла особое место в системе социального партнерства
с органами власти.
Не случайно учителя Седовской общеобразовательной школы всегда одерживают победу на выборах в местные
советы. Депутатами поселкого совета в настоящее время являются 3 учителя (15%), членами
исполнительного комитета 1 учитель (5%), членами
административной комиссии – 2 учителя
(10%).
Социальное партнёрство в сельской
школе основывается на следующих
принципах:
- добровольности признания партнёрами
друг друга в качестве участников общественных отношений;
- доверия;
- обоюдной ответственности партнёров
за общее дело;
- обязательного выполнения своих
обязательств в соответствии с достигнутыми договорённостями;
- взаимной заинтересованности сторон.
Педагогический коллектив
Седовской общеобразовательной школы І –
ІІІ
ступеней Новоазовского района
понимает социальное сотрудничество как с
пециально организованное
взаимодействие, направленное на развитие учебного заведения.
Происходящие в Украине преобразования
создали предпосылки и условия для активного и тесного сотрудничества органов
местного самоуправления и школы на основе взаимных интересов.
Цель
и основные задачи такого партнёрства:
разработка, принятие и осуществление совместными силами
прогрессивных мер по развитию населённого пункта и учебного заведения на территории поселкового
совета. Важным фактором формирования социального
партнёрства является активность. Особую роль в жизни небольшого населённого
пункта играет школа, педагогический коллектив.
В связи с перестроечными процессами, происходящими в
государстве, школа в посёлке Седово является
стабильной и многочисленной
организацией, поэтому социальная жизнь посёлка связана с учебным
заведением. Уже с уверенностью можно
говорить о том, что школа заняла особое место в системе социального партнерства
с органами власти.
Не случайно учителя Седовской
общеобразовательной школы всегда
одерживают победу на выборах в местные советы. Депутатами поселкого совета в
настоящее время являются 3 учителя (15%), членами
исполнительного комитета 1 учитель (5%), членами
административной комиссии – 2 учителя
(10%).
Такое сотрудничество
позволяет планировать совместную работу с органами местного самоуправления,
решать общие проблемы, организовывать деловые встречи, проводить поселковые
и общешкольные собрания, формировать
единое информационное пространство. Появилась и новая форма проведения
педсовета, участниками которого становятся не только учителя, но и социальные
партнёры.
С продуманными
предложениями, которые основаны на нестандартных подходах к решению актуальных
для развития сельской школы, поддержки одаренных детей мы постоянно обращаемся
к общественному фонду «Седовец», созданному при Седовском поселковом совете.
Школа, как равноправный партнер, предлагает органам власти и
базовым хозяйствам свои информационные
ресурсы и интеллектуальный потенциал, используя для этого встречи с руководителями, организацией выставок,
проведением общепоселковых мероприятий.
Высока активность
взаимодействия
с
общественными
организациями, медицинскими и социальными службами, организациями,
занимающимися вопросами охраны детства.
Наша открытость,
дружелюбие, профессионализм позволили продолжить наши контакты с Донецким
юридическим институтом. Ректор института
Бесчастный В.Н. постоянно интересуется проблемами школы, оказывает помощь
в их решении. По его инициативе в районе
11 лет проводится международная военно – спортивная игра «Будущий воин». Преподаватели
и студенты Донецкого юридического института проводят профориентационную и профилактическую работу в школе.
С целью развития
краеведческой деятельности, воспитания патриотизма налажены партнёрские
отношения с музеем Г.Я. Седова. Традиционно проводятся седовские чтения,
тематические вечера.
Экологическому воспитанию
учащихся способствует социальное партнёрство с
региональным ландшафтным парком "Меотида".
Под руководством учителя биологии Золотько Л.А. члены экологического кружка
«Земляне» вместе с громадой пос. Седово, работниками парка участвуют в акции «ЧИСТА КРА
Ї
НА», организовывают просмотры научно
– популярных фильмов по изучению
Украинского общественного экологического кодекса «Це може зробити кожен».
Несомненно, что всё это
развивает волонтёрское движение, воспитывает экономическое отношение к природным
ресурсам, поднимает имидж и авторитет родного края в глазах детей и их
родителей.
С целью эстетического
воспитания подрастающего поколения, выявления одарённых детей намечены и постоянно
проводятся совместные мероприятия с поселковым центром досуга и культуры. Заведующая
центром досуга и культуры Кузьмина Н.И. и художественный руководитель Кузьмина
Н.П. никогда не отказывают в помощи проведения школьных мероприятий, подготовке
к районным фестивалям. Вместе с педагогом – организатором Прокудой Л.В.
намечают совместные планы работы по эстетическому воспитанию. Большинство детей
школы посещают танцевальный и драматический кружки при ДЦК.
На сегодняшний день намечены новые отношения с детским
садиком «Кораблик».
Добиться положительных результатов в
развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного
воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций.
В процессе деловых
встреч учителя школы знакомятся с
игровыми формами работы с детьми детского сада, а воспитатели – с методикой
учебно-воспитательной работы в школе. На базе детского садика проводятся
занятия «
Школы будущего
первоклассника», что позволяет решить актуальнейшую задачу современного
образования – преемственность между дошкольным и школьным образованием. Наш
опыт работы в этом направлении показал, что дети, посещающие эти занятия,
успешнее адаптируются в школе, психологически подготовлены к началу обучения,
что позволяет им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.
Нельзя не отметить еще
одну группу друзей школы –
частные лица. Их количество с каждым годом возрастает.
Они остаются основой духовного и
нравственного развития учебного заведения и сотрудничество с ними эффективно.
Социальное партнерство
как необходимый институт гражданского общества и информационного учреждения в
частности, способствует поднятию престижа как сельской школы, так и сельского
учителя. Сегодня с уверенностью можно говорить, что школа стала носителем идей интеллектуальной
и культурной интеграции в посёлке.
Социальное партнерство, в
самом широком смысле, следует понимать как такую совместную коллективно
распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к
позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Но
существует и внутрисистемное партнёрство, то есть партнерство, в которое
вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных
сфер общественного воспроизводства. Это, прежде всего, педагогический коллектив,
деятельность которого направлена на реализацию образовательных программ,
проведение совместных учебных занятий, выставок, концертов, работа в
структурных подразделениях, организация педагогических объединений.
Какие бы задачи общество
ни ставило перед школой, но именно семья
была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности
и главнейшим институтом воспитания. Без помощи и поддержки родителей, их
глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс
воспитания и обучения не даст необходимого результата. Поэтому главное
социальное партнёрство – это сотрудничество с родителями на основе
взаимодеятельности. При таком подходе намечаются существенные изменения в
отношениях между детьми и родителями, семьёй и школой.
Хочу добавить, что
социальное партнёрство в сельской школе прежде всего способствует формированию социальной зрелости
выпускника как объективно необходимого этапа личности, который характеризуется
достижением самостоятельного социального положения человека.
Задача школы - создание образовательного пространства, в
котором происходит саморазвитие свободной и активной личности.
При
характеристике
социальной зрелости выпускников школы мы выявили
три
уровня:
18% - оптимальный уровень социальной зрелости.
Для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к явлениям,
происходящими в различных сферах общества.
42% учащихся показали допустимый уровень
социальной зрелости. Выпускники данной группы связывают успех в жизни не только
по своим способностям и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от
них обстоятельствами.
Для 40% учащихся, имеющих
критический уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие
интереса к учёбе. Учащиеся данной группы психологически не готовы к
самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального
становления.
В результате
выпускники школ овладеют ключевыми компетенциями, под которыми понимаются
универсальные умения действовать в меняющихся социальных, экономических и
культурных условиях.
Таким образом,
формирование жизненной позиции подрастающего поколения – главнейшая задача
сегодня не только школы, но и всех социальных партнёров учебных заведений.
Целенаправленная работа по формированию благоприятного
социально–коммуникативного климата вокруг деятельности учебного заведения дала
определенные результаты:
• мы на виду не только у жителей посёлка, но и всего района;
• ширится и растет круг наших друзей и партнеров;
• у нас доброжелательные отношения с органами власти и общественными структурами.
Школа
по существу стала катализатором
активности общества.
Итогом социального партнёрства в школе является повышение
процента детей, активно участвующих в общественной деятельности
образовательного учреждения, района и области.
Поэтому наше
образовательное учреждение планирует дальнейшее расширение сети социальных
партнёров.
Лирература
-
Закон Украины
«
Про освіту»,
ст. 16, п. 2, п. 3
-
Закон Украины
«Про загальну середню
освіту» ст.. 29. п.1
-
Алексеев С.
Социальное партнерство - в арсенал местного самоуправления. //Социальное
партнерство. – 2007. - №3
-
Михеев В.А. Основы
социального партнерства: теория и политика: Учебник для вузов. - М.:
Экзамен, 2001. — 448 с.
Тэги:
статья