ПРОГРАММА ПРОЕКТА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на тему: «Я – петербуржец» как средство
патриотического воспитания учащихся». 4класс
Проект «Прогулка по Санкт
– Петербургу».
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – петербуржец» для
4класса разработана на основе программы по школьному курсу "История и
культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Рабочая программа рассчитана на 9 часов в год. Занятия
проводятся 1 раз в месяц на классных часах.
Цель программы:
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально
- чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему
изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства
сопричастности тому, что в нём происходит.
Духовно - нравственное, эстетическое направление
Составитель:
учитель начальных классов
Власова Н.В. 2015
учебный год
Содержание программы предполагает решение следующих
задач:
Образовательные:
знакомство с историей создания "северной столицы"
и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
формирование у детей устойчивого желания продолжить
знакомство с предложенными темами самостоятельно;
обучение практическим навыкам работы с предложенными
материалами;
выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на
вопросы, поставленные учителем
обучение практическим навыкам работы с предложенными
материалами;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей Родине.
Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Начать формирование потребности в саморазвитии и
самореализации.
Развивать деловые качества школьников: самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 4 класса включены темы, дающие младшим
школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося
на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких,
запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных
символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и
великолепном скульптурном убранстве. Задания имеют разную степень трудности.
Программа предполагает свободу творчества учителя и
учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный
материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Формы организации.
Основной формой
организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Прогулка по Санкт-Петербургу»
является классный час и самостоятельная работа учащихся дома по подбору
материала.В работу включаются и родители для помощи в подборе материала и
посещения со своим ребенком исторических мест города. В процессе изучения по
данной программе широко используются такие формы как:
лекции;
практические занятия
экскурсии
опыты, наблюдения
исследовательская деятельность
презентации, конкурсы
самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
При отборе и построении программы используются такие
средства обучения как:
наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски);
печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для
чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные);
аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные,
учебные фильмы на цифровых носителях,электронные образовательные ресурсы, использование ИКТ.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации
учения;
основ гражданской идентичности путем знакомства с
героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной
сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических
критериев.
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе
модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения
задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
строить логические рассуждения, включающие установление
причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего
речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
формировать навыки коллективной и организаторской
деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями
партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга –
северного, одновременно морского и речного города;
Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым
петербуржцам.
Учащиеся научатся:
Находить информацию о городе, памятниках наследия,
петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для
удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации
(поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах,
кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях,
библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже
труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в
периодической печати;
Проект «Прогулка по
Санкт – Петербургу».
Каждый учащийся класса заводит себе папочку с файлами. В эту
папку ученик будет накапливать материал по данной теме. Получится к концу года
своего рода «Портфолио успеха ученика». Результаты ( творческие работы ) –
страницы различных разделов портфолио.
В классе у учителя еще одна папка в которую помещается
второй экземпляр работы или копия.
РАЗДЕЛЫ
1.Прогулка по Санкт – Петербургу –путешествие класса с
учителем , с родителями по городу весь год. Постараться пробудить,
заинтересовать детей продолжить исследовательскую работу дома, самостоятельно
или с родителями. Результат – рисунок+рассказ, фото + рассказ, доклад.
2. Мой любимый уголок Санкт – Петербурга – индивидуальные
творческие работы – сочинение, фото + рассказ, рисунок = рассказ, презентация.
3. Конкурс стихов о Санкт – Петербурге. Можно использовать
книги из серии «Моя первая библиотека»: « Мой любимый город», « Санкт –
Петербург. Как все начиналось».
4. Поездка в библиотеку на улицу Марата на занятие по
истории Санкт – Петербургу.
5. Блокада Ленинграда. РЕЗУЛЬТАТ – доклад, презентация.
6. Придумай новый памятник, который мог бы появиться в нашем
городе. Выбери место, где он мог бы стоять, придумай ему название.Результат –
рисунок.
7. Архитектурный проект « Санкт – Петербург будущего»,
«Город, в котором я буду жить».
Проект для тех, кто любит родной город, мечтает учиться и
жить в нем, делать его лучше.
I
вариант. Найди в нашем городе место, где бы ты хотел построить собственное
здание. Сделай архитектурный макет, рисунок или фотомонтаж. Защити свою идею,
сделай презентацию.
II
вариант. Выбери какое–нибудь здание нашего города, которое требует
ремонта,разрушенного или не использующегося и придумай , как его можно отреставрировать, усовершенствовать и
использовать по – новому.Сделай архитектурный макет, рисунок или фотомонтаж.
Защити свою идею, сделай презентацию.
Очень важно:
1.
Архитектурная особенность. Эстетическая
привлекательность.
2.
Современность, и в то же время сохранение стиля
Петербурга.
3.
Социальная значимость.
4.
Техническое решение.
5.
Обоснуй, почему ты выбрал именно это место.
№
п/п
|
Мероприятие
|
Название
месяца
|
1
|
Прогулка по
Санкт-Петербургу (введение)
|
Сентябрь
|
2
|
Мой любимый уголок
Санкт-Петербурга
|
Октябрь
|
3
|
Поездка в
библиотеку на ул. Марата, на занятия по истории Санкт-Петербурга
|
Ноябрь
|
4
|
Конкурс стихов о
Санкт-Петербурге
|
Декабрь
|
5
|
Блокада Ленинграда
|
Январь
|
6
|
Придумай новый
памятник
|
Февраль
|
7
|
Архитектурный
проект
|
Март
|
8
|
Прогулка по
Санкт-Петербургу (итог)
|
Апрель
|
9
|
Итоговая
конференция по проекту «Прогулка по Санкт-Петербургу»
|
Май
|
В начале каждого месяца учащимся выдается задание по
конкретной теме. На последнем классном часе месяца проводится заседание класса
(презентация, круглый стол, доклад, конкурс). Подводится итог работы за месяц.
В ходе заседания класса оформляются газеты, стенд, книжки с докладами, чтобы
учащиеся могли еще и индивидуально поработать с материалом. Каждый ребенок пополняет свою папочку –
портфолио и второй экземпляр в классную папочку – портфолио. Таким образом
накапливается довольно большой объем информации по теме «Прогулки по Санкт –
Петербургу».
Тэги:
Внеурочная деятельность,
прогулка по Санкт-Петербургу