Статья «Влияние устного народного творчества на развитие
речи детей»
Статья «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
В своей многолетней работе с детьми младшего возраста я
часто использую фольклор – устное народное творчество: потешки, поговорки, скороговорки,
стихи, песенки, сказки, былины. Фольклор – лучший речевой материал, накопленный
народом веками, который развивает речь детей и с удовольствием ими
воспринимается.
Речевое развитие предполагает решение таких задач
дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; ознакомление с книжной культурой, детской литературой. Главная цель речевого воспитания
состоит в том, чтобы каждый ребёнок творчески освоил нормы и правила родного
языка, умел применять их в различных ситуациях, овладел основными
коммуникативными способностями.
Читая детям художественную литературу, знакомя с устным
народным творчеством я помогаю им
проникнуть в мир чувств литературных героев, учу понимать выразительность
родного языка, прививаю любовь к художественному слову, к сказке. Вместе со
сказочными героями дети борются и побеждают, сочувствуют и радуются, грустят и переживают,
формируют свой характер, готовятся к будущей жизни. Повседневное использование
в работе русских народных сказок и малых фольклорных форм учит детей думать,
творить, фантазировать, развивает речевую культуру, воспитывает лучшие
качества, помогает организовать воспитанников, занять чем-то нужным, полезным,
увлекательным, позволяет глубже раскрыть образ Родины.
Участие детей в театрализованных играх положительно влияет
на развитие и совершенствование речи. В процессе театрализованной деятельности,
подготовке к спектаклю, костюмов у детей формируется навык уверенного общения в
коллективе. Это способствует снятию мышечного напряжения – дети выступают, как
настоящие артисты.
Также в своей работе особое внимание уделяю совершенствованию
грамматического строя речи детей, обучению разговорной речи, накоплению,
обогащению словаря. Ежедневно знакомлю со стихами, пословицами, поговорками,
песенками-потешками о здоровье, о гигиене, о культуре еды. Это помогает детям совершенствовать
навыки самообслуживания, воспитывается привычка следить за чистотой своего
тела, опрятностью в одежде, формируются представления о здоровом образе жизни.
Привлекая внимание к речи окружающих, учу детей слушать и
правильно слышать речь не только взрослых, но и сверстников. Для этого часто на
речевых занятиях использую загадки, обучающие проявлять внимание к речи
окружающих, различать на слух громкость и скорость речи, интонационные средства
выразительности.
В процессе работы широко используется наглядный материал.
При рассматривании картинок, иллюстраций стараюсь учить детей замечать главное
и постепенно переводить их от простого перечисления предметов, признаков к
связным высказываниям.
Так постепенно вместе со мной ребёнок учится составлять
рассказ, повторяя отдельные слова, а затем целые предложения.
Также в своей работе я учитывала разный речевой уровень
детей и особое значение уделялось индивидуальной работе с каждым ребёнком, а
также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их.
Думаю, что в своей работе большое
влияние устного народного творчества сказалось на развитии речи детей. И такие
задачи как: воспитание звуковой культуры речи, формирование правильного
произношения, речевого дыхания, грамматического строя речи решались на
протяжении всего учебного года
.
Тэги:
развитие речи детей,
воспитание,
речевое занятие