Дата:
21.02.2011
Класс:
6
Предмет:
русский язык
Тема
: Урок родного языка.
Цель
: создание условий для
- расширения знаний учащихся о роли
языка в жизни человека,
- развития творческого и образного
мышления,
- патриотического воспитания.
Задачи
: - познакомить с историей Дня родного языка,
-
расширить знания учащихся о роли языка в жизни
человека,
- обратить внимание на необходимость
изучения родного языка,
- учить работать с текстом,
- развивать творческое и образное
мышление,
- воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока
: урок новых знаний.
Компетенции
: языковая, языковедческая, социокультурная.
Оформление:
эпиграф, мяч, «микрофон»
Структура урока.
I. Оргмомент
Тема.
Прием «Ожидание»
- что вы ждете от урока? Что вы
можете узнать на
уроке с такой
темой?
Записываем на доске.
Разогрев
Упражнение «для меня»
Учитель. Тот, у кого в
руках оказывается мяч, должен продолжить
фразу
«Для меня родной язык - это...» и бросить мяч любому другому человеку.
Что же
значит для нас язык?
2
.
Легенда.
- Однажды
богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить
самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык.
Ксанф.
- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?
Эзоп.
- Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
Ксанф.
- Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь.
Автор.
- Эзоп ушёл и принёс…язык.
3
. Беседа
- Почему
Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком языке
идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни
играет язык и почему родному языку посвящен день 21 февраля.
II
. Наблюдение.
1.
Прочитайте выразительно стихотворение В. Шефнера «Слова» (распечатка).
Много слов на земле. Есть дневные слова,
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова словно раны, слова словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова «Родина, верность, свобода и честь».
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни,
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту.
2
. Ответьте на вопросы:
- Почему
слова могут быть ранами, судом?
- Как можно спасти, убить, продать, предать, купить словом? Приведите примеры.
3.
В пословицах и поговорках
русский народ говорил о том, как
надо обращаться с языком. Вспомните пословицы и поговорки и закончите их. В
случае затруднения пользуйтесь словами для справок
1) Глупые слова жить мешают, а разумные во всём….2) Не давши слова – крепись, а
давши - ….3) Будь слову своему ….4) Слово не воробей, вылетит - ….5) Словам
болтуна не велика….6) Больше дела, меньше….
Слова для справок: цена, не поймаешь, слов, помогают, держись, хозяин.
- Какую роль играет язык в нашей жизни?
- Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь? А какой не должна быть?
-Молодцы! Вы правильно и быстро справились со всеми заданиями,
доказали, что вы умеете трудиться.
Язык – это важнейшее средство общения. Это
клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы
воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо его знать, нужно уметь
владеть им. Поэтому изучение и охрана русского языка является насущной необходимостью.
Ежегодно 21 февраля отмечается Международный
день родного языка.
История праздника имеет трагическое начало.
Дата 21 февраля выбрана неслучайно: именно в этот день в 1952 году погибли пять
студентов, которые принимали участие в демонстрации за предоставление родному
им бенгальскому языку статуса государственного в тогдашнем Пакистане, часть
которого позже стала независимым государством Бангладеш. Прошло почти полвека,
и Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила, что ежегодно, начиная с 2000 года,
21 февраля будет отмечаться Международный день родного языка.
Этот день
был установлен, чтобы способствовать признанию и использованию именно родного
языка, особенно это касается языков национальных меньшинств. А ведь именно
родной язык — основной признак нации, потому что формирует национальный
менталитет, является живым свидетелем истории народа, хранит его культурные
достижения, является определяющим фактором жизни человека и общества. Родной
язык — это одновременно и культура, и оформление мысли.
По данным
ЮНЕСКО в мире существует 6000 живых языков
СКАЗКА О
НЕМОЙ ПРИНЦЕССЕ
Давно это
было. В некотором царстве, в некотором государстве 21 февраля родила королева
красавицу-дочь. Долго ждал король этого подарка — 7 лет не было у него детей.
Возрадовались король и королева: не налюбуются, не насмотрятся на доченьку.
Да вот беда: не говорила принцесса ни слова — немой была. А королю перед
рождением дочери приснилась волшебница, которая поведала: молчать принцессе
ровно 21 год, до 21 февраля, а потом, коли найдется смелый рыцарь да отгадает
тайну ее молчания — заговорит дочь, а нет — молчать ей до конца жизни.
Быстро
сказка сказывается, да медленно годы тянутся. Вот и срок подходит
назначенный, расцвела принцесса, словно аленький цветочек, краше ее во всем
свете не сыскать, только радости в глазах ее карих никто никогда не
прочитывал. Раз увидел принцессу храбрый рыцарь, удалой, с красивым голосом.
В самую его душу глянули глаза дочери короля, и с той минуты ни на миг не
забывал рыцарь глаз тех прекрасных.
Молва о
королевской дочери да о красоте ее неземной весь свет облетела, а гонцы
придворные огласили указ короля: кто 21 февраля разгадает тайну молчания
принцессы — тот и жених ей, с кем заговорит принцесса в этот день — тот ее
суженый.
Со всего
бела света женихи понаехали: одни золотом осыпали — молчит принцесса, другие
драгоценными камнями одаривали — молчит красавица, третьи наряды парчовые
показывали — молчит дочь короля, четвертые сладостями заморскими все столы
царские завалили — молчит королевна: не в том была разгадка ее души живой.
Прискакал
на вороном коне и храбрый рыцарь…
Как вы думаете, что было дальше?
…
известить короля, что видел самолично на дороге возле границ королевства, как
заморский Змей-Горыныч, стаи воронов собираючи, гимны злобные распеваючи,
идет на землю королевскую, чтобы истребить народ, королевский двор с землей
сровнять, а принцессу полонить — взмолится, говорит, королевна, заговорит,
пощады запросит, коли жить захочет. И молвил рыцарь: «Необъятны просторы
королевства, но и пядь земли родной не отдадим. Собрал я войско храброе да
пришел к тебе, король, поклониться, да с принцессою нашею проститься.
Клянусь: костьми ляжем, а врага заморского на землю твою не пустим. И коль
придется голову сложить, то пред смертью позволь на принцессу глянуть разок
да песню душевную ей спеть, что поют люди в твоем королевстве и на земле
твоей и невестам, и женам, в бой за них отправляючись».
Запел отважный
рыцарь свою песню сердечную, песню геройскую. О любви своей к принцессе пел
он и о жизни честной, о земле родной. Слова песни той были народные, и
волшебные были, дивные. Оттого песня всем и полюбилась.
Отозвались
любовью в сердце принцессы слова песни той, что пел на прощанье рыцарь. Чудо
чудное тут свершилося: заговорила королевна и душой прозрела, когда не
придворные речи, а голос песни народной услышала, душу народную поняла и
правду народную приняла, а песня эта за сердце взяла.
Красавица
принцесса песней ответила храброму рыцарю: «Возвращайся с победой, мой
суженый, буду ждать тебя верно, преданно, твои песни помогут нам выстоять».
С песней в
бой пошли отважные воины и с победою воротились. Отыграли тут свадьбу
славную, рыцарь с принцессой стали жить-поживать да все королевство
прославлять. А 21 февраля с тех пор король объявил днем родного языка, слова
родного, что и в бой ведет, и силы жить дает, и о любви поет. И праздник тот
и по сей день люб и дорог каждому: ведь язык родной — душа народа.
|
Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
В день родного языка
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследье живое!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть страна зацветет, процветает!
Мы гордимся своим языком,
Он богат на глаголы, наречья!
В нем живет тайна древних веков,
Мы ее сохраним, это точно!
Мы конечно же будем искать
В каждом слове сокровища мира,
Тайны предков повествовать
И беречь свой язык от погибели!
Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
Я надеюсь, что вы будете бережно
относиться к своему родному языку и с интересом познавать его тайны.
Возвращение к ожиданиям.
А в
заключение мы напишем с вами синквейн – пятистишие.
Язык – 1 сущ.
Какой?
- 2 прилаг.
Что делает?
– 3 глагола
Короткая
фраза – отношение
1 слово -
синоним
IV. Домашнее задание
Синквейн
1
строка- одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает
предмет о котором пойдёт речь;
2 строка- два слова, (прилагательные
или причастия) раскрывающие тему, описывающие признаки и свойства выбранного в
синквейне предмета;
3 строка- 3 глагола, описывающие
совершаемые действия по теме предметом;
4 строка-
фраза из четырёх слов или короткая фраза,
выражающая личное отношение автора к
предмету;
5 строка-
1 слово-резюме, которое характеризует суть предмета.
Главный
принцип
– выражение
собственного смысла через описание, действие, отношение
Напишите миниатюру (3-5 предложений) на тему
«Значение слова в жизн Тэги:
урок родного языка