Технологическая
карта урока литературного чтения на родном языке
1.
Ф.И.О. учителя:
Вархутдинова Руфина Гибадрахмановна.
2.
Класс, школа:
3А, МОАУ «СОШ
№18 г.Новотроицка».
3.
Предмет:
Литературное чтение на родном языке.
4.
Тема урока:
С.П.Алексеев. 100 рассказов о войне.
5.
Место и роль урока в изучаемой теме:
урок изучения нового материала.
6.
Цель урока:
стимулировать интерес к чтению произведений,
посвящённых ВОВ.
Задачи:
Обучающие:
-
знание творчества С.П.Алексеева;
-
знакомство обучающихся с детской
литературой о защитниках Отечества;
- понимание роли
личности в исторических событиях;
- овладение
умениями применять полученные знания (составлять и задавать вопросы,
распознавать и выделять правильные ответы).
Воспитывающие:
- воспитание
чувства гражданственности и патриотизма;
- воспитание
любви к родному краю;
- воспитание
правильного отношения к персонажам повести;
- формирование
этических норм поведения учащихся в ходе совместной работы на уроке.
Развивающие:
познавательные
действия:
- умения
анализировать текст с целью выделения существенных признаков;
- умения
синтезировать целое из составных частей;
- умение
классифицировать эпизоды;
коммуникативные
действия:
- умения
выражать свои мысли;
- владение диалогической
речью;
- развитие
инициативного сотрудничества в поиске информации;
личностные
действия:
- оценивание
учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;
- развитие
любознательности, внимания, памяти;
регулятивные
действия:
- прогнозирование
возможности использования полученных знаний в последующем;
- формирование
адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала.
Оборудование:
- технические
средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- информационные
ресурсы: буктрейлер по рассказам автора;
- наглядные
пособия:
1)книги С.П.Алексеева;
2)физическая карта РФ (с границами
Оренбургской области)
3)портреты известных людей,
прославивших Оренбуржье в годы ВОВ
(презентация: 1) генерал-полковник А.И.Родимцев, 2) поэт Мусса Джалиль,
3) музыкант
В.П.Соловьев-Седой; 4)
писатель С.П.Алексеев.
-«Словарная»
коробочка с карточками творческих заданий по теме урока и пазлами памятников
истории РФ.
-
тексты песни «Соловьи»
Межпредметные
связи:
-
история и внеурочная деятельность «Моё
Оренбуржье»
-
литературное чтение
- русский язык
-
изобразительное искусство
- музыка
Подготовительная
работа:
- Беседа со школьным библиотекарем Т.В.Иванцовой
по теме Великая Отечественная война.
- Посещение школьного Музея М.Джалиля с
кл. руководителем Р.Г.Вархутдиновой.
- Внеурочная работа «Моё Оренбуржье» с
педагогом-кружковцем Н.А.Абдуллиной.
- Ежемесячное посещение мероприятий МВК(
Музейно-выставочный комплекс города Новотроицк
№
|
Этап
занятия
|
Ход
занятия
|
Решаемые
задачи
|
Ожидаемый
результат
|
1.
|
Самоопределение
к деятельности
(3мин)
|
Прослушивание
песни «Соловьи»
(
музыка
В.Соловьева-Седого,
слова А.Фатьянова)
|
1)Эмоциональный настрой учащихся
на задачи урока.
|
1) Для учащихся будет создано
условие для продуктивной работы.
|
2.
|
Актуализация знаний.
|
Вступительное
слово учителя:
1)-
Ребята, что сейчас прозвучало?
2) Рассказ
учителя об истории создания песни в
Чкалове (ныне Оренбург), её авторах, как музыканты случайно познакомились
в 1941году в центре нашей области.
- О
чем говорит этот год в истории России, а год завершения ВОВ, почему так
назвали её?
- Кого
можно назвать защитником Отечества? (не только солдаты, но и музыканты, и
писатели, и поэты всех областей нашей огромной страны)
- Кто
изображён на обложках книг нашей выставки?
- Кто
автор этих книг?
-Как
можно сформулировать тему сегодняшнего урока?
- А
герои этих книг могли быть нашими земляками?
|
1)Ответы детей (выслушать все: песня, военная, название,
какие вызвало эмоции).
2)Повторение исторических знаний
и расширение краеведческого кругозора
учащихся.
|
1) Знания учащихся будут
приведены в систему.
2) Зрительный ряд активизирует
память и знания учащихся по теме урока.
|
3.
|
Открытие новых знаний.
|
Сообщение
подготовленного ученика о С.П.Алексееве
и его сборнике «100 рассказов о войне»
Дополнит.сообщение
учителя: учёба Алексеева в Оренбургском лётном училище и
Педагогическом
институте.
|
1)Познакомить учащихся со сборником С.П.Алексеева.
2)Заинтересовать
учащихся чтением рассказов об
истории Отечества.
|
1) Дети заинтересуются новыми
книгами.
2)
Воспитание любознательности и интереса к истории России.
|
4.
5.
|
Интерактивный блок
1)Работа с текстом рассказов
|
А
теперь все вместе полистаем и почитаем страницы книг:
1)
Чтение
и инсценирование из сборника –
выступления группы учащихся: о битве
на Курской дуге,
2)
Чтение и пересказ рассказов – выступление группы
учащихся: о Сталинградской битве.
|
1)Воспитание интереса к чтению
художественных произведений на историческую тему.
2) Воспитание патриотических
чувств к истории Отечества.
3)Развитие творческих
способностей детей.
|
1)Дети с интересом представят
одноклассникам сценки из рассказов С.Алексеева.
2) Дети смогут проанализировать
увиденные и прочитанные рассказы с точки зрения содержания.
|
2)Работа с
творческими заданиями из
Словарной коробочки.
Физминутка-общеукрепляющая
(2мин 38сек)
|
-У
вас есть карточки с частью военных крылатых выражений.
Задание: собрать
из частей военные Крылатые выражения и пазлы исторического памятника «Родина-Мать».
-
под песню-ремикс «Потому что мы Пилоты»
(муз.Соловьева-Седого)
|
1)Научить детей составлению
предложений на заданную тему.
2)Развивать логическое мышление
учащихся при составлении
крылатых выражений и при работе с пазлами.
3)Воспитывать вдумчивого
читателя.
|
1)Дети прочитают рассыпанные
Крылатые слова из рассказов и смогут объяснить их смысл.
2)Дети соберут цветные пазлы
Памятников и узнают о них интересные исторические факты.
|
|
3)Работа с
портретами известных оренбургских героев военных лет
|
-«А знаете ли Вы..?»:
1) как стал героем Сталинграда крестьянский оренбургский
мальчишка и с кем доводилось ему играть в детстве? (с маленьким Мусой
Джалилем с соседней деревни!)
2) просмотр презентации «Оренбургская военная история в
лицах»
3
) Минута Молчания в память
Воинов-Земляков.
(1мин)
|
1)Развивать читательское
мышление.
2)Воспитывать
вдумчивого читателя.
|
1)Дети смогут охарактеризовать человеческие
и профессиональные черты А.И.Родимцева, М.Джалиля,
В.Соловьева-Седого, С.П.Алексеева.
2)Расширение
словарного запаса учащихся.
|
6.
7.
|
Рефлексия
(2мин 05сек)
|
Просмотр
буктрейлера «100 рассказов о войне С.П.Алексеева»
|
1)Создать зрительный образ
прочитанной книги.
2) Воспитание уважительного
отношения к истории нашей страны и области в частности.
|
1)Дети увидят образ России
военных лет, представленный на картинах и видеосъёмке.
|
Разучивание куплета песни
«Соловьи», домашнее задание
|
1)Дети читают и под минусовку исполняют песню «Соловьи»
(
муз. В.Соловьева-Седого, сл.
А.Фатьянова)
2)Выбор куплета(1, 2 или 3) песни для иллюстрирования
содержания текста песни.
|
1)Эмоциональный настрой
2)Воспитание музыкального слуха и
заинтересованности в чтении.
.
|
1)Воспитание вдумчивого читателя.
|
Тэги:
С.П.Алексеев. 100 рассказов о войне.