Как
помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) адаптироваться к школьной программе.
Проработав в
начальной школе сорок лет, при наборе нового класса я столкнулась с проблемой:
в мой класс попали ребята с разными патологиями развития.
Учитывая все трудности
обучения, я провела беседу с родителями, аргументируя все положительные стороны
«особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить этих ребят на ТМПК. Сейчас они продолжают обучение в классе, но уже как
учащиеся с ОВЗ.
Опыт работы у меня с двумя категориями детей: с нарушениями слуха и с
задержкой психического развития.
У детей с ограниченными
возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в
собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них
наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность,
гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания,
восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной
нормы. Моя задача – помочь таким детям
усвоить программу. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы,
направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и
использовать другие приемы и методы воздействия, чтобы донести до учащихся
новый материал. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными
возможностями здоровья. Мне пришлось изучить немало литературы по работе с
такими детьми, чтобы добиться небольших результатов.
Для себя я выделила
следующие задачи педагогического сопровождения:
·
выявить
интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к
различным видам деятельности;
·
оказать помощь в поисках «себя»;
·
создать условия для индивидуального
развития ребенка
·
создать условия для реализации
приобретенных знаний, умений и навыков;
·
развить опыт неформального общения,
взаимодействия, сотрудничества;
·
расширить рамки общения с социумом;
·
создать условия для развития положительного отношения ребенка к
себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной
компетентности детей;
·
предложить учащимся спектр возможностей и помочь ему сделать
выбор;
·
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в
реализации интересов;
·
владение комплексом диагностических методик;
·
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности,
сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
·
ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать
содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных
оценок и выводов;
В работе с детьми ОВЗ
применяются следующие подходы:
·
1. индивидуальный подход;
·
2. предотвращение наступления утомляемости;
·
3. активизация познавательной деятельности;
·
4. проведение подготовительных занятий;
·
5. обогащение знаниями об окружающем
мире;
·
6.коррекция всех видов высших
психических функций: памяти, внимания, мышления;
·
7. проявление педагогического такта.
Первое, что я сделала – это
добилась, чтобы в классе к ним относились как равным, поддерживали их,
помогали. Но с учёбой приходилось туго как детям, так и мне.Если ребёнку с
нарушениями слуха достаточно было только выбрать правильное место посадки,
чётко проговаривать ему задания, просить повторить выводы для лучшего
понимания, больше давать ему карточек, чтобы облегчить ответы ребёнка на
уроках, то с детьми с задержкой
психического развития дела обстояли намного хуже. Мне пришлось начинать с нуля. Сложность обучения была ещё в том, что у них
очень медленный темп деятельности. В письменной речи делались
специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены,
пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много
исправлений, помарок. С трудом усваивались правила выделения границ
предложения.
Для детей с ЗПР я организовывала
коррекционные занятия, которые были направлены на компенсацию недостатков развития
детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных
особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование
учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной
познавательной деятельности.
Конечно. Вся моя работа проходит до
сих пор в тесном сотрудничестве с родителями, потому что этот процесс должен
быть непрерывным, иначе я не смогу добиться положительной динамики в обучении.
Благодаря всему этому, обучение сдвинулось с мёртвой точки. Мальчики научились
читать, они берут нижнюю норму техники чтения, им нравится отвечать на
поставленные вопросы. По русскому языку – научены списывать текст с малым
количеством ошибок, писать под диктовку. По математике – выучена таблица
умножения, знают алгоритмы письменных приёмов сложения, вычиания и умножения.
Конечно, до успехов им ещё далеко, но главное, что эти дети хотят учитья. И нам
с ними предстоит большая работа.
Вера в возможности
ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у
него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство
уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога,
родителей в оказании совместной
помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого
ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть
полноценным членом общества. Для таких ребят создаю разноуровневое обучение.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляю с учетом: обязательных
результатов обучения; межпредметных связей; практической направленности.
Выбирая посильный уровень сложности обучения предмету, ученик оказывается в
группе переменного состава. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и
делается не «навсегда». Три уровня сложности позволяют охватить практически
всех детей, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к
способностям учащихся.
Зная уровень сформированности у школьников
умений по решению различных задач, при подготовке к уроку заранее планирую все
виды дифференцированного воздействия, подбираю задачи, продумываю формы помощи
для каждой группы учащихся.
На
уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса.
Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, ребята с ОВЗ пользуются
учебником.
Разноуровневые задания, составленные с учетом
возможностей обучающихся, создают в классе благоприятный климат, где дети не
боятся отвечать, выполнять контрольные работы. У учеников, в том числе и с ОВЗ,
появляется вера в свои возможности. Всё это способствует активизации
мыслительной деятельности, создает положительную мотивацию к учению.
Тэги:
ОВЗ,
ограниченные возможности здоровья,
адаптация,
ЗПР,
педагогическое сопровождение