Танцевальная терапия - Алексей Вениаминович Гадаев
Информация о текущем состоянии портала https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Алексей Вениаминович Гадаев


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алексей Вениаминович Гадаев / Блог / Танцевальная терапия


ЗАПИСЬ #722

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


15 мая 2019, 19:44, автор - хозяин блога
Алексей Вениаминович Гадаев

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия помогает людям с эмоциональными расстройствами, нарушениями общения, межличностного взаимодействия. При этом используется танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием.
Цель – развитие осознания собственного тела, сознание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Танцтерапия показана для социально психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения и реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей и др.).
Почему упражнения танцевальной терапии полезны?
Специальные упражнения представляют собой раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.
Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:
  • 1.Углубление осознания собственного тела и возможностей его использования.
  • 2.Усиление чувства собственного достоинства (позитивное Я).
  • 3.Развитие социальных навыков: позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
  • 4.Помощь при вступлении в контакт с собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. Всё это позволяет высвобождению подавляемых чувств и исследование скрытых конфликтов. Особенная помощь при танцевальных упражнениях – это снятие физического напряжения при раскачивании и растяжках.
  • 5.Создание «магического кольца».  Танцевальные занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс - "магическое кольцо". ... Он  создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.
После занятий в танцклассе человек, как правило, испытывает чувство облегчения и душевной гармонии.
Тело и разум сливается в танце как единое целое, то есть при любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Танцевальная терапия имеет отличия от школы танцев. В книге И. Малкиной – Пых «Телесная терапия» записано:
"Коренное отличие терапии от школы танца лежит в отсутствии предустановленного результата – образа, стиля, словаря движения. Для танцевальной терапии важнее, что человек чувствует, когда движется. То, как это выглядит, имеет скорее диагностическую ценность. Второе отличие – наличие терапевта, т. е. человека, имеющего специальное психотерапевтическое образование в сочетании с опытом в танцах. Третье отличие – соотношение вербальной модальности и танца. Танцевальная терапия всегда связана с установлением и углублением связей в системе «тело – сознание» и поэтому обращается к разным языкам – как к «языку» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «терапевтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта. <,..>
Тело является фундаментальной ценностью человека и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах. Тело – это изначальная данность в бытии родившегося младенца. Развиваясь, ребенок прежде всего вычленяет из реальности именно свое тело. Позже тело становится основой личности и сознания и воспринимается как «Я». Именно телесно-чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом, и в онтогенетическом аспекте.

Известно, что каждый ребенок обладает богатым спектром ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения другим людям.
Но у многих людей издержки воспитания, сложности взросления и переживаемые стрессы постепенно приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще негативных, разрушительных или неуместных), к утрате глубины переживаний, к оскудению диапазона эмоций (или к усилению их хаотичности и разрушающей интенсивности).
Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способ защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь», узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению.

Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, человек приходит к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения и восприятия, действия – от мышления и чувств, понимание – от поведения. Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом, потерю контакта с частями души и тела, с чувственной реальностью мира. Человек утрачивает ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть восприятия и уже не может по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. В итоге с возрастом человек все сильнее чувствует трагичность существования, погружается в страдания либо в «оценочное переживание жизни», что подменяет ему радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Человек начинает ощущать, что он не целостен, что он потерял контакт с собой или его не удовлетворяет качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.
К потере контакта с телом приводят:
• любого рода насилие: физическое, эмоциональное или психологическое;
• ранние детские болезни, трудные роды, врожденные дефекты, физические травмы, которые ребенок не мог контролировать, несчастные случаи и хирургические вмешательства;
• плохие ранние объектные отношения, где родительское «отзеркаливание», столь необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным;
• неадекватные или нарушенные границы в отношениях членов семьи;
• критика и чувство стыда, которое родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом; эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или чрезмерно контролирующим родителем;

• ситуации, когда родители покидают ребенка или его игнорируют; ощущение, что тело или личностные особенности ребенка не соответствует культурному идеалу или семейному стилю;
• религиозное обесценивание чувственности, потребностей тела, самой телесности как фундаментальной основы восприятия внешнего мира и внутренних переживаний;
• травмирующий опыт катастрофы, стихийного бедствия, войны.
Развивая способность осознавать свою телесно-чувственную природу, – строя таким образом мост между мыслями, действиями и эмоциями, – телесная терапия запускает процесс их осознания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно-чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, к обретению себя, к полноценной самореализации.
Техники телесной психотерапии расширяют активное или направленное воображение, которое включает в себя не только образы, но и осознанные телесные ощущения и потребности, желания и чувства. Данные техники открывают доступ к соматическому бессознательному и позволяют устранить выявленные блоки, мешающие развитию личности. Эти техники отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек – единое функционирующее целое, сплав тела и психики, где изменения в одной области сопровождают изменения в другой. Чтобы человек смог чувствовать себя единым, вернуть себе ощущение целостности, необходимо не только интеллектуальное понимание, интерпретация или осознание вытесненной информации, но и ощущение в каждый данный момент единства тела и психики, ощущение целостности всего организма».

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы  Мэрион Чейз . Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.
В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет  (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими  больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М.Чейз получила национальное признание.
Marian Chace (31 октября 1896 – 19 июля 1970) - один из основателей современной танцевальной терапии .
Марион Чейс родилась 31 октября 1896 года в Провиденсе, Род-Айленд , дочь Даниэля Чейса Чамплина, журналиста и редактора, и Харриет Эдгаретта (Northrop) Чейс. Ее младшими братьями и сестрами были Марджори (1899-1991), Олив (1905-1977) и Эдгар Нортроп Чейс (1908-1983).
Она изучала современный танец и хореографию с Тедом Шоном и Рут Сен-Денис в школе танца Denishawn и начала работать в качестве танцевального исполнителя. Однако она считала, что тело и ум взаимосвязаны и находятся под влиянием работы Карла Юнга .
На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг ее применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсонааутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.).
Описание метода В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд  принципов:
1.Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
2.Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
3.Триада мысли-чувства-поведение — единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
4.Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
5.Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.
Цели
1.Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
2.Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
3.Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
4.Интеграция внутреннего опыта — установления связи между чувствами, мыслями и движением.
5.Создание глубокого группового опыта.
Виды танцевально-двигательной терапии В танцтерапии можно выделить три группы подходов:
1.Клиническая танцевальная терапия — вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
2.Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга.
3.Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития — это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.
Противопоказания для проведения танцевально-двигательной терапии актуальная продуктивная симптоматика;
стойкие суицидальные тенденции;
грубые поведенческие нарушения;
деменция;
заболевания, симптомы которых могут быть спровоцированы излишней физической активностью.
Материал Википедии
Анджела Айседора Дункан (26 мая 1877 или 27 мая 1878 - 14 сентября 1927) была американской и французской танцовщицей. Эйседора новатор, основоположник свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Жена поэта Сергея Есенина в 1922—1924 годах. В её честь назван кратерДункан на Венере.
Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско в семье Джозефа Чарльза Данкана (1819–1898) — банкира, горного инженера, знатока искусств и Марии Айседоры Грей (1849–1922).
Р. Лабан (1960) разработал систему описания анализа и диагностики движений, известную как «Система анализа формы усилий» четырьмя параметрами:
1.Пространство – может быть прямым и многофокусным.
2. Сила – мощная и легкая.
3. Время – быстрое и плавное.
4. Течение – свободное и ограниченное.
Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий предпринимаемых при совершении движений.
Лабан (Laban, 1960) танцовщик и педагог, создатель (вместе с М. Вигман) предтечи танца модерн — «экспрессивного танца». Как теоретик создал методику анализа движения (кинетография Лабана) и разработал собственную систему записи движений человеческого тела — лабанотацию, что сделало его одной из ключевых фигур современного танца.
Лабан (Laban,1960) разработал систему описания, диагностики и анализа движений, известную как «форма усилий», которая использует специальные символы для описания динамических и пространственных аспектов движений, выявляя потребности пациентов и направления психотерапевта в его дальнейшей работе. Лабан выделяет следующие параметры для описания динамики движения: пространство (прямое и многофокусное),сила (мощная и легкая), время (быстрое и плавное) и течение (свободное и ограниченное). Эта система, где каждое движение может быть описано по любому из этих измерений, составляющих в комбинации восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении действия, позволяет участникам лучше понять и расширить репертуар движений. 
Материал Википедии
Рудольф фон Лабан (нем. Rudolph von Labanангл. Rudolf Laban15 декабря1879Пресбург, Австрийская империя — 1 июля1958Вейбридж в графстве Суррей, Великобритания) — танцовщик и педагог, создатель (вместе с М. Вигман) предтечи танца модерн — «экспрессивного танца». Как теоретик создал методику анализа движения (кинетография Лабана) и разработал собственную систему записи движений человеческого тела — лабанотацию, что сделало его одной из ключевых фигур современного танца.
Изучал архитектуру в парижской Школе изящных искусств. Во время обучения заинтересовался взаимодействием движения человеческого тела и пространства, которое его окружает. В возрасте 30 лет, увлёкшись идеями Хайди Дзинковска (Heidi Dzinkowska) и свободным танцем, фон Лабан переезжает в Мюнхен, где начинает разрабатывать собственный стиль пластики — «Экспрессивный танец» ( Ausdruckstanz).
В 1915 году в Цюрихе фон Лабан основывает «Хореографический институт», у которого позднее появились филиалы в других городах Европы.
Лабан стремился к возрождению социальной роли искусства как совместного действия людей; главное место в этом он отводил танцу. Настоящий новатор и один из первых теоретиков танца, он придумал новую систему его записи — «лабанотацию». Наибольшую известность Лабан приобрел как создатель «экспрессивного танца» ( Ausdruckstanz) и искусства «движущихся хоров» (последний вид искусства был особенно распространён в Германии и Советской России в 1920—1930-х годах).
Чтобы танец поднялся на уровень других искусств, в нём должен совершиться переворот, подобный тому, какой в начале XX века произошёл в изобразительном искусстве. Лабан помог этот переворот совершить. Самый, пожалуй, радикальный из всех пионеров свободного танца, он отказался не только от традиционных танцевальных па, но и от музыкального аккомпанемента, темы и сюжета. Он открыл, что выразительность танцу придает пространство, а не тело как таковое. Освободившись от заученных движений, тело должно искать собственные ритмы и «упиваться пространством».
В 1920-е годы вокруг Лабана объединились не менее смелые экспериментаторы танца — Курт ЙоссМэри Вигман, Сюзанн Перроте (Susanne Perottet), Дуся Берёзка (Dussia Bereska). Они работали вместе в больших летних школах в Мюнхене, Вене и Асконе, до тех пор, пока не была основана первая международная труппа  Tanzbuehne Laban (1923—1926) — «театр аутентичного жеста» или «экспрессивного танца».
Театр танца Лабана не был чужд социальной тематике, вдохновляясь драмой Б.Брехта, конструктивизмом, политической карикатурой. В 1930-е годы, совместно с Йоосом, Лабан создавал политические антивоенные балеты. В 1938 г. он покинул Германию, а после окончания войны открыл студию по изучению движения в Манчестере. В 1975 г. эта студия, переехав в Лондон, стала всемирно известным  Центром движения и танца Лабана.
Среди учеников фон Лабана были Харальд Кройцберг, балерина Нина Вершинина.

Танцевальная терапия позволяет клиенту получить непосредственный опыт, а не просто вербализировать некие переживания . Движения  соответствуют наиболее раннему уровню переживаний и позволяют выразить чувства, трудно облекаемые в слова.
Существуют методы проведения танцтерапии такие как приветствие, разминка, медитация и др. В методе Чейз специалист может быть наблюдателем или активным участником. При этом специалист сосредотачивает свои усилия на движениях клиента, может потенцировать (усиливать, потенция - от лат. potentia - сила, возможность) своими движениями контакт членов группы между собой, изменять характер движений клиента. Если члены группы танцуют одновременно, то это дает участникам возможность почувствовать свою принадлежность к группе, усиливает групповую сплоченность, особенно если движения происходят под ритмическую музыку, возникает феномен так называемой ритмической синхронизации. Альтернативой является поочередное представление своего танца в группе. Когда акцент делается на проявлении и развитии самоидентичности.
Психодинамический вариант метода танцтерапии «эго-тела » Сэлкина ( Salkin , 1973) усиливает самоидентичность за счёт переживания обычной последовательности событий первых лет жизни индивида, при этом работа сосредотачивается на движениях, выражающих мысли и чувства.
К.Рудестам в книге «Психокоррекционные группы» пишет: 
«Терапевт, использующий технику "тело-Я", знает, как двигательный стереотип может быть связан с эмоциями. Например, индивидуумы с эмоциональными нарушениями часто демонстрируют неестественные телесные позы. Тревожный человек может в волнении покачиваться, руки его подергиваются, выражение лица напряженное. Руководитель группы пытается установить связь с участником путем сензитивного зеркального отражения этих движений и поиска альтернативных. Для участников с тяжелыми нарушениями целью может быть достижение ясного образа тела и разграничение себя и других, фантазий и реальности.
Движения большинства людей не столь преувеличены или регрессивны. Тем не менее, статические позы, манера и характер движения могут отражать внутреннее состояние: психическую самоизоляцию, страхи или идиосинкразические личностные черты. Группа старается помочь каждому участнику пережить эмоциональные изменения посредством достижения изменения в физических позах и движениях.
Техника "тело-Я"  Сэлкина используется при работе с детьми всех возрастов, с умственно отсталыми людьми, с людьми с эмоциональными нарушениями, а также с хорошо функционирующими взрослыми и с профессиональными танцорами. Вследствие того, что каждая группа имеет свой уровень функционирования, Сэлкин делит участников на классы по возрасту и умению танцевать. Большинство танцевальных терапевтов рассматривает действия участников групп в русле психоаналитической теории. Техника  "тело-Я" Джерри Сэлкина (Salkin, 1973) является примером попытки соединения системы форм усилий с психоаналитической теорией. Элементы пространства, силы, времени и течения используются в специальных целенаправленных физических движениях для усиления ощущения своей самобытности путем повторного переживания последовательных этапов развития, через которые человек проходит в первые годы жизни. Движения, выражающие мысли и чувства, инстинкты и влечения поощряются и стимулируются. Когда участник группы экспериментирует с более рискованными физическими и эмоциональными проявлениями, появляются новые чувства и действия, способствующие развитию личности.
Другим методом является танцтерапия Бернстайна (Bernstein, 1979) имитирующая процедуры инициации в качестве средства коррекции незавершенного процесса развития. 
Танцевально-двигательная терапия П.Бернстайна (Bernstein, 1979) – еще один психодинамически ориентированный подход, рассматривающий танцевальную терапию как средство коррекции неоконченного процесса развития. Групповая среда искусственно создается для выполнения той же функции, какую выполняют различные формы религиозного обряда в примитивной культуре. Л.Бернстайн и П.Бернстайн (Bernstein & Bernstein, 1973-1974) утверждают, что в нашем обществе мы не разрабатываем ритуалов, отмечающих переход человека на новую стадию развития. Например, племя американских индейцев отмечает переход мальчика-подростка к зрелости, показывая в ритуальном действии сцену самостоятельной охоты на первого оленя. Современные культуры как будто стремятся защитить свою молодежь от кризисов и конфронтации и тем самым избежать необходимого процесса психического развития. Танцевально-двигательная терапия ставит целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде для обучения людей, не способных адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам. Определенные периоды кризисов развития повторно проигрываются и преодолеваются до интеграции.
В этом подходе руководитель группы действует как тренер-хореограф, управляющий кризисом в терапевтических пределах. Руководитель должен сохранять конфронтацию, поощряющую развитие, и в то же время удерживать тревогу на уровне, с которым участники группы могут справиться. Во время группового процесса члены группы учатся действовать без поддержки и помощи группы, развивая собственную способность справляться с межличностными проблемами. Члены группы могут начинать занятие с импровизированных движений под музыку, сначала медленных и мягких, затем перерастающих в быстрые движения, ударов, "прыжков", "нажатий" и наконец приводящих к катарсическому освобождению.
Когда участники начинают двигаться друг с другом, они поощряются к выражению скрытых чувств и фантазии в сценах, основанных на движении. Использование символической ролевой игры в танцевально-двигательной терапии для преодоления кризиса развития иллюстрирует следующий пример девочки-подростка, испытывающей эмоциональные трудности в обращении с иррациональными авторитетами.
Занятия часто начинались с движений взаимодействия, переходивших затем в сильные, быстрые, направленные серии движений. Доверие возникло, когда Бетси разрешили излить подавленные эмоции гнева в психомоторных ситуациях. Терапевт играл роль терпящего поражение агрессивного всепобеждающего объекта из ее прошлого, который подвергается "разрушению" под ударами, пинками, шлепками. Движения одновременно сопровождались гневными выкриками. Голос и движения Бетси становились сильнее и увереннее, выражая вместе с движениями других участников гнев по поводу несостоятельных требований матери. Изменения установок и внутреннего эмоционального состояния проявлялись в изменениях ее телесных поз и танцевальных движениях (Bernstein, 1972, р. 66). 
Символический ритуальный процесс, столь явный в подходе Бернстайна, еще более очевиден в психомоторном тренинге Альберта Пессо (Pesso, 1969, 1973), подчеркивающем связь между телесной и танцевальной терапией.* Целью психомоторного тренинга является "обеспечение управляемой двигательной арены для ясного и приносящего удовлетворение выражения эмоций" (Pesso, 1969, р. 70). Для достижения этой цели Пессо соединяет в структурированном групповом подходе свой опыт в исполнении танцев и обучении им с концепцией открытой встречи Уильяма Шютца и с биоэнергетическим методом Александра Лоуэна.
* Можно заметить, что двигательное обучение методом "Астон-копирования" Джудит Астон объединяет танцевальную и телесную терапию столь же впечатляюще. "Астон-копирование" обучает физическому равновесию и снижению напряжения путем воздействия на структурные и функциональные "удерживающие" привычные стереотипы тела.
В психомоторном тренинге акцент в меньшей степени делается на дисциплине танца и в большей – на высвобождении через движение важных аффективных переживаний. Применение подхода включает три этапа. На первом участников обучают большей сензитивности к их моторным импульсам, которые могут быть разделены на импульсы рефлекторные, произвольные и эмоциональные. Рефлекторные импульсы связаны с реальностью тяготения, произвольные – с ощущениями и внешним миром, эмоциональные сосредоточены на внутреннем мире чувств. В психомоторной группе прежде всего обучают видовой позе.
Эта поза достигается путем расслабления всех скелетных мышц, вызывающего падение участника на пол. Чтобы сделать успешным ее выполнение, участники должны фактически "выключить" мысли и чувства из своего сознания. Хотя видовая поза рассматривается как исходная точка и начальная позиция других упражнений, это только умение, действующее на рефлекторном уровне. Работа с произвольными импульсами включает исследование сознательно контролируемых движений, которые могут быть и целенаправленными, например обход комнаты для удовлетворения любопытства. Для увеличения сензитивности к эмоциональным импульсам члены группы занимаются улучшением распознавания основных эмоций (страха, гнева, любви, удовольствия) и отработкой их в безопасных условиях группы. Например, участникам могут предложить принять видовую позу, вспомнить житейскую ситуацию, обычно вызывающую страх, и как можно быстрее ответить на "неотреагированное" мышечное напряжение, которое вызывается воспоминанием об этом инциденте. Воспоминание стимулирует эмоциональные импульсы, которые переводятся в действие. Один член группы может залезть под стол. Другой свернуться в клубок и дрожать, третий громко смеяться. Затем участники обсуждают опыт. Они делятся мыслями о том, как чувства ложатся в основу психомоторного проявления, чем можно облегчить это проявление, и предлагают друг другу поддержку.
На втором этапе действия становятся межличностными. Члены группы помогают друг другу развивать эмоциональные переживания. Согласно Пессо, для моторного развития эмоции ее вначале нужно пережить, для чего требуется припомнить инцидент, а затем тело должно по возможности спонтанно двигаться для выражения эмоции. Прямое действие, прорывающееся через слова, – самая ясная форма, которую может принимать эмоциональный импульс. Наконец, "окружающая среда" в лице других членов группы должна поощрять участника реагировать так, как будто действие, порожденное эмоциями, было эффективным. Эмоция не найдет разрешения и не будет интегрироваться в личности до тех пор, пока она не "аккомодирована" или не проявлена по отношению к другим. В обычном на этом этапе упражнении руководитель может назначить некоторых участников ведущими ("контролерами"), других ведомыми ("контролируемыми"). "Контролеры" с помощью жестов указывают, как они хотят, чтобы "контролируемые" двигались, и экспериментируют с изменениями скорости, направления и уровня движений. Другие межличностные упражнения могут включать физический контакт между участниками группы.
На третьем этапе развития психомотороной группы эмоциональное моторное выражение проходит через "структуры", подобные психодраматическим сценам. Например, участник может вспоминать, как в определенной ситуации родители причинили ему боль, что в конечном счете вызвало чувство фрустрации. Далее руководитель отбирает "структуры", которые помогут человеку повторно пережить боль и гнев и дадут возможность выразить эти чувства в действии. "Отрицательные аккомодаторы" раздражают участника, вызывая в нем чувство растущего гнева и фрустрации. Как только отрицательные переживания преодолены и участник достигает катарсиса, "положительные аккомодаторы" предлагают желаемый комфорт и заботу. Одно из решающих различий между психодраматическими сценами и психомоторными структурами состоит в том, что структурные действия в основном невербальны. Они сосредоточены на движении. Наиболее "изощренная" танцевальная терапия проводилась для индивидумов с тяжелыми нарушениями, когда особенно необходимы и уместны диагностика двигательных отклонений от нормы и создание систематической программы развития координации и плавности движений. В меньшей степени акцентировалась танцевальная терапия в психокоррекционных группах студентов колледжей и хорошо функционирующих взрослых. Возможно, интерес к ней был обусловлен совместным выполнением каких-либо движений. Танец демократичен, танцевать может каждый. Некоторые люди могут казаться "лучшими" танцорами, но всякий раз, когда танец включается в работающую группу, уровни мастерства быстро стираются, и участие в групповом процессе обычно приносит каждому члену группы личное удовлетворение.
Очевидная польза группового танца состоит в расширении самосознания, улучшении физического здоровья и приспособляемости, возможности взаимодействия и сопереживания в группе. Танцевальная терапия способствует переживанию необычных впечатлений и, таким образом, предоставляет участникам возможность опробовать новые способы поведения. Танцевальная терапия может быть средством исследования отчуждения, образа тела, самоутверждения и сексуальности. В лучшем варианте исследование движения помогает участникам "перевести" чувства в действия, а действия – в понимание».



Тэги: движение в танце



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться











  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2019. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Кто нибудь, когда нибудь задумывался о том, что РПЦ, это не христианство. Скорее его антипод. Антихристианство. Взять к примеру тайную молитву `отче наш`. Вам любой поп объяснит, что массовая молитва лучше личной, что чем большую толпу верующих соберет поп, тем лучше бог услышит, у бога же проблемы со слухом... Вы задумывались? Почему тайная молитва именно тайная? Почему Иисус в Евангелиях не учит `И так соберитесь большой толпой и орите Отче наш`? Иисус говорит так: А ты если хочешь помолиться, зайди в комнату свою, и затвори дверь, и помолись в тайне, и отец твой видящий тайное, воздаст тебе явно. И не будьте как фарисеи и лицемеры, любящие на углах и площадях публично молиться. Истинно говорю вам, они уже получили награду свою. Вы поняли почему? Потому что публичная молитва, она не для веры. Потому что когда молишься публично, то не можешь дистанцироваться от популизма, от того чтобы молиться на показ людям. Когда же молишься тайно. Никто тебя не видит кроме бога. Никто не оценивает тебя. Ты не стремишься показать себя перед кем-то. Ты молишься искренне. И молишься если веришь, а не для доказательства веры окружающим. Им ты ничего не обязан доказывать. Что же делает поп? А поп говорит: А фигня, молитва тайная не имеет такой силы как молитва толпы. Нужно собрать в одной точке 100500 человек, и чтобы поп, вместе с толпой, нараспев, орали во всю глотку, тайную молитву отче наш, и чтобы люди смотрели друг на друга, и чтобы не халтурили, и чтобы друг перед дружкой перекрещивались... Вот эта молитва, публичная, друг перед другом, да, она сильнее. А тайная, так... Как видим, клали они на учение Иисуса. Ведь если все будут тайно молиться, и не будут молиться на показуху, то и поп толпу не соберет, люди пойдут не к нему на фарисейскую молитву, а будут молиться тихо и незаметно в своей комнате... Он не сможет вести бизнес, РэПэЦэ обанкротится... Поэтому поп учит фарисейству и лицемерию, зато прибыльным для него фарисейству и лицемерию.
Аутистам нечему учиться у аутистов... Поддерживаю!
25 мая - День филолога Ежегодно 25 мая в России отмечается День филолога. Эта дата является профессиональным праздником для всех, кто так или иначе связан с филологией - для выпускников и преподавателей филологических факультетов, учителей русского языка и литературы, работников библиотек, переводчиков и просто ценителей родного языка и литературы. И логично, что он отмечается в нашей стране на следующий день после Дня славянской письменности и культуры. Филология (от греч. φιλολογία, `любовь к слову`) - область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры данного общества. Полагают, что филология возникла в Древней Индии и Греции. В связи с этим классической филологией называют филологию греческого, латинского языков и санскрита. Поскольку мир был словом сотворён, Филолог в нём важнейший человек!!! С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ФИЛОЛОГИ_ПРОШКОЛЬНИКИ! 6411694-a206258 24 мая - День славянской письменности и культуры Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия - учителей словенских. ЦИТАТЫ ДНЯ. `Величайшее богатство народа - его язык`. М. Шолохов `Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна. ...чтобы pазвить хоpоший вкус в литеpатуpе, надо читать поэзию`. Иосиф Бродский `Как читать книгу` `Я не вмешиваюсь в свое творчество` Пер Ла́герквист ✔23 мая 1729 года родился Джузеппе Парини( 290 лет со дня рождения) - итальянский поэт, представитель итальянского просветительского классицизма. ✔24 мая 1899 года родился Анри Мишо ( 120 лет со дня рождения) --- французский поэт и художник. Мишо -- автор книги записок о Востоке Варвар в Азии (1933, в 1941 Борхес перевел её на испанский), сборников галлюцинаторной лирики и гротескно-фантастических стихотворений в прозе `Внутреннее пространство` (1944), `Жизнь в щелях` (1949), `Лицом к засовам` (1954), `Великие испытания духа с приложением бесчисленных малых` (1966), эссе о живописи и художниках `Переходы` (1950), сборников афоризмов `Угловые опоры` (1971) и др., многие из которых сам иллюстрировал. От присужденной Мишо национальной премии Франции по литературе (1964) он отказался. ✔25 мая 1884 года родился Жан-Ришар Блок (135 лет со дня рождения) --- французский писатель, драматург, общественный и театральный деятель, антифашист. ✔25 мая 1934 года родился Евгений Владимирович Бачурин (85 лет со дня рождения)--- советский и российский поэт, бард, художник, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. 💖25 мая 1952 года родился Александр Алексеевич Суханов - советский и российский математик, композитор, бард, автор примерно полутора сотен песен. Спасибо, Георгий Михайлович! По ссылкам сходила. С первым познакомилась. Второй поражает богатством языка. Третий ГЕНИЙ! Услышать ЕГО голос, особенную манеру чтения, которую узнаешь из тысячи- почти что колыбельная для меня. СПАСИБО ОГРОМНОЕ! Чудесного воскресного Вам дня!
Аутистам нечему учиться у аутистов - это мнение родителей. Им нужна социализация с другими детьми - это мнение психологов. Геннадий Иванович, не лукавьте.)) Вас все время тянет в посты Татьяны Ивановны.)) Поспорить? Подначить, зацепив и других? Или отстоять свои взгляды?)) А ВАсильева О.Ю. все - таки министр просвещения.)
Это - лунная ночь невозможного сна, Так уныла, желта и больна В облаках театральных луна; Свет полос запыленно-зеленых На бумажных колеблется кленах. Это - лунная ночь невозможной мечты... Но недвижны и странны черты: - Это маска твоя или ты? Вот чуть-чуть шевельнулись ресницы... Дальше... вырваны дальше страницы. И. Ф. Анненский `Еще бы чуть-чуть и рассвет....`
Что там знать? Просто авторы реформы соединить пытались несоединимое. Подобное тянется к подобному. Посадить в один класс совершенно разных людей - глупость неимоверная. Вот Вы, Татьяна Ивановна, тянетесь к Марьяне Фёдоровне, ибо у вас одинаковые взгляды. И Вас отталкивает от меня и Александра Леонидовича, т.к. у нас совершенно противоположные взгляды. Больной диабетом тянется к такому же больному, с которым можно всё обсудить. А здоровый больного никогда не поймёт. И аутисты должны учиться с аутистами. И это не резервация, а, наоборот, создание зоны комфорта. Но любимые Вами буржуи решили сэкономить.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/